«Война Николая Яновского». Вместо пролога. Справочные материалы. Представление героя

В наш насыщенный электронной информацией век нередко высказываются сомнения насчёт необходимости поводыря, спрашивают: всегда ли востребован гид (или, как некогда сказал сибирский литературный классик Николай Ядринцев, «чичероне») по запутанным лабиринтам отечественной и мировой литературы?

Спросим уж заодно: нужна ли сама литература, в том виде, какой она была и создавалась и до Яновского, и в его время? Литература, носившая горделивое, ни на что в мире не похожее самоназвание – советская? Дело, которому он без остатка и колебаний время своё отдал, и сердце, и душу?

Уместно продолжить вопросы: а после-то, после? Иными словами: использован ли тот накопленный запас, в дело пошёл ли, или вслед за уходом с исторической сцены советской власти, распада на разные государства единого и сильного советского же народа ушла эта литература в небытие, не оставив ни тени памяти о ней?

Многие в стране и в мире убеждены в таком повороте. Другие так не считают.

И кому доказать свою правоту, если ты «ушёл на фронт», по Маяковскому, «из барских садоводств поэзии – бабы капризной»? Посильный ответ: доказывать прежде всего приходится наиболее придирчивому критику – потому что себя не обманешь.

Сегодня в разговорах о Яновском с людьми, его не знавшими и к литературе не очень причастными, обычно переспрашивают: «Не тот ли это бывший партработник?» Либо спрашивают: «Это что ли учёный-физик?.. Учёный-химик?» Да мало ли кто ещё… Вплоть до такого: «А ваш герой не потомок ли великого Гоголя?» У классика была ведь, как мы знаем, двойная фамилия – Гоголь-Яновский.

И всё не так. В официальных документах и в обиходных разговорах мой Николай Николаевич Яновский был поименован или называл себя по существу профессиональной принадлежности. То есть не иначе, как писатель. О возможности кровного или хотя бы отдалённого родства с классиком речь никогда не заходила. Однофамилец.

Отмечаю для некоторого собственного успокоения: полное забвение общественностью некогда знаменитого человека еще не наступило.

Биографы Н.Н. Яновского, к счастью, до сих пор не перевелись. Думаю (имею основание рассчитывать), что они-то, если и перестанут помнить его, то далеко не в скором будущем. Эти, более поздние профессионалы в своих сочинениях придерживаются упоминаний о Яновском по его относительно узкой специализации: литературовед, литературный критик. Если копнуть глубже, появится уточнение – исследователь сибирской литературы и её историк за любые периоды развития.

Иными словами: специалист для специалистов же. Только и всего, хотя тоже немало, не всякий посмертно удостаивается подобной чести.

А было время – имя его значилось в числе наиболее выдающихся писателей и ученых тогдашних лет. Слово Яновского гремело в напряжённых полемиках, книги во влиятельных центральных и периферийных издательствах выходили тиражами, предельными для литературы такого рода. Притом, что популярность его работ никакими обходными путями и способами не нагнеталась. Просто человек говорил дело. Поэтому ценились его изложение и трактовка предмета, а выдаваемые им факты и оценки, как ценный материал, зачастую использовались учителями русского языка и литературы в школах, преподавателями словесности вузов — сначала как новаторские, с течением времени в качестве общепринятых.

И факт, что сибирскую литературу на протяжении всей ее истории Яновский и понимал, и доказательно рассматривал, а также, — ничуть не нивелируя — выделял, как своеобразную и специфическую составляющую всероссийского, конечно же, и общерусского литературного процесса.

И никогда иначе.

 1. Анкета

Ф.И.О: Яновский Николай Николаевич

Годы жизни: 1914 – 1990.

Происхождение: из крестьян.

Город рождения: Камень на Оби.

Город судьбы и жизни: Новосибирск.

Страна, где работал: СССР.

Род занятий: литература.

Участие в Великой Отечественной войне: IV 1943 – IХ 1945. Действующая Армия 1 и 2-й Украинский Фронт. Стрелок. Писарь. Работник армейской газеты. 6-я Танковая Армия. (из архивных документов, записано рукой самого Яновского). Уточнено Н.Н. Яновским в автобиографии: «В 1944 году взят на работу в армейскую газету «Сталинец» 6 танковой армии, выполнял разную во фронтовых условиях работу – радиста, корректора, литправщика, корреспондента».

Полное наименование части: 6-я гвардейская мотострелковая бригада 5-го гвардейского Сталинградско-Киевского танкового корпуса 6-й танковой армии 2-го Украинского фронта.

Командир: гвардии полковник Денис Матвеевич Осадчий, удостоенный звания Героя Советского Союза посмертно, родился 29 октября 1899, погиб 14 октября 1944.

