29 ноября в Новосибирской областной юношеской библиотеке прошла Конференция литературных объединений – четвёртая в истории Новосибирской области. Традиционно в ней приняли участие писатели и поэты, представители ЛИТО города и области, редакторы журналов и издатели, журналисты и библиотекари.
Специально к конференции было подготовлено несколько стендовых докладов, с которыми участники могли ознакомиться до начала конференции и в перерыве:
- Поэтический фестиваль «Я только малость объясню в стихе…» памяти В.Высоцкого
- Поэтический марафон «Не спи, поэт!»
- Поэтический турнир «Сибирские горизонты»
- «Магалифовские чтения»
- «Новосибирский поэтический марафон»
Также на столах организаторы расположили книжную выставку, посвящённую в основном различным литературным объединениям. Впрочем, и некоторые отдельные авторы тоже разместили свои издания.
Открыл конференцию автор-исполнитель, бард Юрий Колташёв, исполнивший песню «Томик Есенина».
В президиум конференции вошли:
- Анатолий Борисович Шалин, писатель, председатель Новосибирского отделения Союза писателей России
- Таисья Ефимовна Пьянкова, сказительница, поэт, писатель, член Союза писателей России
- Евгений Александрович Лазарчук, поэт, член Союза писателей России, директор Сибирского отделения «Издательство «Наука»
- Кристина Евгеньевна Кармалита, поэт, председатель Новосибирского отделения Совета молодых литераторов, Начальник отдела общественно-политической жизни журнала «Сибирские огни», член Союза писателей России
- Ирина Михайловна Рудковская, начальник службы радиовещания ВГТРК ГТРК «Новосибирск»
- Никандр Васильевич Козлов, советник председателя Новосибирского областного совета ветеранов, председатель Новосибирского регионального отделения Российского Союза Писателей, главный редактор альманаха “Cинильга”, председатель оргкомитета Сибирского литературного конкурса им. Геннадия Карпунина.
- Борис Иосифович Тучин, писатель, поэт, литературовед, руководитель клуба «Литературная мастерская», член Союза писателей России
- Анатолий Николаевич Побаченко, руководитель литературного объединения «Сибирский Парнас», редактор журнала «Сибирский Парнас», член Союза писателей России
- Наталья Владимировна Пендюрина, председатель правления НОО «Общество книголюбов», главный редактор издательского центра «Светоч», член союза журналистов РФ
- Евгений Фёдорович Мартышев, поэт, писатель, член Союза писателей России, член Петровской академии наук и искусств
- Егор Александрович Плитченко, член Союза писателей России, организатор литературного фестиваля «Сто небес»
- Ангелина Анатольевна Басалаева, руководитель проекта «Пространство голоса», руководитель «Поэтического театра Ангелины Башле»
Доклады были разделены на четыре основных блока:
- Развитие единого информационного литературного пространства Новосибирской области.
- Школы литературного мастерства: выход на новый уровень.
- Литературные издания: традиции и современность.
- Крупные литературные проекты.
Обзорный доклад о прошедших с последней конференции мероприятиях представила Татьяна Евгеньевна Синицына, начальник отдела молодёжных программ НОЮБ. Выходу литературы в поле зрения общества (вернее, её возвращению в это поле) и использованию для этого цифровых технологий были посвящены доклады Ольги Юрьевны Рахваловой, библиотекаря НОЮБ, и Ирины Михайловны Рудковской, начальника службы радиовещания ГТРК «Новосибирск». Полемику вызвала тема прошедшего недавно конкурса «Поэдинок», затронутая Ириной Михайловной. Участница конференции, Валентина Михайловна Дёмина, руководитель ЛИТО «Созвездие» (п. Краснообск) с недоумением (и даже некоторым возмущением, как показалось автору статьи) спросила «Как проводилась оценка поэтов, которые участвовали в “Поэдинке”? Там принимало участие достаточно много поэтов хороших, поэтов, которые могут и детям, и вообще читателям что-то дать. Кстати, я думала, что победит Павел Куравский… Почему победителям оказался человек с такими непонятными стихами?!». Речь шла о Виталии Красном. Объяснение последовало простое: это выбор экспертного жюри. А подоспевший Павел Куравский на правах ведущего конференции и суперфиналиста «Поэдинка» добавил: «Виталий Красный победил абсолютно заслуженно!». Сказать, что эти ответы удовлетворили публику – значит покривить душой. Тем не менее, споры решено было отложить до перерыва, так что доклады продолжились.
Анатолий Борисович Шалин в своём выступлении объявил о решении новосибирского Союза писателей провести в 2020 году конкурс короткого рассказа. Это было встречено с большим интересом, сразу посыпалось «Куда присылать?», «В письменном или электронном виде?», «А сроки какие?» и т.д. Но положение конкурса пока находится в работе, так что вся информация появится только в начале следующего года на информационных литературных ресурсах Новосибирска – в частности, на Литературной карте.
