«Сибирским огням» – 100 лет! Чем живёт сегодня журнал? Об этом поэт и журналист Юрий Татаренко спросил у главного редактора «Сибирских огней» Михаила Николаевича Щукина.
Михаил Щукин – писатель. Родился в 1953 году в селе Мереть Новосибирской области. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Был собственным корреспондентом журнала «Огонёк», газеты «Литературная Россия». В 1995 году основал и возглавил журнал «Сибирская горница». С 2014 года – главный редактор журнала «Сибирские огни». Автор более 40 книг, в том числе романов «Имя для сына», «Чёрный буран», «Грань» и других. Лауреат Всесоюзной премии имени Николая Островского, премии Ленинского комсомола, премии «Карамзинский крест», литературной премии им. В.Г. Распутина.
– Столетие обычно празднуется не один день… Как проходит юбилейный год?
– Совершенно верно. В канун своего 100-летнего юбилея редакция журнала при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и в содружестве с телеканалом «НСК-49» выпустила цикл из десяти видеофильмов под общим названием «Век «Сибирских огней». С ним можно ознакомиться на сайте журнала. А совместно с государственным архивом Новосибирской области подготовлена уникальная выставка подлинных документов – иные из них невозможно читать без волнения, они отражают суровую правду целого века.
История «Сибирских огней» – это ещё не написанный роман, в котором не нужно будет придумывать сюжетные ходы, они уже созданы самой жизнью. Взять хотя бы историю повести «Щепка» Владимира Зазубрина. Её не решились печатать в 1920-е, затем она считалась утерянной, и обнаружили её совершенно случайно уже в 70-е в спецхране. Николай Яновский сумел её переписать и даже попытался опубликовать какие-то выдержки из повести в очередном томе «Литературного наследства Сибири», за что был изгнан из редакции «Сибирских огней» почти с теми же обвинениями, какие предъявлялись автору. И всё-таки «Щепка» вышла в родном журнале Владимира Зазубрина, которому он отдал столько сил и энергии, – в «Сибогнях», правда, произошло это уже в конце 80-х.
При поддержке Министерства культуры Новосибирской области редакция журнала готовит и выпускает книги в серии «Библиотека сибирской литературы», в которой вышли собрания сочинений Петра Дедова, Николая Самохина, «Избранное» замечательного поэта Александра Денисенко, а в конце прошлого года – сборник прозы «На два голоса», в который вошли повести лауреатов премии «Сибирских огней» Леонида Полиновского, Владимира Злобина, Натальи Коротковой и Виктора Сайдакова. В московском издательстве «Вече» вышел первый том будущего трёхтомника «Сибирские рассказы», где представлены авторы журнала разных лет. И ещё одно издание хотелось бы упомянуть. Это поэтическая книга «И дольше века длится день». В ней представлены сто стихотворений ста поэтов за сто лет. Книга издана при поддержке бизнес-группы НОРДАЗИЯ, с которой редакция дружит уже много лет и с помощью которой удалось осуществить много добрых и хороших дел.
– Как звучит кредо «Сибирских огней»?
– «Меньше плакаться, а больше – делать, заниматься «черновой работой» – вот, пожалуй, главное негласное правило, которым руководствуется редакция журнала в последние годы. Следуя этому правилу, возродили старые и разумные традиции. Прежде всего, Сибирское совещание молодых литераторов, которое проходило до пандемии на берегу Обского моря и стало настоящим событием для молодых. Два года назад к этому совещанию присоединились не только сибиряки, но и дальневосточники. Лучшие участники первых совещаний уже прочно «прописались» на страницах журнала и смогли добиться успехов: прозаик Игорь Корниенко (Ангарск) стал лауреатом премии имени Василия Шукшина; литературный критик Михаил Хлебников (Новосибирск) не только активно сотрудничает с «Сибогнями», но и успешно выступает в центральных изданиях, издал две книги; прозаик и критик Валерий Копнинов (Барнаул) удостоился нескольких литературных премий. Список этот можно продолжать и продолжать.