Правительственные награды Н.Н. Яновского:

  • 1944 — медаль «За боевые заслуги»
  • 1945 — медали «За взятие Бухареста», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За участие в Великой Отечественной войне»

 Пребывание за границей: 1945 год — Румыния, Венгрия, Австрия, Чехословакия (в составе действующей армии)

Основная профессия в мирное время, призвание: писатель.

Жанровая специализация, определяемая им самим: литературный критик, литературовед, мемуарист.

Предмет описаний и исследований: сибирская литература как часть общероссийского культурного процесса.

Классики русской литературы и эталонные мотивы, фигуры для понимания российского литературного процесса (по мнению Яновского): Максим Горький, В.Г. Короленко, А.С. Пушкин. Фольклор.

Основные коллеги и сподвижники:

  • Ф.В. Яновская, супруга, литератор-рецензент, переводчик, составитель сборника «Н. Яновский. Воспоминания и статьи» (1991)
  • М.К. Азадовский, учёный, энциклопедист, профессор академического уровня, этнограф, крупный специалист-сибиревед, собиратель и исследователь сибирского фольклора, публикатор
  • В.П. Астафьев, писатель-прозаик
  • Е.И. Беленький, писатель, литературовед, литературный критик
  • А.В. Горшенин, писатель, литературовед, прозаик, продолжатель и последователь линии Н.Н. Яновского в журнале «Сибирские огни»
  • С.Ф. Коваль, писатель, учёный-литературовед, организатор литературного процесса
  • С.Е. Кожевников, писатель-очеркист, организатор и историк, исследователь литературного процесса, публикатор, редактор
  • В.Г. Коржев, писатель, литературный критик, последователь и продолжатель линии Н.Н. Яновского в «Сибирских огнях»
  • Ю.М. Мостков, писатель, литературовед, литературный критик, редактор
  • В.Г. Одиноков, учёный-литературовед
  • Г.Н. Падерин, писатель-прозаик и очеркист, редактор
  • Е.Д. Петряев, писатель, поэт, литературовед
  • Ю.С. Постнов, учёный-литературовед
  • В.К. Сапожников, писатель-прозаик
  • Е.К. Стюарт, писатель, поэт, редактор
  • А.М. Топоров, писатель-социолог, исследователь общественного мнения
  • В.П. Трушкин, писатель, учёный — литературовед, энциклопедист
  • Б.И. Тучин, писатель-прозаик, поэт, рецензент
  • В.Г. Утков, писатель-очеркист, мемуарист, литературовед, историк сибирской литературы

Список далеко не исчерпан.

Контакты: личные встречи и обширная, содержательная переписка с литераторами разного профиля, жившими в столице и в многих периферийных, преимущественно сибирских городах. По сути, совместная с ними работа.

Издание, пережившее с непосредственным организационным и творческим участием Яновского культурный ренессанс в послевоенные годы: журнал «Сибирские огни».

Карьера в журнале: внештатный консультант и рецензент, в штате с 1950 года — литературный сотрудник, заведующий отделом, заместитель главного редактора.

Любимое детище: фундаментальное многотомное «Литературное наследство Сибири» (1969 – 1988). Не закончено. Остановлено в связи с болезнью и смертью создателя на состоявшемся (напечатанном) 8-ом томе.

Города, где выходили его книги: Барнаул, Иркутск, Кемерово, Москва, Новосибирск, Омск, Тюмень.

Эпитеты, присвоенные ему биографами: «истинный патриот и подвижник сибирской литературы» (А. Горшенин), «Нестор литературной Сибири» (Ю. Мостков, В. Трушкин), «труженик литературы» (Е. Стюарт), «собиратель сибирской литературы» (разные источники), «энциклопедист в литературоведении» (разные источники).

2. Штрихи к автопортрету. Высказывания и афоризмы из книг Н.Н. Яновского

Из книги «Верность» (1984)

«Так часто случается: новое поколение исследователей вносит свои уточнения в реальный литературный процесс прошедших времён. Ход литературных событий обрастает ранее неизвестными фактами, которые позволяют иначе осмысливать деятельность людей, их искусство, наконец, и само время. Кроме того, каждое поколение смотрит на прошлое с высоты своих достижений и своих задач, потому и открывает в произведениях писателей прошлого то, что подчас было недоступно их современникам».

Из книги «Поиск» (1979)

«Человеческие судьбы, как известно, неповторимы, они складываются прихотливо, полны неожиданностей, и частенько бывает трудно уловить, с какого времени мы обнаруживаем, что рядом с нами жил и трудился ярко одаренный человек».