О литературном конкурсе с большой историей – конкурсе им. Геннадия Карпунина – рассказал Никандр Васильевич Козлов. Конкурс проводится с 2000 года, порой у него были и трудные периоды. «Но сегодня в литературной жизни Новосибирска есть большой потенциал, есть ресурсы» и если объединиться вокруг общей идеи, считает Никандр Васильевич, тогда и появятся заметные результаты: «Давайте дружить, давайте работать. Вместе у нас всё получится».
Интересный опыт представила Галина Александровна Антошина, руководитель ЛИТО «Поиск» (с. Убинское), рассказав о сотрудничестве поэтов с районной газетой. Встречи «Поиска» проходят в кабинете редактора газеты. «Чем выгодна для нас, пишущих, работа при редакции? Для того чтобы выпустить свою книгу у сельского человека денег нет… Поэтому в нашей газете раз в месяц, а то и почаще бывает литературная полоса. У каждого из нас есть свой читатель. Но для того чтобы произведения в районной газете были “на уровне”, нужно проводить литературную учёбу. И мы это делаем. Люди узнают, что такое метафора, гипербола, сюжет, фабула. Для людей села газета – это и большая, и малая литература».
Тему литературной учёбы подхватила Кристина Евгеньевна Кармалита, начальник отдела общественно-политической жизни журнала «Сибирские Огни». Ежегодно, начиная с 2016 года, журнал проводит Региональное совещание сибирских авторов. Каждый раз в совещании участвуют разные люди: в 2016 это были прозаики и поэты, в 2017 – критики, в 2018 – прозаики, поэты и критики, в 2019 – фантасты, публицисты и критики. Цель – выявление и поддержка талантливых сибирских авторов, а проходят совещания в формате лекций, мастер-классов, обсуждения рукописей. По итогам часть участников получает рекомендации от организаторов к публикации в литературных журналах, небольшая часть получает рекомендации к вступлению в Союз писателей РФ, а в последние два года организаторы рекомендуют часть авторов на большое всероссийское совещание в подмосковный город Химки. Рассказала Кристина и о том, как участие в совещаниях отразилось на судьбе пишущих. Например, Игорь Корниенко, участвовавший в совещаниях дважды (заочно и очно), был рекомендован журналом Сибирские Огни на Шукшинскую премию и, получив большинство голосов жюри, стал её обладателем.
Кристина также является председателем Новосибирского отделения молодых литераторов «ЛИФТ» и рассказала о деятельности организации в целом, а также о литературном семинаре, который проводит ЛИФТ.
Большое выступление получилось у Евгения Александровича Лазарчука. Он с теплотой вспоминал о литературном объединении Ильи Фонякова при газете «Молодость Сибири», рассказывал об истории создания этого ЛИТО, о самом Илье Олеговиче, о судьбе выходцев из объединения, многие из которых впоследствии связали свою жизнь с литературой. «Успешная деятельность литературного объединения слагается из двух непреложных вещей: личность руководителя и контингент, с которым этому руководителю надо работать. В отношении руководителя нам повезло». Не оставил Евгений Александрович в стороне чисто теоретическую часть, полезную для участников всякого ЛИТО: «После летних каникул все участники ЛИТО с большой охотой собирались на “смотрины”: читали стихи. И сразу, здесь же, определяли, кто над кем через неделю будет “правёж чинить”. То есть выбирали “жертву для экзекуции”, выбирали “экзекутора” – он культурно именовался оппонентом, – а Илья Олегович брал на себя обязанность размножить подборку стихов будущего обсуждаемого. Мы со стихами знакомились и приходили потом с определённым представлением о творчестве нашего товарища. Само занятие делилось на две части: в первой выступали обсуждаемый и его оппонент. После перерыва в 15 минут (чтобы “переварить” стихи) начиналось обсуждение. Иногда бывало так, что оппоненту доставалось больше, чем самому обсуждаемому. Там не было круговой похвалы! Я три раза обсуждался и после каждого мокрый был! Но всё это делалось не в какой-то оскорбительной форме, нет. Тон задавал Фоняков. Даже когда обсуждался кто-то полностью безнадёжный, Илья находил строчку-две… и товарищ расцветал – не всё потеряно!».
Отдельно Евгений Александрович вспомнил День поэзии в НЭТИ: «Там выступал Сергей Марков, читал свои замечательные стихи: “Купите водки Александру Грину, Не понятому щедрою Отчизной”. Выступал совсем юный Юрий Кузнецов, поэт-фронтовик Александр Николаев, Анатолий Прилуцкий, Вильям Азорин, Роман Солнцев, Саша Плитченко – наши сибиряки». В конце своего выступления Евгений Александрович предложил возродить День поэзии, как масштабный общегородской поэтический праздник.
