Падерин Геннадий Никитович

Г. Падерин - Шахматы из слоновой кости

Падерин Геннадий Никитович родился 22 декабря 1921 года в селе Кудара Кабанского аймака Бурятской АССР. Начинал учиться в Новосибирском институте военных инженеров транспорта, но учёбу прервала Великая Отечественная война. В 1941 году ушёл на фронт в составе добровольной лыжной бригады. Вот как описывает Геннадий Падерин первые месяцы войны: «Нас отправили в Карелию. С боями мы прорвались за линию фронта и на четыре месяца углубились в тыл врага. Жили в шалашах по шесть человек, костерки разводили внутри, небольшие, чтобы снаружи не видно было. И пока все дремали и грелись, протянув руки к огню, дежурный палочкой тихонько постукивал по рукам, чтобы не опускали их слишком низко и не обожгли. Спать приходилось мало, так что частенько засыпали на ходу, на лыжне. Если видишь, впереди человек шаг замедляет, значит, точно, заснул. Толкнёшь его лыжной палкой в спину, и дальше пошли. Ночь мы обычно проводили в лесу, а на рассвете становились на лыжи и атаковали противника.

Поблизости находилось озеро, покрытое льдом. Сюда на маленьком самолете нам доставляли все необходимое: продукты, оружие, одежду. Самолёт либо аккуратно приземлялся, либо сбрасывал «подарки» на лёд прямо с неба, и мы чувствовали: о нас помнят. То, что мы делаем, важно, ответственно. На самолёте и раненых вывозили — обкладывали химическими грелками, укрывали чем могли и на волокушах тащили до лагеря. Раненых никогда не бросали».

В 1942 году в бою под Сталинградом Падерин получил тяжёлое ранение. Отправили в госпиталь в Ленинске-Кузнецком: «В госпитале было тесно. Меня уложили рядом с другим солдатом, голова к голове. И так мы провели целых четыре месяца: лежали, разговаривали, соприкасаясь затылками, не видя друг друга в лицо. Оба были в гипсе. А когда нас немного подремонтировали, когда мы наконец смогли передвигаться, вот тогда и увиделись. И познакомились по-настоящему. Хотя к тому моменту по рассказам, кажется, знали друг о друге всё, что можно».

Почти год Геннадий Никитович провёл в госпитале, перенёс множество операций, а когда вернулся в Новосибирск – занялся журналистикой. С 1946 года работал в газете «Железнодорожник Кузбасса». А в 1950 году его пригласили в газету «Гудок» в качестве специального корреспондента. По заданиям редакции он исколесил всю Россию, побывал в Китае. Впечатления от увиденного, жизненный опыт — всё накопленное способствовало развитию писательского творчества.

Геннадий Никитович публиковался в журнале «Сибирские огни», «Сибирская горница». В 1956 году в Иркутске Падерин дебютировал с книгой очерков «Беспокойное счастье». Автор многочисленных книг, среди которых «Земля новых адресов», «Семнадцать шагов», «Письмо двухтысячному году», «Шахматы из слоновой кости», «Обвиняемый — страх» и других (всего около 30 книг), изданных в Новосибирске и Москве. Лауреат премии им. Н.Г. Гарина-Михайловского. С 1975 года – член Союза писателей. Любимые герои Геннадия Падерина — учёные, строители-первопроходцы, неординарные люди. Писатель стремится держать руку на пульсе современной жизни и запечатлевать её во всём многообразии.

Пётр Моряков о Геннадии Падерине: «Я познакомился с Геннадием Падериным вскоре после войны, когда он пришёл с фронта. С тех пор я приковался душой к его творчеству и не ошибся в его таланте, в его доброте. Большую радость доставляли мне поэтические находки Геннадия Никитовича. Помню, меня поразил очерк, в котором рассказывалось о тренировках в водной стихии. Герой очерка сидел на берегу, смотрел на реку и наблюдал такую картину: река сердилась, была белая от злости, вся вывёртывалась наизнанку… Это же надо было такой образ найти, что он стоит у меня в памяти спустя годы! Когда я выпустил книгу стихов «Речь ручья», Геннадий Никитович написал к ней предисловие, строки, которые многое говорят о нём самом: «Мы черствеем день ото дня. Это обусловлено самим ходом исторического процесса, в который вовлечён против воли каждый из нас. Мы черствеем, да, но, к счастью, не все. Не повсеместно. Время от времени обнаруживаются счастливые исключения, при встрече с которыми в душу неожиданно проникает лучик солнца, и, споткнувшись об него, вдруг начинаем понимать: мир прекрасен!»

Умер Геннадий Никитович Падерин 10 августа 2012 года.

Геннадий Падерин рассказывает о Великой Отечественной Войне.

