В этой рубрике писатель и литературовед Борис Тучин ставит себе большую задачу — вернуть к жизни имена поэтов, прозаиков и литературоведов советского времени, открыть их заново для современного читателя. В первую очередь речь пойдёт о сибирских авторах. Причём раскрыть эти имена планируется не только в плане творчества, но и в неком историческом контексте (ведь не секрет, что без понимания сути эпохи не всегда можно понять творчество автора), а также в контексте развития литературного процесса того времени.
Цикл первый. «РАПСОДЫ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА». Этюды о поэтах и поэзии военного времени.
Предисловие автора: «С тех пор, как один за другим стали, к великому прискорбию, уходить мои учителя, наставники, старшие коллеги и друзья в медицине, журналистике, литературе, подвижники по жизни, прошедшие через огонь Великой Отечественной, во мне постоянно усиливается осознание всё возрастающего долга перед их памятью.
Произведения, созданные в огне боев теми, кто, сраженные вражеским оружием, уже не вернутся, и сподвижниками их, фронтовиками, возвратившимися с победой, не страдали творческой беспомощностью. Они не должны быть преданы забвению еще и поэтому, и я испытываю необходимость, насколько будет в моих силах, в какой-то форме обращать на эти, эпические в совокупности своей, литературные памятники внимание современных и последующих читательских поколений».
Глава 1. Поэты призыва.
Глава 2. Насущность и достоверность эпоса.
Глава 3. Виктория – это победа.
Глава 4. Из вечных сюжетов.
Глава 5. Написанные кровью Книги.
Глава 6. Снега сорок первого года…
Цикл второй. «МОЙ ДРУГ ПОЛЕМИСТ КАЗИМИР ЛИСОВСКИЙ». К 100-летию Казимира Лисовского.
Предисловие автора: «Цикл очерков «Мой друг полемист Казимир Лисовский» посвящен памяти моего старшего друга, большого поэта, страстного патриота Сибири К.Л. Лисовского (1919 – 1980) и является продолжением цикла «Рапсоды великого подвига». Вместе с тем это фрагмент цикла произведений о выдающихся литераторах старшего поколения. Часть из них мне посчастливилось застать еще живыми, полными сил, работающими в литературе, создающими яркие, интересные книги. Других я не мог знать лично, в силу разницы в возрасте, и повествование о них дополнилось архивными документами, а также — посильным анализом их творчества».
Глава 1. Представление героя: родиновед.
Глава 2. Дневник на всю жизнь: спеша за мечтою…
Глава 3. События в Колпашеве.
Глава 4. Не шапочное знакомство.
Глава 5. Непостоянство литературного критика.
Глава 6. Встреча с юностью.
Глава 7. И ветер времени…
Глава 8. О мастерстве. Цена строки — невыигрыш в полемике?
Глава 9. Земля Санникова? Нет. Земля Бегичева? Да.
Глава 10. «Сумасшедший поезд».
Приложение. Из стихов, посвящённых Казимиру Лисовскому.
Цикл третий. «ВОЙНА НИКОЛАЯ ЯНОВСКОГО, ИЛИ ДЕСАНТНИК ИЗ ПУШКИНИСТОВ». Документальная повесть о жизни литературоведа Николая Яновского.
Предисловие автора: «Сибирский книжный ренессанс начался в первые послевоенные годы. Тогда вернулись домой многие литераторы-сибиряки, чье личное и творческое участие в общенародной Победе требовало серьезного литературного воплощения. Ими воспитывалась достойная писательская смена. Создаваемым произведениям успешно давал добро вновь, после перерыва на войну, возобновивший регулярный выход журнал «Сибирские огни». Доброй коллективной музой можно считать Западно-Сибирское книжное издательство (временами именуемое Новосибирским или Новосибирским областным).
Большой и незаменимый вклад в развитие сибирского книжного ренессанса внес и по сути придал ему стойкий импульс на многие годы Николай Николаевич Яновский (1914-1990), солдат-десантник и армейский газетчик времен Великой Отечественной войны, выдающийся писатель и ученый, создатель полноценной школы сибирских литературоведов. Его драматический творческий путь отражен в документальной повести «Война Николая Яновского, или Десантник из пушкинистов».
Вместо эпиграфа. Воины, много испытавшие (И. Эренбург)…
Вместо пролога. Справочные материалы. Представление героя
Глава 1. Главред перед выбором
Глава 2. Происхождение: из крестьян
Глава 3. Спасти Дон Гуана!..
Глава 4. В годы войны
Глава 5. В Армии освобождения Европы
Глава 6. Реликвии от жизни
Глава 7. Писатель на фронте
Глава 8. Яновский: Вхождение в профессию
Глава 9. Нотация от Яновского
Глава 10. Археология культуры и литературная критика
Глава 11. Система и миф
Глава 12. Трудный книжный ренессанс. Приближение к Наследству
Вместо заключения