Его имя известно любителям сибирской литературы и читателям «Сибирских огней», где он долгое время работал, а также театралам и театроведам не Новосибирска.
Перу Л. Баландина принадлежат монографии о творчестве ряда известных сибирских писателей, а также статьи по проблемам русской советской литературы, обзоры, рецензии.
Родился Лоллий Александрович 22 апреля 1921 года в Новосибирске. В 1927 году его семья переехала в Томск, а в 1932 году ещё раз сменила место жительства — на этот раз на Омск.
Отец Л. Баландина долгое время колебался в выборе между карьерой оперного певца и медицинского работника и потом пробовал себя в обоих качествах, окончив Томский университет с дипломом врача и одновременно филармоническое училище. А мать играла трагедийные роли в полупрофессиональных драматических коллективах.
Другим увлечением родителей были книги. «Было их у нас великое множество, и пополнение шло беспрестанно. Ни одной свободной от книжных полок стены; от пола до потолка уставлены были они художественной, политической, философской, медицинской, театроведческой и особенно любимой — справочной литературой. Одних только энциклопедий насчитывалось у нас несколько…» — вспоминал Баландин.
Обстановка в семье Баландиных была творческой, развивающей таланты. Игры в буриме, домашние спектакли по собственным сценариям, постоянно звучащая музыка — все это не могло не сказаться на детях. Лоллий и его сестра получили хорошее музыкальное образование, участвовали в различных драматических кружках, пробовали писать художественные произведения.
По его собственным словам, Л. Баландин мечтал лишь о театре. Однако был призван в армию, началась война. Но как только позволяла боевая обстановка, Лоллий Александрович принимал участие в художественной самодеятельности, выступал в качестве чтеца во фронтовых бригадах. После войны окончил литературный факультет Омского педагогического института и высшие режиссерские курсы при ГИТИС. Стал артистом Омского драматического театра.
В 1951 году Лоллий Александрович переехал в Новосибирск. С 1951 по 1961 годы был артистом театра «Красный факел». Одновременно вступил в общество «Знание», где много и успешно читал лекции по культуре речи. С 1952 года начал работу на радио.
О профессии исследователя литературных и театральных процессов он никогда не думал. Более того, относился к критикам даже с лёгким презрением. А про литературный факультет говорил, что это «для общего развития».
А затем вышла книга Г. Николаевой «Жатва». Баландин прочёл её и не удержался — написал отзыв на 12 страницах. В ответ получил отклик писательницы: «Спасибо за тёплое письмо. Среди многих других, полученных мною, оно выделяется особой детальностью разбора и тонкостью понимания моего замысла».
Но и это не заставило его всерьез задуматься о литературном труде. Однако к этому времени относится Баландин увлёкся драматургией. Писал пьесы, инсценировки, сатирические обозрения.
В 1955 году по просьбе приезжего корреспондента журнала «Партийная жизнь» Баландин написал большую статью о партийной организации новосибирского театра «Красный факел», где он в то время был актёром. Статья была напечатана и из редакции позвонили: «У вас определённые литературные способности, пишите!»
И Баландин стал писать. Принес рецензию на альманах, издававшийся в Омске, в редакцию «Сибирских огней». Заведующий отделом критики Н. Яновский тут же прочел её и рецензия ему понравилась. Яновский предложил написать еще одну рецензию – в этот раз на сборник стихов. Обе рецензии появились в третьем номере «Сибирских огней» за 1956 год — именно эту дату Лоллий Александрович считал началом своей профессиональной работы.
С 1957 года он становится членом Союза журналистов СССР, с 1965 года – членом Союза писателей СССР.
«Честно говоря, мне, привыкшему к чертовски трудной работе в театре, познавшему столько горьких разочарований, творческих мук, прежде чем приходили минуты радости и успеха, мне казалась весьма подозрительной та лёгкость, с которой давались мне первые литературные успехи» – писал Баландин. Своими мыслями он поделился с Яновским и тот предложил ему взяться за более сложную тему – исследование творчества писателя Владимира Зазубрина, о котором Баландин до этого момента не знал почти ничего.
Лолий Александрович берётся за эту задачу с настоящим азартом и воодушевлением исследователя-неофита. Он читает произведения этого, по словам самого Баландина, «сложного, противоречивого художника и общественного деятеля», общается с людьми, знавшими Зазубрина и открывает всё новые факты о нём.
