19-20 октября в Городском центре истории новосибирской книги им. Литвинова прошли ежегодные Ивановские чтения. Общая тема, заявленная для Чтений, в этот раз звучала так: «Трансформация образа новосибирского писателя XX-XXI веков».
В первый день Чтений в ГЦИНК состоялась закрытая презентация проекта «Кабинет писателя» для управления культуры мэрии Новосибирска, представителей библиотечного сообщества, новосибирских писателей и краеведов.
«Кабинет писателя» — это интерактивное пространство, которое представляет собой интерьер писательского кабинета XX века, где можно увидеть рабочие столы, рукописи, редкие фотографии и другие экспонаты. Представленные в экспозиции столы принадлежали новосибирским авторам — поэту Александра Кухно и прозаикам Николаю Самохину, Елене Коронатовой и Михаилу Михееву. Отдельно можно выделить и так называемый «стол трёх писателей» — за ним в своё время успел поработать прозаик Евгений Мельников, и он рассказывал о том, что ранее за этим же столом свои произведения создавали поэт и главный редактор журнала «Сибирских огней» Вивиан Итин и омский прозаик Антон Сорокин.
Ещё одной частью интерактивного пространства стал старый телефонный аппарат, в трубке которого можно услышать голоса современных новосибирских литераторов — Геннадия Прашкевича, Таисьи Пьянковой, Михаила Щукина, Евгения Мартышева и других.
Проект стал одним из победителей конкурса инновационных проектов среди муниципальных библиотек Новосибирска в 2021 году. Такие проекты — это прекрасный способ сохранить и творческое наследие сибирских литераторов, и память о них самих.
Приятно, что и Литературная карта тоже смогла внести свой посильный вклад в проект: на столах и у телефона можно увидеть qr-коды, которые ведут на страницы Литкарты с биографиями и произведениями авторов.
Второй день Чтений прошёл в традиционном формате конференции, где были представлены несколько интересных докладов.
Начальник Новосибирского регионального центра Президентской библиотеки Галина Губченко рассказала о новониколаевском издателе и предпринимателе Николае Павловиче Литвинове. Именно по его инициативе в 1906 году начала издаваться первая газета нашего города. Она носила название «Народная летопись». Новониколаевску, который тогда был не таким уж большим городом, это издание было словно «на вырост» — газета выходила целых три раза в неделю и печатала самый широкий спектр материалов, в том числе и международные новости. Вообще Николай Литвинов был удивительно прозорливым человеком, умел видеть перспективу и наверняка предвидел будущий рост Новосибирска и увеличение его значимости.
Краевед и научный сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев представил доклад, озаглавленный «Книга в годы войны». По словам Константина Артёмовича, в этот период роль печатного слова резко возросла, а издательствам была поставлена задача выпускать больше актуальных и полезных книг. Это касалось не только учебной и служебной, но и художественной литературы тоже. Большое внимание уделялось и агитационным материалам — здесь ярчайшим примером можно назвать серию плакатов «Окна ТАСС».
Большой популярностью пользовались рассказы о солдатах-героях, сборники фронтовых стихов и песен. В воинских частях открывались избы-читальни, солдаты читали книги в передвижных библиотеках на вокзалах, везли с собой на фронт и передавали товарищам…
Начальник отдела общественно-политической жизни журнала «Сибирские огни», критик Михаил Хлебников в своём выступлении посетовал, что сибирская литература чересчур реалистична и ей не хватает некоего мифа, который привлекал бы читателя. Читателю интересны фантастические добавления к реальному историческому материалу, которые придают повествованию художественности и словно бы сдвигают его в новое измерение. Авторам из других стран удавалось создавать популярные произведения в жанре мифического реализма, а вот среди российских и особенно среди сибирских авторов таких умельцев пока немного.
Кандидат филологических наук, критик, литературовед Владимир Яранцев выступил с докладом о писателе Всеволоде Иванове, сохранив традицию и магистральную линию всех Ивановских чтений в целом. Владимир Николаевич рассказал о том, как Иванов по-разному раскрывался для читателя в разное время. Начинал он с орнаментальной прозы, которой восхищался даже Сергей Есенин, но в 20-е годы всё его предыдущее творчество затмила повесть и поставленная по ней позже пьеса «Бронепоезд 14-69». Долгое время имя Всеволода Иванова ассоциировалось по большей части именно с «Бронепоездом». И лишь в 80-е годы творчество Иванова начало заново открываться читателю — тогда был опубликован целый ряд его произведений, которые ранее были запрещены цензурой или считались утерянными, в том числе романы «У» и «Кремль». По-новому с течением времени раскрывалась и личность самого Иванова: найденные материалы помогли увидеть за образом советского писателя настоящее лицо Всеволода Иванова — мечтателя и человека, воззрения которого отнюдь не всегда были большевистскими (если вообще когда-либо были таковыми).
Доцент, кандидат филологических наук, преподаватель СИБГУТИ Екатерина Гилева посвятила свой доклад новосибирскому поэту Владимиру Губе. Екатерина Валерьевна является хранителем архива, который оставил после себя Владимир Губа, покинув нас в 2013 году. Архив этот не только поэтический — есть в нём и дневниковые записи, и зачатки прозы. Екатерина рассказала о поэтике В. Губы и о том, как образы мировой культуры преломились в его творчестве. Также особое внимание было уделено дневникам Владимира, которые отражают его взгляд на мир, где и большие, и малые вещи равновелики, и в которых самые обыденные события зачастую описаны языком почти поэтическим.
Культуролог и журналист Александр Самосюк выступал предпоследним. В своём докладе он рассказал ещё об одном новосибирском поэте — Александре Пименове. По словам Александра Васильевича, Пименов никогда не ограничивал себя какими-то творческими рамками и был автором весьма разноплановым. Кроме того, Александр Владимирович был композитором и писал песни, записи которых, к счастью, сохранились. А вот поэтических сборников Александр Пименов так и не успел выпустить при жизни. Но стихи его бережно хранятся, поэтому есть надежда, что когда-нибудь книга увидит свет.
Завершился второй день рассказом заведующей Центром истории новосибирской книги им. Литвинова Дарьи Судаковой о том, как реализовывался проект «Кабинет писателя», и экскурсией по этому интерактивному пространству- теперь уже для всех желающих.
Ольга Рахвалова