Щукин Михаил Николаевич

Михаил ЩукинМ. Щукин - Оборони и сохраниПисатель, член Союза писателей РФ. Родился 3 октября 1953 года, в с. Мереть Сузунского района Новосибирской области.

В жизни Михаила Щукина, возможно, многое было бы по-другому, не будь у его мамы Арины Александровны такого большого пристрастия к книгам, которое она смогла передать сыну. В памяти остались тихие деревенские вечера — в селе Мереть Сузунского района, где он родился. Большой стол, покрытый деревенской клеенкой, потрескавшейся и потертой на углах…

— После ужина стол тщательно протирался тряпкой, на клеенку клалась книга, и мама мне читала. Ее подруги говорили: «В доме посуда не мыта, а они книжки читают». Может, отсюда пошло особое отношение к слову. — говорит сам Щукин.

В сельской библиотеке Миша Щукин был самым частым посетителем. В школе поражал преподавателя литературы Арсения Афанасьевича своими сочинениями. Сочинения писал и для учащихся вечерней школы, которые в литературе были не сильны. «Писал всем подряд, пока не был разоблачен». И в Новосибирский книготорговый техникум после восьмилетки поступил исключительно потому, что там преподавали литературу. Окончив два курса, он перевёлся на заочное отделение и начал трудовую деятельность в редакции районной газеты «Новая жизнь», в которой публиковал свои первые рассказы в 1970 году. Окончив техникум, Щукин переехал в станицу Кашары, Ростовской области, где сотрудничал с газетой «Слава труду». Отслужив в армии, вернулся на родину, где продолжил работу в газете «Новая жизнь». Поступил на заочное отделение факультета журналистики Уральского Государственного университета. Сотрудничал с газетой «Советская Сибирь», работал собкором по Сибири журнала «Огонек», в газете «Литературная Россия».

М. Щукин - Имя для сынаПервая журнальная публикация М.Н. Щукина появилась в журнале «Литературная учеба» в 1978 году. А после участия М. Щукина в седьмом Всесоюзном совещании молодых писателей получила одобрение и рекомендацию к печати его первая книга — сборник рассказов «Посидели, поговорили». Большой успех Михаилу Николаевичу принес роман «Имя для сына». За него Михаил Николаевич был удостоен двух премий — Николая Островского и Ленинского комсомола. Впервые роман был опубликован в журнале «Наш современник». В «Роман-газете» он разошелся тиражом в 3,5 миллиона экземпляров. Выходил отдельным изданием в Москве и Новосибирске, а еще в ГДР, Чехословакии и Болгарии. Общий тираж его составил около четырех миллионов — цифра для того времени запредельная.

После «Имени для сына» были написаны и опубликованы сборники рассказов «Оборони и сохрани», «Жестокий спрос», роман «Грань» и, пожалуй, самый трагический из его романов — «Морок». После «Морока» пришло твердое решение «уйти от современности в историю».

Следствием «ухода» стала книга рассказов по истории Сибири «Встречь солнцу», которая теперь рекомендована для внеклассного чтения в школах, и историческое повествование «Ямщина» (2007 год). Журнал «Сибирская горница», имеющий ярко обозначенную краеведческую и историческую направленность, тоже «родом оттуда». Когда вместе с поэтом Александром Плитченко задумывали новый журнал, то имя для него долго не выбирали. Название родилось сразу — «Сибирская горница».

— Горница — это самая лучшая комната в деревенских домах — образа, портреты отцов и дедов на стенах… Были и определенные ассоциации с пронзительными стихами Рубцова «В горнице моей светло», — говорил Щукин. — Горница — это и «горний свет», свет чистый, божественный…

Попечительский совет журнала все годы возглавлял архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Задумывалась «Сибирская горница» изначально как издание спокойное, несуетное, с установкой на положительные эмоции и душевный покой. Со временем при журнале открыли детскую литературно-краеведческую студию «Жаворонок», организовали конкурс детского творчества «Отчий мир», по итогам которого выпускается специальный сборник. В 2004 году «Сибирская горница» была признана лучшим Российским журналом.

Кроме уже упомянутых, Щукин является автором сборника повестей «Дальний клин», дилогии «Конокрад» (или, в другом издании, «Конокрад и гимназистка») и «Чёрный буран» (выпущены в 2011 году), исторических романов «Лихие гости» (2011 год), «Несравненная» (2013 год) и других, в которых удачно соединились лихо закрученный сюжет и великолепные, яркие картины жизни Сибири начала прошлого века. Особняком в этом ряду стоит книга «Белый фартук, белый бант» (2013 год) — в ней нет какого-то придуманного сюжета и она полностью основана на архивных материалах, но читать её очень интересно.

С октября 2014 года Михаил Николаевич является главным редактором журнала  «Сибирские огни».

Дополнительно:

Видеоинтервью с Михаилом Щукиным (ведущий — писатель Сергей Баталов).

