Литературу гигантского региона между Уралом и Тихим океаном трудно представить себе без имени крупнейшего российского критика и литературоведа, историка литературы Николая Николаевича Яновского. Сделанное им поражает. И не только объемом и масштабом, для одного человека просто невероятными, но и той беззаветной любовью и верностью сибирской литературе, какими всегда отличалась его деятельность.
Круг литературно-исторических интересов Николая Яновского был чрезвычайно обширен. Сотни рецензий, очерков, статей, литературных портретов, без малого два десятка книг и монографий написал он за свою жизнь. «Героями» его исследований стали Марк Азадовский и Лидия Сейфуллина, Николай Ядринцев и Всеволод Иванов, Георгий Потанин и Василий Шукшин, Вячеслав Шишков и Савва Кожевников, Владимир Зазубрин и Сергей Залыгин, Илья Лавров и Исаак Гольдберг, Георгий Гребенщиков и Виктор Астафьев, Михаил Ошаров и Валентин Распутин, Афанасий Коптелов и Николай Самохин. И этот список можно продолжать…
С одинаковой заинтересованностью Яновский писал как о литераторах прошлого, так и о своих современниках. Он вообще рассматривал историю и современность как два крыла единого процесса и, по какому бы поводу ни высказывался в своих работах, обязательно поверял настоящее прошлым, прослеживал, по верному замечанию критика Ю. Мосткова, «взаимосвязь, преемственность поколений писателей-сибиряков, их вклад в литературно-исторический процесс».
По существу, он создавал собственную историю литературы Сибири. Собрав и систематизировав необъятный материал, Николай Яновский убедительно доказал, что, имея богатые литературные традиции, Сибирь никогда не испытывала недостатка в талантливых писателях.
А сколько «белых пятен» на литературной карте Сибири удалось ему «закрыть», сколько незаслуженно забытых имен «воскресить»! Благодаря Н. Яновскому читатель узнал о Станиславе Исакове, Арсении Жилякове, Максимилиане Кравкове, Иване Тачалове, Александре Новоселове…
Помимо теоретического изучения жизни и творчества забытых и малоизвестных авторов, Николай Яновский вел большую работу в деле популяризации их произведений. Он, например, составил и прокомментировал книги Михаила Ошарова «Тяжелое счастье» и «Большой аргиш», Феоктиста Березовского «Под звон кандальный», Георгия Гребенщикова «Чураевы» и «Егоркина жизнь», подготовил к публикации произведения ряда других писателей прошлого.
Что же заставляло Николая Николаевича «отвлекаться» от собственного творчества и прилагать немалые усилия, чтобы разыскивать, выверять, комментировать и, наконец, достойно представлять произведения литераторов давно минувших дней? Ответ на этот вопрос дает сам критик:
«Чем руководствуюсь я, по многу лет работая над изданиями такого типа? Желанием поставить на службу народу все лучшее и ценное, что создано на русском языке, желанием глубже проникнуть в реальный ход литературной истории родного края, расширить наше представление о тех культурных богатствах, которые мы накопили и которые, чего греха таить, случается, забываем. Между тем эти богатства, безусловно, нужны нам сегодня, чтобы интенсивней, успешней развивать нашу культуру».
Именно это благородное желание и побудило Яновского в свое время выступить инициатором воссоздания уникального издания «Литературное наследство Сибири», бессменным главным редактором которого и составителем практически всех вышедших томов он оставался до последних дней своих.
О размахе и сложности литературоведческих задач данного издания свидетельствует уже само его содержание. В каждом томе масса интереснейшего и ценнейшего материала литературной истории, много до тех пор не издававшихся произведений, писем (в частности, некоторые очерки и рассказы В. Зазубрина и его переписка с А.М. Горьким) и т.д. Вся эта колоссальная работа, под силу, казалось бы, лишь крупному научному подразделению, организовывалась и направлялась в основном усилиями и энергией одного человека. Но так именно и было! Не зря же в литературных кругах Новосибирска 1970 — 1980-х годов Николая Николаевича полушутя называли «человеком-институтом».
Работа над «Литературным наследством Сибири» Яновскому давалась нелегко и непросто. И часто по причинам отнюдь не литературно-исследовательского характера. Надо не забывать, что бал тогда правила идеология и за всем в творческо-издательской деятельности бдительно наблюдало цензорское око. Именно оно не позволило еще в 1970-х годах опубликовать в журнале «Сибирские огни», где Яновский долгое время был сначала заведующим отделом критики, а потом заместителем главного редактора, «крамольные» повести Владимира Зазубрина «Щепка» и «Общежитие». Именно оно заставило убрать их и из второго тома «Литературного наследства Сибири», полностью посвященного творчеству Зазубрина, а в итоге Николаю Николаевичу пришлось расстаться с «Сибирскими огнями».
