Садур Нина Николаевна

Нина СадурН. Садур - Иголка любви

Российский драматург, прозаик и сценарист. Родилась 19 сентября 1950 года в семье поэта Николая Перевалова. Мать была учительницей русского языка и литературы в вечерней школе. После окончания школы Нина поступила в Новосибирское отделение Московского института культуры, одновременно работала в библиотеке, занималась в литобъединении местной писательской организации.

Творческая манера Нины Садур определяется по-разному. Драматурга часто относят к авангарду, постмодернизму, русскому абсурдизму, магическому реализму. Сама Садур, вопреки неоднозначным суждениям о ее таланте, считает себя самым консервативным писателем России.

В 15 лет Нина поступила в ЛИТО к поэту Илье Фонякову. И там, по её словам, нашла друзей на всю жизнь. Это Александр Денисенко, Иван Овчинников, Анатолий Маковский, Жанна Зырянова и Николай Шипилов. Также Нина Садур дружила с прозаиком и переводчиком Алексеем Михеевым (сыном писателя Михаила Михеева). Вот как вспоминает о том периоде Александр Денисенко: «…к этому времени в ЛИТО Ильи Фонякова народ подобрался боевой, и нельзя было не устрашиться, когда в зал врывалась со своими свирепыми рассказами и продувными стихами про Гольфстрим отроковица Нина Садур в школьном ученическом фартуке». 

Путь Садур в литературу был достаточно тернистым — около 10 лет рукописи пробивались к читателю. Печататься стала с 1977 года — первая её публикация состоялась в журнале «Сибирские огни». Удача улыбнулась, когда Садур попала на семинар молодых драматургов в Дубултах — там она познакомилась с драматургом В.С. Розовым, который заметил её талант. Садур переезжает в Москву и поступает в Литературный институт, занимается там в семинаре В. Розова и И.Л. Вишневской. Своими главными литературными учителями Садур называет Розова и Евгения Харитонова, считая, что «общее между ними то, что ни один из них ни разу не солгал в письме».

Были у Садур и годы безденежья и неустроенности: жила с матерью в коммуналке на Патриарших прудах, родилась дочь, постоянного заработка не было, пришлось работать уборщицей в Театре им. Пушкина. Эти жизненные коллизии в причудливо преломленном виде проявятся позже в романе «Чудесные знаки спасенья» и в пьесе «Замёрзли».

Н. Садур - Чудная баба

В 1982 была написана пьеса «Чудная баба», сразу принесшая автору известность в театральных кругах. Садур начинают считать «творцом нового мифа», совершившим чуть ли не революцию в русском театре. Ситуация в пьесе поражает сплавом трезвой, реальной обыденности и мистических откровений космического масштаба: рядовой инженер Лидия Петровна, посланная в подшефный совхоз убирать картошку и заблудившаяся на бескрайнем картофельном поле, встречает странную юродивую, утверждающую, что она — зло мира. «Чудная баба» предлагает сыграть в «догонялки», и ставкой в игре будет судьба мира: если Лида выиграет — на земле наступит рай, если проиграет — мир погибнет. Осознавая бредовость ситуации, героиня, тем не менее, соглашается, не подозревая, что платой за спасение мира должна стать её собственная жизнь… Драматизм ситуации усугубляется тем, что нравственный выбор героине нужно совершить мгновенно, не рассуждая и не рассчитывая.

Первым поставил пьесу Нины Садур «Чудная баба» режиссер Студенческого тетра МГУ Славутин. За ним последовали Ленком, Театр им. Ермоловой и «Бенефис». С течением времени география премьер всё больше расширялась (Вильнюс, Тбилиси и др.). Садур приобрела известность и за рубежом. Так, в Швеции в начале 1990-х на радио прозвучала пьеса «Чудная баба», а спектакль «Красный парадиз» стал сенсацией среди стокгольмской публики.

Следующие 5 лет — время резкого взлета творческой активности: одна за другой пишутся пьесы «Уличённая ласточка» (1982), «Ехай», «Заря взойдет» (1983), «Сила волос» (1984), «Панночка», «Нос» (1986), «Замёрзли» (1987). В этих пьесах Садур создает некий новый драматический жанр, в котором удаётся соединить казалось бы несоединимое — реальность и фантастику во вкусе абсурдистов, гротеск и тонкий лиризм, бытовую драму и философскую притчу. Так, героини пьесы «Замёрзли», глухая Лейла, изуродованная собственным отцом, и юная Надя, оставленная на произвол судьбы своей молодой красивой матерью, работают уборщицами в жалком, бездарном театре, проклятом когда-то одной актрисой. Зима, пронизывающий холод, ледяная вода, растаявший снег — вот ярко выписанный реальный фон происходящего. Но героини «замёрзли» и в другом смысле: от нищеты, одиночества и бесприютности замёрзли их души, в них исчезает любовь, сострадание, они сами начинают мстить холодному окружающему миру.