Творчество:

(фрагмент из книги «Конокрад»)

М. Щукин - КонокрадБольше всего на свете Тонечка Шалагина не любила жареный лук в супе и рано вставать. И надо ж было случиться совпадению: мало того, что утром пришлось подняться ни свет ни заря, так еще на завтрак Фрося, новая горничная, подала суп, в котором плавал румяный, по краешкам темный, в масле обжаренный лук. Тонечка сложила пухлые губки бантиком, хотела уже отказаться от супа, но мамочка глянула на нее, как будто пальцем погрозила, и послушная доча, обреченно вздохнув, принялась вылавливать ложкой противный лук, выкладывая его на края тарелки. Мамочка, Любовь Алексеевна, держала детей в строгости и послушании. Последнее слово в семье Шалагиных всегда оставалось за ней. Папочка, Сергей Ипполитович, в домашние дела почти не вникал: он на паях с компаньонами содержал мельницу и почти все время, за исключением редких праздников, пропадал в конторе либо в поездках. Чувствуя за собой вину, что мало занимается детьми, он их безумно баловал, никогда не наказывал, и Любовь Алексеевна иногда в сердцах выговаривала: «Сережа, если тебе доверить детей, мы можем отказаться от кучера: они все будут ездить на твоей шее». Сергей Ипполитович виновато разводил руками, целовал супругу в щечку и покаянно обещал, что исправится. Но за работой и бесконечными хлопотами на своей мельнице он сразу же и забывал об этом обещании. Сегодня Сергей Ипполитович еще ночью уехал на железнодорожную станцию, куда должны были прибыть какие-то вальцевые машины, и поэтому Любовь Алексеевна с дочерью завтракали вдвоем. С нынешней осени семья Шалагиных уменьшилась, потому как старшие сыновья, близнецы Кеша и Тимофей, были отправлены в Москву, на учебу в коммерческое училище, но мамочка к этому обстоятельству никак не могла привыкнуть, и ей каждое утро казалось, что сыновья просто проспали и надо их будить.
— Прикажете чай подавать? — Фрося смущенно теребила белый передник, круто оттопыренный дородной грудью, и украдкой поглядывала на Тонечку, которая продолжала вылавливать ложкой лук и выкладывать его на края тарелки.
— Подавай, голубушка, подавай, а то мы никуда не успеем, если в тарелке рыбачить будем. — Любовь Алексеевна строго посмотрела на Тонечку и добавила: — И не смущайся, Фрося, суп замечательный, просто у некоторых девиц, которым взрослеть пора, остались детские капризы.
Фросю наняли неделю назад, взамен прежней горничной, которая вышла замуж, наняли по рекомендации лучшей маменькиной подруги, Зои Петровны Хлебниковой, владелицы небольшой пошивочной. Зоя Петровна не только обшивала новониколаевских дам, но и занималась для души еще множеством дел: рекомендовала прислугу, подыскивала женихов и невест, даже являлась тайной поверенной в некоторых любовных связях, о которых не принято было говорить, но о которых все знали. Вот с ее легкой руки и появилась Фрося в шалагинском доме. Привезли ее из соседней Колывани, где она, сирота, воспитывалась у дяди. Перемещение на новое место и в новую обстановку так озадачило девушку, что она терялась, краснела чуть не до слез по любому пустяшному поводу, и видно было, что боялась больше всего чем-нибудь не угодить хозяевам. Любовь Алексеевна старалась ободрить ее и относилась к Фросе подчеркнуто ласково. А Сергей Ипполитович, отведав ее рыбного пирога с нельмой, и вовсе пришел в восторг, весь день повторял: «На Оби вырос, а такого пирожка сроду не пробовал!» Словом, хозяева приняли Фросю, а вот с Тонечкой не заладилось. Не нравилась молодой барышне новая горничная. Не нравилась — и все тут, хоть тресни! При любом удобном случае Тонечка капризно складывала губки бантиком, вздыхала, делая при этом круглые глаза, и показывала всем своим видом, что она лишь из вежливости ничего не говорит, а просто терпит эту неотесанную и неловкую деревенскую девицу.

Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной молодежной библиотеки:

М. Щукин - Жестокий спросПроизведения автора:

  • «Жестокий спрос» : повести, рассказы / М. Щукин. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1988.
  • «Черный буран» : роман / М. Щукин. — Москва : Вече, 2011.
  • «Конокрад» : [роман] / М. Щукин. — Москва : Вече, 2010. — 320 с.
  • «Несравненная» : [роман] / М. Н. Щукин. — Москва : Вече, 2013. — 416 с.
  • «Посидели, поговорили» : рассказы / М. Н. Щукин. — Москва : Молодая гвардия, 1980.
  • «Имя для сына» : роман / М. Н. Щукин. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1989.
  • «Грань» : роман / М. Н. Щукин. — Москва : Современник, 1990.
  • «Оборони и сохрани» : повести и рассказы / М. Н. Щукин. — Москва : Современник, 1987.
  • «Лихие гости» : [роман] / М. Н. Щукин. — Москва : Вече, 2012.
  • «Ямщина» : [роман] / М. Н. Щукин. — Москва : Вече, 2014.
  • «Покров Заступницы» : [роман, повести] / М. Н. Щукин. — Москва : Вече, 2014.
  • «Сенокосы», «Сын родился». М. Н. Щукин // «Сибирский рассказ». Выпуск 3 / Cост. Е. Городецкий. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1983.
Оцените этот материал!
[Оценок: 4]