Литературный поиск Яновского не ограничивался только неизвестными страницами литературной истории. Николай Николаевич и даже хорошо вроде бы исследованную проблему мог увидеть под нетрадиционным и неожиданным (а на поверку более близким к истине) углом зрения. Хорошим подтверждением тому может служить статья Николая Яновского «Веление времени. Гражданская война в изображении Вячеслава Шишкова», где критик предлагает свое, идущее вразрез с устоявшимся, понимание одного из самых оригинальных и спорных романов знаменитого советского писателя — «Ватага».
Со всей страстностью человека, убежденного в своей правоте, Николай Яновский доказывает ошибочность прежних оценок этого произведения, настаивавших на том, что оно — серьезный просчет выдающегося писателя, пример «пагубного, опасного, чуть ли не преступного непонимания реальных событий гражданской войны». И в первую очередь Яновский спорил с теми, кто утверждал, что Вячеслав Шишков преувеличивал стихийное начало революции. С четких исторических позиций, с неопровержимыми фактами в руках (Шишков писал в романе о реальных событиях, имевших место в Кузбассе), критик доказывал, что романист рассказал правду. Более того, анализируя текст, Яновский приходит к выводу, что одним из первых в советской литературе Шишков задумался о проблеме стихийного и сознательного в революции, о том, куда могут завести волюнтаризм, анархия и своеволие «сильной» личности, потеря ясной цели и прочных нравственных устоев.
Проблемы «стихийного и сознательного», «сильной личности» Николаем Яновским будут подниматься еще не раз. О них критик заговорит, разбирая повесть Сергея Залыгина «На Иртыше», к ним обратится, рассматривая залыгинские же романы «Соленая Падь» и «Комиссия».
В работах, посвященных художественным произведениям писателей-сибиряков о Гражданской войне, с особой силой сказывается одно из главных достоинств Яновского-критика и литературоведа — историзм мышления, который находит свое выражение, прежде всего, в непременном сопряжении анализа литературного с исследованием социально-историческим. Именно историзм, видение литературы в контексте социально-политических условий своего времени и исторической перспективе стали краеугольным камнем творчества Николая Яновского.
Примечательно оно и другими гранями, без которых тоже трудно представить себе Яновского: социологичностью и острой публицистичностью. Николай Николаевич и сам подчеркивал, что он — критик-социолог. Но это не означало, что художественная, эстетическая сторона предмета исследования его мало заботила. Читая лучшие статьи Яновского, напротив, убеждаешься, что и тут он был высокопрофессиональным специалистом, прекрасно разбиравшимся в тонкостях художественного инструментария и литературной аранжировки того или иного «наблюдаемого» им автора. Тем не менее Николай Яновский — это действительно критик-социолог, ибо шел он, прежде всего, от жизни, которую литература отражает.
Продуктивность социологического подхода особенно ощутима, когда дело касается современного литературного процесса и Яновский обращается к творчеству таких, например, писателей-современников, как Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Валентин Распутин, Владимир Тендряков… Социологический анализ позволял Яновскому глубже проникать в авторский замысел, точнее понимать позицию писателя, лучше ощущать его боль и тревогу и доходчивее доносить все это до читателя.
Но социологичность и научность отнюдь не исключали в выступлениях Николая Яновского эмоциональности. Скорее наоборот: холодным и равнодушным словам в его творчестве не находилось места. Иногда, правда, он становился чересчур, может быть, резок и даже запальчив, особенно когда отстаивал «своего» (чьим творчеством глубоко, серьезно и основательно занимался) писателя. Но это говорило о нем скорее и больше как пристрастном и принципиальном художнике, твердо отстаивавшем свою позицию.
Однако Яновский не был таким уж «упертым», чтобы совсем не замечать художественных недостатков в произведениях близких ему мастеров слова. Напротив, ради истины и объективности Николай Яновский умел подняться над своими личными пристрастиями и говорить о недостатках прямо и откровенно. К примеру, отдавая должное горячо любимому и уважаемому им Астафьеву с его замечательной «Царь-рыбой», он, тем не менее, скажет: «Можно, конечно, согласиться, что дневники Герцева и их чтение Элей и Акимом — не лучшие страницы романа. И без этих литературно-философских упражнений Герцев ясен, их искусственность режет ухо». И так же в полный голос говорит критик о недостатках некоторых произведений Лидии Сейфуллиной (в частности, ее пьес «Попутчики», «Наташа») — еще одного дорогого для Николая Яновского писателя.
