«С кем сравнить Геннадия Прашкевича? Не с кем. Я бы рискнул добавить: со времен Ивана Антоновича Ефремова — не с кем. Иногда кажется, что он знает все, — и может тоже все. Исторический роман в лучших традициях Тынянова или Чапыгина? Может. Доказано. Антиутопию самого современного колёра и стиля? Пожалуйста. Вполне этнографический этюд о странном житье-бытье северных людей — легко, на одном дыхании и хоть сейчас для Параджанова. Палеонтологические какие-нибудь очерки? Без проблем! Фантастический детектив? Ради бога! Многообразен, многознающ, многоталантлив, многоопытен — с кем можно сравнить его сегодня? Не с кем! И не надо сравнивать, пустое это занятие, — надо просто читать его и перечитывать».
Б.Н. Стругацкий
Родился 16 мая 1941 года в селе Пировское Енисейского района. Отец — Март Александрович (1890-1979), мать — Евдокия Тимофеевна Гончарова (1903-1996), старшие — брат Юрий, сестра Альбина. Профессиональный писатель, член Союза писателей СССР (с 1982), член Союза писателей России (с 1992), член Нью-Йоркского клуба русских писателей (с 1997), член Международного ПЕН-клуба (с 2002 года).
Член жюри Всероссийской литературной премии «АБС», возглавляемой Борисом Стругацким; жюри Всероссийской литературной премии «Аэлита»; член редколлегии журналов «Уральский следопыт» (Екатеринбург), «День и ночь» (Красноярск). Лауреат российских и международных литературных премий: Всероссийской премии по фантастике «Аэлита» (1994, Свердловск); премии им. Н.Г. Гарина-Михайловского (1999, Новосибирск); приза читательских симпатий «Сигма-F» (2003, Москва); премии «Бронзовая улитка» (2003, 2004, 2005, 2007, Санкт-Петербург); международной премии АБС (2003, Санкт-Петербург); новосибирской Областной (губернаторской) литературной премии (2003, Новосибирск); премии «Странник» (2003, 2004, Санкт-Петербург); премии «Портал-2004» (Киев); ордена «Рыцарь фантастики» (2004, Екатеринбург); «Золотой Роскон» (2005, Москва); премии им. И.А. Ефремова (2006, Москва); «Филигрань» (2006, Москва).
Окончил Томский университет с дипломом геолога. Работал: кондуктором грузовых поездов, электросварщиком, плотником, столяром. Затем — Институт геологии и геофизики АН СССР (Новосибирск, 1959-1965) — лаборатория палеонтологии палеозоя, Сахалинский комплексный научно-исследовательский институт СО АН СССР (1965-1971, Южно-Сахалинск), Западно-Сибирское книжное издательство (Новосибирск, 1971-1983). Издательство вынужден был покинуть в связи с цензурным запретом книги «Великий Краббен», 1983 (другие книги Прашкевича постоянно запрещались — и до того, и после). Участвовал в различных геологических и палеонтологических экспедициях (Урал, Кузбасс, Горная Шория, Якутия, Дальний Восток, Камчатка), работал в лаборатории вулканологии Сахалинского комплексного НИИ, В 1990-х годах возглавил литературный журнал «Проза Сибири». Как писатель-фантаст Геннадий Прашкевич дебютировал в 1957 году с рассказом «Остров Туманов». Сегодня он один из самых плодовитых и разносторонних авторов НФ, удачно работающий в различных ее жанрах и направлениях: детективная фантастика, социальная НФ, лирико-философская и сатирическая фантастика. Наиболее известны произведения «Пес Господень», «Секретный дьяк, или Язык для потерпевших кораблекрушение», «Ставшие ветром», «Противогазы для Саддама», «Апрель жизни», «Записки промышленного шпиона», «Шкатулка рыцаря», «Великий Краббен», «Бык», «Уроки географии», «Разворованное чудо», «Парадокс Каина», «Носорукий», «Возьми меня в Калькутте», «Кот на дереве», «Война за погоду».
С неменьшим успехом он работает и в других областях: Геннадий Прашкевич — автор стихотворных, детективных и исторических произведений, очерков о поэтах и ученых, мемуаров; перевел и издал книгу корейского поэта Ким Цын Сона «Пылающие листья» и антологию болгарской лирики «Поэзия меридиана роз».
Книги Геннадия Прашкевича издавались в США, в Англии, в Германии, в Польше, в Болгарии, в Югославии, в Румынии, в Литве, в Узбекистане, в Казахстане, на Украине, в других странах. Хобби — шахматы, филателия.
Живет и работает в Новосибирском Академгородке.
В 2007 году удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Творчество
(из книги избранного «Большие снега»)
Лунный круг. Дорожки света.
Сосны. Снег. Тропа. Следы.
Я не знаю, чем согрета,
чем обрадована ты.
Затаился белый север
в тишине холодных гряд.
И снежинки равномерно
вьются, мечутся, летят.
И, мерцая, без ответа
на меня звезда глядит.
Лунный круг. Дорожки света.
Сосны. Снег. Тропа. Следы.
* * *
Преломляются лучи света,
в острых гранях, как огонь, блещут.
Замечательная вещь – лето,
замечательно любить вещи.
Над водою рыжий лист кружит,
нет в душе ни тоски, боли.
От восторга и любви ужас
проступает, как налет соли.
Солнце пляшет на углах камня,
разбиваются лучи света.
Это долгая, как век, память,
это краткое, как час, лето.
И сгорает в яростном сонме,
падает, как в каменоломню,
эхо дальнее:
помни… помни…
отзвук, бьющийся:
помню… помню…
* * *
Сказка о тишине
Когда вечерами плещет
простуженная волна,
нужны ненужные вещи,
придуманные слова.
И мы говорим о всяких
таинственных пустяках —
о белоснежных маках
и голубых слонах.
Гадаем неосторожно
и чувствуем – это к нам
по лунным спешит дорожкам
Бегущая по волнам.
Но зная, что только сами
мы можем себе помочь,
уходит, кивнув на память,
спасать уходящих в ночь.
Раздвинув цветные звезды,
с неба смотрит Луна.
Все чрезвычайно просто,
как воздух и тишина.
Туманные тают полосы
и берега молчат.
Я лучше скажу вполголоса,
о чем другие кричат.