Из книги «Голоса времени» (1971)

«Прошлое и настоящее всегда взаимосвязаны, и с особенной очевидностью – в явлениях крупного масштаба. Сознательное или бессознательное нарушение этой органической связи в художественном произведении или в суждении о нём неизбежно ведет к существенным идейно-художественным и теоретическим потерям. Притупленность исторического чувства проявляется многолико. То как механическое противопоставление настоящего прошлому, то, как превознесение абсолютной значимости «злобы дня», то как забвение тех или иных событий и лиц, а то и просто как откровенное пренебрежение к так называемым «мелочам времени». Но культура народа не определяется только тем, что на виду. Она значительна и тем, что содержится в её глубине, сокровенно и неприметно, ибо в этом глубоком и «мелком» продолжает зреть и расти то, что завтра станет новым всплеском народного гения».

Из книги «Писатели Сибири» (1988)

«Суть в том, что человеческое сообщество ныне в своем стремительном развитии проходит новый, решительно не похожий на прошлое виток, что и требует художественного осмысления в свойственных времени параметрах и напряжениях.

С каждым новым годом люди всё острее и острее ощущают себя человечеством, хотя само понятие это возникло несколько столетий назад».

3. Принципы литературоведа Н.Н. Яновского

Обозревая объёмистое литературное наследство самого Яновского, сформулируем положения, задействованные, как фундамент, на котором возведено сложное строение его работы.

Основание: его литературная (она же, конечно, и общественная) деятельность, выстроенная им на тех же устоях, которых он придерживался во всех остальных аспектах своего жизненного поведения. В помощь возьмём углубленное чтение его собственных произведений, исполненных в книгах, в статьях и очерках из периодики, а также послесловиях и предисловиях к работам различных авторов (здесь я пристрастен – к одному из моих романов тоже), неизменно содержательные беседы с Н.Н. в разное время. Последнее (личные встречи), к сожалению, по разным уважительным причинам случалось не так часто, как хотелось бы.

Источники: его прижизненные и посмертные публикации разного рода, его переписка с различными адресатами. Тому и другому, как говорится, несть числа. Повторяю: и мои собственные впечатления от личных и письменных контактов с этим незаурядным деятелем отечественной культуры — тоже.

И несколько сот архивных папок с материалами Николая Николаевича. Сей клад (точнее вклад – достойное пополнение Литературного наследства Сибири) содержит бумаги, с которыми после его кончины вдова и сподвижница Фаина Васильевна сочла возможным познакомить исследователей, передав на хранение в Государственный архив Новосибирской области, где их зарегистрировали в качестве Фонда 272.

И вот как выглядят (в моих, по крайней мере, глазах) основные заветы старейшины сибирских литературоведов – сформулированные по прошествии достаточно продолжительного времени, когда былые идеологические и окололитературные баталии отшумели, отгремели, и людьми последующих поколений были забыты.

  1. Изучение и освещение в печати творчества писателей, так или иначе, впрямую или опосредованно, тематически связанных с Сибирью.
  2. Самое бережное отношение к произведениям исследуемого автора, ко всему его творчеству и, безусловно, к личности писателя.
  3. Непременное изучение биографии писателя, как основного материала, а также критерия для понимания его творчества.
  4. Максимальное следование за мыслью автора, для чего необходимо выявление и сопоставление имеющихся в распоряжении исследователя и доступных к использованию аналитиком вариантов и даже черновиков произведения.
  5. Рассмотрение произведений в связи с тем, какое они занимают место в контексте современного автору литературного процесса.
  6. Разбор творчества рецензируемых литераторов с позиций поиска позитивных начал в характерах героев и в авторских размышлениях и рассуждениях.
  7. Стремление и натренированное умение в пределах реальных возможностей максимально раздвинуть рамки идеологического диктата.
  8. Собственно специальный литературоведческий анализ изучаемого материала: соответствие текста жизненным реалиям, сюжет, язык и стиль, выпуклость и рельефность образной ткани.
  9. Безбоязненное вступление в полемику в тех случаях, когда задеваются его принципы и убеждения. Стремление идти до конца, как бы это ни отразилось на профессиональном и социальном статусе, не исключая, естественно, и личных неприятностей. Максимально корректный стиль в творческих спорах.
  10. Умение находить единомышленников, призывать их к сотрудничеству, в нужных случаях оказывать содействие при продвижении их произведений, созданных на литературном поприще.
  11. Помощь начинающим, которые пробивают себе дорогу в большую литературу. Безошибочное чутье в отыскании талантов.
  12. Поддержка произведений и самих литераторов, живых и ушедших, творчески состоявшихся, подвергнутых несправедливым с точки зрения Яновского нападкам и разгромным оценкам. Настойчивое стремление добиваться необходимых, по его мнению, публикаций.

Следующая глава ->

Оцените этот материал!
[Оценок: 0]