Какими же истоками питался этот яркий и могучий талант, какими корнями держалась его многогранная, но цельная натура? Чтобы найти ответы, вспомним некоторые факты биографии Яновского.
Родился Николай Николаевич 6 декабря 1914 года в алтайском городке Камень-на-Оби, в крестьянской семье. После школы-семилетки стал… библиотекарем. А потом, вспоминает Н. Яновский, «меня почти двадцать лет «мотало по стране». Был будущий критик и плотником, и каменщиком, и лесорубом, и шахтером. Работал на строительстве Туломской ГЭС в Карелии, а после окончания филологического факультета Ленинградского пединститута им. М.Н. Покровского в 1939 году учительствовал в сельских школах Ленинградской области и Нарымского края. В Великую Отечественную войну Яновский воевал под Орлом и Курском стрелком в танковом десанте. Там же его и контузило. А при форсировании Днепра под Киевом ранило.
В 1944 году во фронтовой газете 6-й танковой армии Николай Яновский впервые выступил с очерками и библиографическими заметками. Но систематически печататься стал с 1948 года в газетах Новосибирска. Началом же профессиональной литературно-критической деятельности следует, по- видимому, считать появление в 1949 году в «Сибирских огнях» первой его рецензии. (С этим журналом впоследствии будет связана вся его творческая судьба.)
Вот ведь сколько пришлось пройти, увидеть, пережить, прежде чем безраздельно посвятить себя главному делу жизни и окончательно осознать себя в нем! И, наверное, не будь этой основательной жизненной подготовки, мы бы имели дело совсем с другим Яновским.
«Признаться, я теперь не жалею, — писал, вспоминая то время, он сам, — что моя мечта «сесть за книгу» не осуществилась сразу в ранние годы — ведь наверняка я не ощутил бы с такой полнотой жизнь родной страны, иначе представлял бы характер своего современника, да и себя вряд ли знал и понимал так, как надлежит знать и понимать каждому литературоведу».
Любовь к книгам проснулась в нем рано. «С тех пор, как помню себя, я был неравнодушен к печатному слову».
Еще будучи студентом пединститута, Николай Яновский начал, по его собственному признанию, составлять «грандиозные исследовательские планы» (он увлекался тогда Пушкиным, и «Маленьким трагедиям» была посвящена его первая литературоведческая работа), однако к непаханой целине своих тем и идей пришел сравнительно поздно: на пороге четвертого десятилетия жизни.
А то, что целина эта существовала, Яновскому подсказывал его жизненный и читательский опыт. Еще юношей-библиотекарем познакомился он с творчеством многих из тех, о ком потом напишет монографии и статьи, кого выведет из разряда «незаслуженно забытых». Пройдя же по трудовым и фронтовым дорогам, окончательно убедил себя в том, что давно пришла пора кардинально пересматривать и дополнять литературную карту и литературную историю Сибири. Постепенно накапливалась и уверенность, что как раз ему и надлежит этим заниматься. В этом крепнущем убеждении, как сейчас совершенно очевидно, не было самонадеянности молодости и переоценки собственных сил. Хотя бы потому, что в первые послевоенные годы, когда начинал Николай Яновский, профессиональной литературной критики и науки в Сибири практически не существовало. Это уж через пару десятилетий вокруг него как некоего стержня сложится целая школа талантливых его сподвижников и последователей (Эдмунд Шик, Юлий Мостков, Лоллий Баландин, Евсей Цейтлин, Виталий Коржев, Владимир Шапошников и другие), для которых главным предметом творчества также станет сибирская литература. Но тогда он был первым. И все же не испугался взвалить на себя огромную ношу…
Вспоминая о Н.Н. Яновском, писатель, эссеист, журналист, председатель Правления Новосибирского отделения Союза писателей России А.Б. Шалин сказал: «Николай Николаевич был очень милым интеллигентным человеком, страстным книголюбом и обладал отличным вкусом и чутьём на хорошую прозу и стихи. Был настоящим подвижником в делах сибирской литературы. Он вернул читателям многие забытые имена сибирских литераторов, а выпуск серии «Литературное наследство Сибири» – это целиком его заслуга, его гигантский труд, его любимое детище, и очень жаль, что со смертью Н.Н. Яновского это издание прекратилось, не нашлось другого исследователя, который бы посвятил свою жизнь продолжению этой серии книг.
Ушёл из жизни Николай Николаевич 24 сентября 1990 года в Новосибирске.