Вот как пишет об этом Баландин: «Прошел год. У меня накопились груды выписок, карточек, воспоминаний. Пришло время сесть за письменный стол. Первый вариант монографии был огромен, расплывчат, приблизителен. Н. Яновский его безжалостно отверг. Взялся за новый. И вот тут пришла догадка — а ведь передо мной не кто иной, как автор первого советского романа! Ну, конечно же! Были до зазубринских «Двух миров» стихи, поэмы, были рассказы, повести, но романа в начале двадцатых годов никто ещё не написал.
Новый вариант статьи получился кратким. К словам заголовка — «Первый советский роман» — ради осторожности были прибавлены слова «в Сибири». Но оговорка была вскоре отброшена. Статью заметили, о ней тотчас написала «Литературная газета», на съездах и совещаниях к имени Зазубрина стали присоединять слова: «автор первого советского романа». И я каждый раз, встречаясь с этим, испытывал чувство необычайной гордости».
В начале 70-х годов Л. Баландин, с высоты собственного, уже немалого опыта в «зазубриноведении», вступает в полемику с Н. Яновским при обсуждении второго тома «Литературного наследства Сибири», готовящегося к печати. Яновский, будучи редактором, задумал целиком посвятить этот том творчеству Зазубрина.
Баландину с болью приходится признавать объективные просчеты, ошибки, метания Зазубрина. Да и сам Н. Яновский для Л. Баландина уже не тот идеальный критик, которым был недавно. Защищая рассказы В. Зазубрина «Бледная правда» и «Общежитие», Яновский, по мнению Баландина, преувеличивает заслуги этого писателя в общем строю литераторов.
Но всё-таки Л. Баландин, которому за прошедшие годы стали ближе А. Коптелов и В. Шалагинов, выступает в итоге за публикацию «крамольных» произведений В. Зазубрина во втором томе «Литературного наследства Сибири».
И когда в 1971 году было принято решение об изгнании Н. Яновского из «Сибирских огней » (в том числе и за защиту зазубринской «крамолы»), Л. Баландин не отверг ни Н. Яновского, ни В. Зазубрина, ни «Сибогни».
В других своих рецензиях Л. Баландин куда более мягок. Он доброжелательно оценил повесть Н. Садур, одного из будущих лидеров «другой» драматургии и прозы. Он восхищался тем, как перевел А. Плитченко сложный алтайский эпос «Маадай-кара». Поддерживал поэта Г. Карпунина, который вдруг «раскрылся» для него «с совершенно неожиданной стороны». А ведь в чрезмерном «натурализме», «областничестве», «эссеизме» этих трёх авторов-семидесятников было что-то от диссидентства «зазубринских» 20-х.
Л. Баландин одним из первых отметил появление в литературе Ю. Рытхэу и его повести «Нунивак», а также И. Лаврова с его первым сборником рассказов «Синий колодец». Он стал автором едва ли не первой обобщающей работы о творчестве Г. Маркова «Гимн жизни».
Отдельно в серии «Литературные портреты» вышли книги Баландина, посвященные сибирским писателям: «Афанасий Коптелов» (1980) и «Вениамин Шалагинов» (1984).
В 50-70-е годы Баландин трудился на радио, был главным режиссёром радиокомитета. Этот вид деятельности не только позволял объединять всё то, что интересовало Лоллия Александровича, но и помогал пропагандировать сибирскую литературу и культуру в целом. Баландин ставил радиоспектакли по произведениям совершенно неизвестных в то время авторов, которые именно после таких спектаклей становились популярными. Так случилось, например, с Анатолием Ивановым, который после радиоспектакля по его книге «Тени исчезают в полдень», прошедшего не только по местному, но и по центральному радио, сразу стал известен всей стране. Слушателям нравился красивый голос Лоллия Александровича и его правильная русская речь.
В 1971 году на новосибирском радио открылся новый цикл радиопередач «Могучая сила слова», где известные ученые-филологи и мастера публичных выступлений делились со слушателями секретами ораторского искусства, рассказывали о его истории, а также провели цикл лекций по культуре речи. Эти передачи пользовались большим успехом, о чем говорили письма слушателей.
Занимаясь радиотеатром, Лоллий Александрович в своих работах рассказывал об особенностях этого жанра, требуя от артистов особой выразительности и правдивости при работе у микрофона, где нет иных средств, кроме звуковых. Люди, работавшие с ним над спектаклями, отзывались о нем как о режиссере от Бога, поскольку он всегда чувствовал время, отведенное для передачи, мог помочь театральным артистам быть органичными и правдивыми и в условиях студии, а также мог найти очень точное и не заезженное музыкальное сопровождение. В полемической статье «Радио — искусство!» он доказывал, что радиоискусство имеет собственные, яркие, отличные от театра, кино и телевидения черты. Причем радио, особенно в 50-е годы, для многих жителей отдаленных районов было единственным средством приобщения к культурной жизни страны.