Н. Садур - Злые девушкиОдна из самых значительных удач этого времени — «Панночка», пьеса, написанная не столько «по мотивам» знаменитого гоголевского «Вия», сколько явившаяся блистательной его интерпретацией. Есть несколько важных моментов, в которых Садур отваживается переосмыслить повесть Гоголя: в повести Хома Брут — только несчастная жертва драматических обстоятельств, в пьесе же герой, осознающий свою никчемность, оказавшийся жертвой темных сил случайно, всё-таки находит в себе мужество сознательно вступить с ними в безнадежную схватку. В повести Гоголя явственно звучит мотив богооставленности: Бог покинул и храм, и сам этот мир, от ведьмы Хоме Бруту удается на время защититься не столько молитвами, сколько колдовскими заклинаниями, а предел власти нечистой силы кладет только крик петуха; в пьесе герой сражается силой молитвы, а когда церковь рушится, над миром встает лик Младенца Христа — и побеждает нечисть.

С 1989 состоит в Союзе писателей СССР. Но сама себя не считает членом Союза писателей по идейным соображениям. Была членом Русского ПЕН-клуба, но вышла в знак протеста

В 1999 году вышел сериал «Ласточка» режиссера Кирилла Серебренникова, в основу которого легла пьеса Нины Николаевны «Уличённая ласточка».

Её книги издаются в Финляндии, Англии, Германии, Словакии и даже в Японии.

Произведения:

Пьесы

  • «Чудная баба» (1981)Н. Садур - Ведьмины слезки
  • «Уличённая ласточка» (1981)
  • «Группа товарищей» (1982)
  • «Ехай» (1984)
  • «Панночка» (1985)
  • «Лунные волки»
  • «Брат Чичиков»
  • «Памяти Печорина»
  • «Нос»
  • «Доктор сада» (2012)
  • «Миленький, рыженький»
  • «Лётчик»

Романы и повести

  • «Юг» (1992)
  • «Ветер окраин» (1993)
  • «Чудесные знаки спасенья» (1994)
  • «Ведьмины слёзки» (1994)
  • «Сад» (1994)Н. Садур - Чудесные знаки
  • «Заикуша» (1995)
  • «Девочка ночью» (1996)
  • «Немец» (1997)
  • «Обморок» (1999)
  • «Вечная мерзлота» (2002)
  • «Злые девушки» (2003)
  • «Иголка любви» (2007)

Сценарии к фильмам и сериалам

  • «Мужчины его женщины»
  • «Я — это ты»
  • «Таксистка»

Творчество:

(фрагмент из рассказа «Печаль отца моего»)

В наше страшное время молодой рабочий Виктор любил своего единственного сына. Тёплое темя и внимательные глаза особой младенческой синевы — четырёхлетний простой ребёнок. Виктор тёмным утром брал Костю за ручку и уводил его в детский садик, скрипя снегом. Не расставаться было нельзя. Виктор шёл на завод тяжело работать. Снег синевато скрипел, из садика пахло кофейным напитком с молоком, из яркого окошка внимательно смотрел Костя, терял в утренней тьме огромного отца. Адский завод ждал отца-рабочего грубо махать руками, колотить по железу, рвать рот криками. (Виктор был бригадир.)

Н. Садур - Ехай

До Кости Виктор жил, как не жил, и ему было не одиноко. Но родился мальчик, и у человека в душе открылся провал. Мир светлый и щебечущий, а внутри мира оказался сильный, молодой Виктор с младенцем на руках.

Рабочий заискивал и угрожал миру, но власти отцу не прибавилось, и он не знал, погибнет ли нечаянно его ребёнок или станет расти и жить. Мир ведь радовался, когда Кости ещё и не было, об этом не хотелось думать, но всё время думалось. Единственное — отец возненавидел завод. Завод был груб, воинственно бездушен, он был чёрный и красный. Завод стал нестерпим для человека, измученного любовью.