Библиография:
- «Литературные очерки» (совместно с Б. Рясенцевым) (Тюмень, 1955)
- «Всеволод Иванов» (Новосибирск, 1956)
- «Лидия Сейфуллина» (Москва, 1959)
- «История и современность» (Новосибирск, 1959)
- «Художник и время» (Новосибирск, 1962)
- «Краткая литературная энциклопедия» (Н.Н. Яновский в числе авторов) (Москва, 1962–1968)
- «Сергей Залыгин» (Кемерово, 1965)
- «С веком наравне» (Новосибирск, 1965)
- «Афанасий Коптелов» (Москва, 1966)
- «Илья Лавров» (Новосибирск, 1969)
- «Голоса времени» (Новосибирск, 1971)
- «История и современность» (Новосибирск, 1974)
- «Воспоминания о В. Шишкове» (Москва, 1979)
- «Поиск» (Новосибирск, 1979)
- «Виктор Астафьев. Очерк творчества» (Москва, 1982)
- «Очерки русской литературы Сибири» (Н.Н. Яновский в числе авторов) (1982 год)
- «Верность: портреты, статьи, воспоминания» (Новосибирск, 1984)
- «Вячеслав Шишков. Очерк творчества» (Москва, 1984)
- «Писатели Сибири» (Москва, 1988)
- «Воспоминания и статьи» (Новосибирск, 1991)
- «Материалы к словарю «Русские писатели Сибири ХХ века» (Новосибирск, 1997)
Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной молодёжной библиотеки:
Произведения автора:
- «Материалы к словарю «Русские писатели Сибири XX века» : биобиблиограф. сведения / Н. Н. Яновский. — Новосибирск : ИД «Горница», 1997.
- «Голоса времени» / Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1971.
- «Поиск» : литературно-критические статьи / Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-сибирское книжное издательство, 1979.
- «Писатели Сибири» : Избранные статьи / Н. Н. Яновский. — Москва : Современник, 1988.
- «Верность». Портреты, статьи, воспоминания / Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-сибирское книжное издательство, 1984.
- «Воспоминания и статьи» / Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Книжное издательство, 1991.
- «Леонид Иванов» / Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1977.
- «Илья Лавров» / Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1969.
- «Творчество Елизаветы Стюарт». Н. Яновский // «Писатели-сибиряки». Литературно-критические очерки. Выпуск 1 : сборник / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1956.
- «Старейший журнал». С. Кожевников, Н. Яновский //«Писатели-сибиряки». Литературно-критические очерки. Выпуск 1 : сборник / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : «Новосибирское книжное издательство, 1956.
- «Певец Севера (Творчество М. Ошарова)». Н. Яновский // «Писатели-сибиряки». Литературно-критические очерки. Выпуск 2 : сборник / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : «Новосибирское книжное издательство, 1959.
- «Большой художник (О творчестве Л. Сейфуллиной)». Н. Яновский // «Писатели-сибиряки». Литературно-критические очерки. Выпуск 2 : сборник / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1959.
- «М.К. Азадовский (главы из очерка о жизни и творчестве)». Н. Яновский // «Развитие литературно-критической мысли в Сибири» / ред. Л. П. Якимова. — Новосибирск : Наука, 1986.
- «Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Н. Яновский // Литература Сибири. История и современность / ред. Л. П. Якимова. — Новосибирск : Наука, 1984.
- «Мужество». Н. Яновский // «Воспоминания о Елизавете Стюарт» : сборник статей / сост. А. Е. Меликова. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1988.
- «Поэма Ивана Тачалова «Егорка». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 1 / ред. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1969.
- «Несобранные произведения В. Зазубрина». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 2 / ред. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1972.
- «Жизнь и творчество А. Жилякова». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 3 / ред. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1974.
- «Один из зачинателей советской литературы в Сибири». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 3 / ред. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1974.
- «Проза Н.М. Ядринцева». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 4 / ред. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1979.
- «Поэзия Н.М. Ядринцева». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 5 / ред. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1980.
- «О «Воспоминаниях» Г.Н. Потанина». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 6 / ред. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1983.
- «Г.Н. Потанин – писатель, публицист и критик». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 7 / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1986.
- «Неопубликованные произведения Кондратия Урманова». Н. Яновский // «Литературное наследство Сибири». Том 8 / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1988.
О нём:
- «Умное сердце : три портрета» (Е.Стюарт, Л.Решетников, Н.Яновский) / Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1976.
- «О писателях и книгах» / Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1986.
- «Портреты» : литературно-критические статьи / Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1981.
- «Николай Яновский» // «Писатели о себе» : сборник / ред. Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.
- «Человек-институт. Подвижник сибирской литературы Николай Яновский» // «Литература и писатели Сибири. Энциклопедическое издание / А.В. Горшенин. — Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2010.
Источники:
- «Литература и писатели Сибири». Энциклопедическое издание / А.В. Горшенин. — Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2010.
- «Лица сибирской литературы». Очерки и эссе / А.В. Горшенин. – Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2006.