И, наконец, нельзя не сказать о Л. Баландине как о знатоке театра. Он много писал об актёрах и режиссерах сибирской сцены, о театральной истории Сибири. Публиковался в журналах «Театр», «Театральная жизнь». И основные его произведения всё-таки посвящены театру. В 1962 году в Новосибирске вышла первая книга Л. Баландина «Четыре портрета» о режиссёрах театра «Красный факел». За ней последовали «На сцене и за кулисами» (1972), «С чего театр начинается» (1979), «В театр влюблённые» (1981) и другие. Некоторые его произведения целиком посвящены отдельным театральным персонам. В его архивах сохранились наброски, штрихи к портретам актёров и режиссёров, а также уникальная подборка программок, рецензий, интервью и прочих рабочих материалов.
Лоллий Александрович удостоен звания Заслуженного работника культуры РСФСР.
Ушёл из жизни он 3 октября 2003 года в Новосибирске.
С 1984 по 2003 год Баландин жил и работал в Стоквартирном доме. В память о писателе и искусствоведе на здании была установлена мемориальная доска.
Творчество:
Фрагмент из книги «На сцене и за кулисами»
Впервые в Новосибирске.
Новосибирск 30-х годов… Его называли уважительно — «Сибчикаго». Ласково — «угловатый город-юноша в рабочей спецовке».
Завершался последний год пятилетки. «Большая индустриальная весна Новосибирска» была в самом разгаре. Небывалыми темпами развернулось градостроительство. «Сибкомбайн» заложил новый соцгород, начинавшийся от станции Кривощёково. На другой стороне Оби среди елового бора вырастали дома завода горного оборудования. Неожиданный расцвет получили архитектурные идеи Корбюзье, и центр города превратился в экспериментальную площадку, где строились дома из стекла и бетона. В 30-е годы воздвигался новосибирский вокзал, было заложено крупнейшее в стране здание театра оперы, замывались овраги и на их месте вырастали дома, дворцы культуры.
Новосибирск — столица огромного Западно-Сибирского края, и это обстоятельство накладывало на город свою неповторимую черту, отличало от иных сибирских городов: от города- завода Новокузнецка, от города-вуза Томска, от города шахт Кемерова. Скорее всего сходство можно было найти со столицей Большого Урала — Свердловском.
Может быть, именно это сходство привело к любопытному совпадению — и в Свердловске, и в Новосибирске театральная культура началась с оперы. Ещё в 1921 году, когда драматического театра в Новониколаевске не было и в помине, на сцене железнодорожного клуба (ныне — клуб «Транспортник») шли оперные спектакли. Распадаясь на отдельные оперные группы и вновь создаваясь на базе музыкального театра, родившегося в Омске, оперный ансамбль длительное время успешно конкурировал с драматическими коллективами, время от времени наезжавшими в город.
В общей сложности оперный ансамбль просуществовал почти полные семь сезонов и пользовался неизменным успехом. Лишь в 1928 году, впервые за пять лет своего существования, Сибгостеатр открыл сезон драмой. Однако, несмотря на приглашение солидных актёров, таких как Демидова, Бецкий, Ливанов, Ордынский, рецензенты отмечали «ощущение неслаженности» в коллективе. Да и о каком ансамбле могла идти речь, если за два месяца труппа подготовила и показала 18 спектаклей! В пестром репертуаре соседствовали: «Любовь Яровая» и «Смертельный поцелуй», «Пушкин и Николай I» и «Чудеса в решете», «Маркитантка Сигаретт», «Вредный элемент», «Статья 114», «Псиша», «Турандот», «Пурга», «Дочь генерал-губернатора», «Любовь под вязами», «Ремесло господина кюре», «Заговор императрицы», «Без вины виноватые», «Гроза», «Ревизор», «Горе от ума».
Несмотря на все усилия добросовестного режиссера Г.К. Невского сплотить труппу, успеха театр так и не добился. Даже докатившись до «Шпанской мушки» и «Хорошо сшитого фрака», коллектив не поправил дела, и посещаемость не превышала 40-50% зрительного зала.