Виктор был резковат с сыном, потому что объятьем мог нечаянно раздавить его маленькое тельце. От слабости и мягкости этого тельца Виктор беспрестанно горевал. Виктор боксировал с сыном, отталкивая младенца подальше от смертельного объятия. Глядел на свои чёрные руки, пальцы плохо сгибались от жизни с грубыми предметами. Виктор боксировал, показывал приёмы, разучивал песни. Ребёнок обожал отца, вяло подыгрывал этой физкультуре, внимательно смотрел синими глазами. Виктор опускал глаза. Он догадывался, что так жить невозможно, должно быть что-то, что их с ребёнком уравновесит. Он не замечал печали своего мальчика. А ребёнок не понимал своей печали, он только видел, что отец печалит его, маленького. Как город Чапаевск в пассажирской ночи — так горел Виктор. И в печали глядел пассажир на гневящие небо пламена едких труб. Город — испуг… комсомольско-промышленное одиночество в снежных степях.

Вспомнив чужой, напугавший его город, он подумал про вокзал и дорогу, подумал о море. Оно на земле измученных городов и чёрных дырявых селений — есть оно. Оно уравновешивает всех, оно больше, глаже всех, и оно прекрасно.

Костя визжал и плескался на краю бездны. Виктор, счастливый, входил по грудь, внося Костю в высокую воду, играл им, как маленькой рыбкой, радостный и уверенный в себе — вода вернула нежданную лёгкость движениям, большая, она напомнила о молоке и времени, оберегая младенца, разрешила играть с ним от всей души.

Виктор представил сына морским офицером в белом кителе и повёз мальчика на экскурсию в Севастополь. В местах битв усталый ребёнок засыпал на руках, но это было неважно — он присутствовал здесь, а отец смотрел за него прямыми, серыми глазами на пушки и корабли.

Лёгкость жизни вернулась к Виктору от простора, ветра и белых кораблей…

Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной юношеской библиотеки:

Произведения автора:

  • Чудесные знаки. Сад. Чудесные знаки спасенья. Немец. Что-то откроется. Девочка ночью. Занебесный мальчик. Печаль отца моего. Запрещено — всё. Сом-с-усом. Старик и шапка : Романы, повесть, рассказы / Н. Садур. — Москва : «ВАГРИУС», 2000. 
  • Вечная мерзлота. Мать Гагарина. Глухой час. Цыган. Цветок. Запрещено — всё: рассказы. Красный парадиз. Морокоб. Памяти Печорина : пьесы. Вечная мерзлота. Подмена: повести / Н. Садур. — Москва : Зебра Е ; Москва : ЭКСМО, 2002. — 256 с.
  • Злые девушки. Немец. Чудесные знаки спасения. Девочка ночью: Романы, рассказы / Н. Садур. — Москва : «ВАГРИУС», 2003.
  • Антология современного рассказа. Синяя рука. Червивый сынок. Злые девушки / Н. Садур. и др. — Москва : АСТ ; Москва : Олимп, 2002.
  • Проза новой России: В 4-х т. Т.3. Запрещено — всё / Н. Садур. и др. — Москва : «ВАГРИУС», 2003.
  • Драма второй половины XX века. Чудная баба / Н. Садур. и др. — Москва : Слово, 2000.
  • Вкус . Червивый сынок. Злые девушки. Синяя рука. Замерзли : рассказы : Повести и рассказы / Н. Садур. и др. — Москва : Правда, 1991.

О ней:

  • Одиннадцать бесед о современной русской прозе: интервью журналистки Кристины Роткирх с российскими писателями / К. Роткирх ; под ред.: К. Роткирх, А. Юнгрен. — Москва : Новое литературное обозрение, 2009.
  • Русская драматургия XX века: учеб. пособие / И. А. Канунникова. — Москва : Флинта ; Москва : Наука, 2003.
  • Русская драматургия конца XX — начала XXI века: учеб. пособие / М. И. Громова. — Москва : Флинта ; Москва : Наука, 2005.
  • Русская драматургия конца XX — начала XXI века: учеб. пособие / М. И. Громова. — Москва : Флинта : Наука, 2009.
  • Современная русская литература. 1950-1990-е годы: в 2-х т. Т.2. 1968-1990: учеб. пособие для вузов / Н. Л. Лейдерман, М. Липовецкий. — Москва : ИЦ «ACADEMIA», 2003.

Источники:

Оцените этот материал!
[Оценка: 0