Творчество:

(фрагмент рассказа «Каре»)

Г. Падерин - Вверх по реке времениНас построили сразу после побудки. Мы теснились в кругу заиндевелых елей, на заснеженной поляне, что стекала в покрытое льдом озеро. Оно было оконтурено на фронтовой карте, но не имело имени — таких озёр в Карелии без числа и счета.

Мы стояли на безымянном берегу, уминая задубелыми валенками снег ночного помола. Серые, невыспавшиеся, под серым, невыспавшимся небом, где только под утро остановились мельничные жернова, — не иначе, прихватило морозом. За три с лишним недели, проведённые нами в промерзшей чащобе за линией фронта, это был первый общий сбор.

На поляну вышел, не считая караульных, весь наш отдельный лыжный батальон. В маскировочных костюмах и при оружии, но без лыж. И еще приказали оставить в шалашах, служивших нам кровом, гранаты и запасные автоматные диски.

Построили нас квадратом. На военном языке усопших веков похожие построения обозначались французским словом «carré» (в русском произношении — «каре»). Изобретение принадлежало пехоте: живой квадрат, щетинясь пиками, мог отразить атаку конников.

Нет, нас построили на французский манер не ради круговой обороны. И carré у нас получилось наособицу: батальон утрамбовался по трем сторонам квадрата, четвертую оставили свободной. Вышло нечто вроде опрокинутой навзничь буквы «п», проемом к озеру. В проём доставили под конвоем одного-единственного человека, он и принял на плечи пустующую грань.

Это был наш же боец, порученец батальонного комиссара. Он стоял сейчас на береговом уступе спиной к озеру, понуро темнея на фоне слепящей глаза белесости. На нем были телогрейка со срезанными пуговицами и ватные штаны, заправленные в голенища валенок. Колючий, с «манкой», сиверок, бравший разгон на застекленной чаше озера, пузырил телогрейку — парень придерживал полы закрасневшей на морозе рукой.

Г. Падерин - И экзотикаВ другой руке, безвольно опущенной, тоже голой и побуревшей, свисала, касаясь подвязками снега, армейская, но теперь без звёздочки, шапка. Её лопушистые уши взметывались на ветру и тотчас беспомощно опадали, будто крылья рябчика-подранка. На непокрытой голове точно так взмётывались и опадали свалявшиеся, подбеленные инеем пряди.

Нам скомандовали: «Смирно!», перед строем вышел пожилой, устало горбящийся человек в маскировочной накидке, остановился в центре квадрата, лицом к той, главной, стороне.

— А, вон это кто, — пробормотал стоявший рядом со мною старшина. — Майор Сапегин из особого отдела бригады.

В руках у майора парусил серым лоскутом листок бумаги. Майор сбросил на загорбок капюшон накидки, достал из кармана очки. Кисею лесной тишины протаранил хриплый голос:

— Военный трибунал разведывательно-штурмового соединения Красной Армии, находящегося в тылу войск противника, рассмотрел обстоятельства, которые привели бывшего красноармейца отдельного лыжного батальона Гриднева Филиппа Сидоровича на путь потакания изменнику Родины…

 

Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной юношеской библиотеки:

Произведения автора:

  • «Бельгийский лимонад» : повесть и рассказы / Г.Н. Падерин. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. Г. Падерин - На лезвии риска
  • «Русский шрам» / Г. Н. Падерин. — Новосибирск : ИД «Горница», 1997.
  • «Обвиняемый — страх» : рассказы о научном поиске / Г. Н. Падерин. — Новосибирск : ИД «Сибирская горница», 2001.
  • «За гранью разумения», «Медаль для Митревны». Г. Падерин // «За гранью» (Серия для библиотек «Сибирская проза. Век XX — век XXI», том 3). — Новосибирск, 2006.
  • «Рядовой Матрена», «Мина из НЗ», «Запах полыни», «Медаль для Митревны», «Шахматы из слоновой кости», «Старая кочерга», «Русский шрам», «Цветы Солдатского поля». Г. Падерин // «У подножия той весны…» : Сборник художественной прозы новосибирских писателей, посвященный 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 2000.
  • «Сибирский фронт». Сборник произведений писателей-фронтовиков Новосибирска / Составитель А.В. Никульков. – Новосибирск : Литературный Фонд (Новосибирское отделение), 1995.
  • «Созвездие земляков: Знаменитые мужи Новосибирска» : [литературно-краеведческий сборник] / Новосибирская областная общественная организация «Общество книголюбов». — Новосибирск : Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2008.
  • «Моя Сибирь»: стихи, очерки, статьи о семилетнем плане. — Новосибирск, 1960.
  • «Шахматы из слоновой кости». Рассказы, документальная проза / Г. Н. Падерин. — Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1981.

О нём:

  • «Писатели о себе» : сборник / ред. Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.

Источники:

Оцените этот материал!
[Оценок: 1]