Ещё одна возвращённая традиция – встречи с читателями, иными словами – «Литературный десант». Возродили её в 2014 году. Перед первой поездкой волновались: а нужны ли будут писатели этим самым читателям, в наше-то время? Оказалось, нужны! Сотрудники и авторы «Сибирских огней» побывали во всех районах Новосибирской области, в Кемеровской, Иркутской, Омской, Томской областях, в Хакасии, в Алтайском крае, где у журнала есть «своя» деревня, которая так и называется – Сибирские Огни, и где встречали с особым гостеприимством.
Литературно-художественный журнал должен быть, по общему мнению редакции, в хорошем смысле слова консервативным. Но это не отменяет, конечно, современной повестки. Скорее наоборот, делает её более актуальной. Поэтому постоянно придумывается что-то новое. С 2015 года журнал вручает свою ежегодную литературную премию лучшим авторам. Лауреаты определяются компетентным жюри, в котором минимум литераторов и максимум библиотекарей, журналистов, представителей самых разных организаций, иными словами – читателей. Такая премия дорогого стоит, хотя и суммы небольшие. Обязательная номинация в премии – «Новые имена». Для молодых и талантливых журнал открыт всегда.
И несколько слов о рубрике «Литературный архив». Впервые опубликован роман Всеволода Иванова «Проспект Ильича», сейчас готовится к публикации так и не изданный ранее роман Николая Анова «Азия», написанный ещё в Новониколаевске (Новосибирске) в 1920-е. Под этой же рубрикой опубликована переписка Н.Н. Яновского с В.П. Астафьевым и большого друга журнала В.Я. Курбатова (к сожалению, он не успел увидеть этой публикации) с В.Г. Распутиным.
Если продолжать тему работы в современных условиях, которые, конечно же, порождают немало проблем, то следует сказать, что редакция этот вызов приняла. Начинали с сайта. Теперь читатель, зайдя туда, может ознакомиться не только со свежими номерами журнала, но и с видеоанонсами, новостями, книжными новинками. В разделе «Аудио-видео» – интервью с писателями, песни на стихи сибирских поэтов, фильмы наших замечательных кинорежиссёров-документалистов, а в разделе «За журнальными полями» – самые разные материалы, не вошедшие в бумажный вариант.
Но особая гордость – это, конечно, архив. Совместно с Новосибирской областной научной библиотекой удалось осуществить уникальный проект – оцифровку всех номеров журнала за сто лет. Они выложены в свободном доступе не только на сайте журнала, но и на сайтах Новосибирской областной библиотеки и Российской государственной библиотеки. Любой номер доступен читателям из любой точки мира.
Активно обновляются страницы «Сибирских огней» в социальных сетях – «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Ещё один проект, о котором стоит сказать, – это «Журнальный мир». На этом портале выкладываются номера журналов и альманахов, выходящих в России и за рубежом. Проект осуществляется практически на волонтёрских началах, но в нынешних условиях он очень нужен, прежде всего изданиям, которые выходят в российской провинции. На сегодняшний день в «Журнальном зале» представлено более шестидесяти наименований, начиная с московской «Юности» и заканчивая «Дальним Востоком».
– Чего больше всего в редакционном портфеле – прозы, поэзии, краеведческих статей?
– Он у нас в последнее время полный, даже с большим избытком. Все жанры представлены. Появится на страницах журнала новая повесть известного писателя из Луганска Глеба Боброва, новые произведения наших постоянных авторов Михаила Тарковского, Валерия Копнинова, Владимира Злобина и новые работы критика, «возмутителя» литературного спокойствия Михаила Хлебникова… Также будут опубликованы очень интересные работы краеведческого направления, ведь в нынешнем году наша Новосибирская область отмечает своё 85-летие.
– Вам, главному редактору журнала, удаётся продолжать писать прозу, выпускать книги. Как вы всё успеваете?
– В сутках, как известно, аж 24 часа…
Юрий Татаренко
Источник: «Литературная газета»