Год от года Сибгостеатр приходил в упадок. Распался, не получив нужной поддержки, с таким трудом сколоченный оперный ансамбль — подлинный очаг музыкальной культуры в Сибири. Весьма средний успех имела довольно сильная труппа В.Ф. Торского, гастролировавшая в Новосибирске в 1929 году. Немало было совершено в те годы ошибок пролеткультовского и «левацкого» характера, что также привело к чрезвычайному обострению борьбы за создание драматического театра.
Ясно было одно — бурно развивающемуся городу, не имевшему устойчивых театральных традиций, необходим был свой постоянный театр, который бы настойчиво и планомерно воспитывал вкусы зрителей.
Мысль о создании в Сибири театра «самодовлеющего художественного значения», театра исканий, который стал бы творческой лабораторией, указывающей путь для других коллективов края, впервые высказал известный сибирский общественный деятель В.Д. Вегман. По его инициативе еще в 1918 году в Томске была создана 1-я Сибирская драматическая студия. Ею руководили Н.Г. Колабухов, Э.Л. Жидловская и В.П. Редлих. Вскоре сибиряки объединились с Костромским театром студийных постановок, который приехал в Томск в полном составе во главе с А.Д. Поповым. Объединённый театр просуществовал недолго. Он много гастролировал по Сибири и Дальнему Востоку. В годы нэпа по ряду причин распался. Но для каждого участника театра работа под руководством А.Д. Попова, крупного мастера-реалиста, ученика Станиславского, навсегда осталась великолепной школой сценического искусства. Театр распался, но осталась идея. В итоге она победила.
1930-й год ознаменовался первыми успехами в борьбе за новосибирскую драму: по решению слета пионеров Западной Сибири 12 июля спектаклем «Тимошкин рудник» открылся первый сибирский театр юного зрителя. В 1931 году был основан передвижной колхозно-совхозный драматический театр с базой в Новосибирске. Приезд «Красного факела» стал важнейшим событием всей культурной жизни края.
Первый краснофакельский сезон в Новосибирске… Рассказывая о нем, рецензент отмечал, что это «безусловно самый интересный сезон по сравнению с предыдущим». Но были и другие мнения. Кое-кто уверял, что из опыта стационирования «Красного факела» «ничего не вышло», что в будущем сезоне нужно призывать новых «варягов». Г. Павлов, сделавшийся постоянным рецензентом и другом театра, признавал: «Конечно, никакого «МХАТа» мы не получили. Конечно, «Красный факел» в том виде, в каком он есть сейчас, еще не полноценный художественный театр. Не это сейчас главное. Главное в том, чтобы, вглядываясь пристально в его полугодовую работу, не проглядеть все ценное, что есть в нем, все то, что нужно сохранить на будущее, чтобы создать необходимый нам большой культурный театр».
Библиография:
- «Четыре портрета» (Новосибирск, 1962)
- «Театр «Красный факел» и его основатель В. К. Татищев» (Москва, 1968)
- «Виктор Лаврентьев» (Новосибирск, 1969)
- «На сцене и за кулисами» (Новосибирск, 1972)
- «Афанасий Коптелов» (Новосибирск, 1975)
- «В театр влюблённые» (Новосибирск, 1981)
- «Вениамин Шалагинов» (Новосибирск, 1984)
- «Счастливая судьба: Зоя Булгакова на сцене и в жизни» (Новосибирск, 1998)
Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной молодёжной библиотеки:
Произведения автора:
- «Афанасий Коптелов» / Л. А. Баландин. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975
- «В театр влюблённые» / Л. А. Баландин. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1981.
- «В.Я. Зазубрин» Л. А. Баландин // «Писатели-сибиряки». Выпуск 2 / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1959.
- «Гимн жизни (творчество С. Маркова)» Л. Баландина, Л. Баландин // «Писатели-сибиряки». Выпуск 2 / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1959.
- «Вениамин Шалагинов» / Л. А. Баландин. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.
- «На сцене и за кулисами» / Л. А. Баландин. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1972.
- «С чего театр начинается …» Статьи и очерки / Л. А. Баландин. — Новосибирск: Западно — Сибирское книжное издательство, 1979.
О нем:
- «Об отце и его архиве». И. Елизарова // «Сибирские огни». -2011. – №4
- «Читаю, читаю и читаю…». В. Яранцев // «Сибирские огни». -2011. – №4
- «Лоллий Баландин» // «Писатели о себе» : сборник / ред. Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.
Источники:
- «Лоллий Баландин» // «Писатели о себе» : сборник / ред. Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.
- «Об отце и его архиве». И. Елизарова // «Сибирские огни». -2011. – №4
- «Читаю, читаю и читаю…». В. Яранцев // «Сибирские огни». -2011. – №4