Следом выступил Егор Александрович Плитченко, обозначив свой особый интерес к докладу Галины Антошиной об Убинском ЛИТО и к докладу Евгения Александровича Лазарчука. Сам Егор Александрович рассказал о региональном литературном фестивале «Сто небес», названном так в честь одноимённого стихотворения Александра Плитченко. «Мысль о таком фестивале пришла мне в голову лет 10 назад. Естественно, захотелось поделиться, обсудить с кем-то. Как раз благодаря тому, что я ходил советоваться, размышлял, у меня выстроилась чёткая идея как это должно быть. Обязательно в составе фестиваля должен быть конкурс литературный, который мы успешно проводим. В качестве премии – печать собственной книги победителя конкурса». В 2020 году литературный фестиваль им. А. Плитченко будет проводиться уже в третий раз. «С каждым годом фестиваль становится более массовым, привлекает больше молодёжи, что очень радует. Этот опыт ещё важен тем, что мы стараемся патриотическую составляющую возродить, которая у многих, к сожалению уходит». Кстати, недавно у Егора Александровича вышла книга «Переблеск», статью об этом читайте здесь.
Павел Куравский, продолжая выступление Кристины Кармалиты, посетовал на градоцентричность нашего региона – горожане не знают, что происходит в районах области, и наоборот. Поэтому минувшим летом, впервые за много лет, «мы провели специальный семинар, куда не пригласили новосибирцев – семинар для областных поэтов. Было несколько встреч с филологом Юрием Васильевичем Шатиным, артистом Первого театра Владимиром Казанцевым, поэтами Кристиной Кармалитой, Юлией Федорищевой, Дмитрием Рябовым. Я думаю, мы эту практику будем продолжать».
Наталья Владимировна Пендюрина представила альманах творческих работ к 45-летию Общества книголюбов. «Эта организация была одной из самых массовых в советское время – более 16 млн. человек включала в себя. Несмотря ни на какие сложности, организация в 90-е годы не только выжила, но и продолжила деятельность, была интересной, находила новые формы работы. Это не только благодаря тем, кто работал в организации, кто радел за это дело, но и потому что деятельность эта была нужна людям. А в последнее время Общество книголюбов поддерживал новосибирский митрополит. И сейчас, уже семь лет, существует клуб православных авторов “В начале было Слово”, который собирается в Доме офицеров каждый последний вторник месяца. Приходите! А что касается юбилейного сборника – в него вошли лучшие стихи новосибирцев о городе, о семье, о войне. Мне хочется, чтобы эти сборники жили».
После перерыва работа конференции продолжилась докладом Натальи Петровны Стригуновой «Литературно-краеведческий проект библиотеки им. Н.А. Некрасова “Сибирские встречи”». Этот проект предполагает знакомство детей, подростков, взрослого поколения, читателей преклонных лет с сегодняшними новосибирскими авторами, историками, краеведами и прочими интересными людьми, живущими в Новосибирске и его окрестностях. За несколько лет существования проекта в качестве главных гостей библиотеку посетили: Тамара Магалиф, вдова писателя Юрия Магалифа, поэты Татьяна Решке, Андрей Ложкин, Елена Зиноватная, Ольга Киевская, известные краеведы Константин Голодяев, Игорь Маранин, писатели Михаил Щукин, Владимир Шамов, Евгений Мартышев и многие другие.
Доклады Василины Владимирцевой и Зои Лазарчук были посвящены литературному мастерству. В первом случае – на примере работы клуба «Первоснежник». «Наша гордость в том, – заметила Василина, – что мы по-прежнему, с 2007 года, остаёмся молодёжным клубом, хотя прошло уже 6 волн молодёжи, продолжают прибывать наши юные “первоснежники”. Направления работы – самые разные. Во-первых, встречи с обсуждением творчества не только наших авторов, но и просто любимых нами. Проводим литературные вечера, в том числе тематические, устраиваем семинары. Стабильно собираемся каждый вторник с шести вечера до девяти. Встречи проходят максимально свободно, но по традиции сначала идёт знакомство с новенькими, читаем творчество тех, кто принёс своё, затем – чужое, наших любимых авторов. Читаем, критикуем. Летом проводим “Первоснежник на траве”». Составляющими успеха Василина Викторовна считает атмосферу неформального общения, конструктивную критику и литературную грамотность. Принципиальная позиция клуба – «Мы не критикуем, если человек этого не хочет. Любой, кто читает произведение, может сказать: “Я хочу просто поделиться, не хочу критики”. Тогда мы просто слушаем. Ну а если уж человек хочет критики, то пусть держится – сам попросил. Понятное дело, критика должна быть конструктивной». Интересно было услышать о семинарах, которые проходят анонимно, литературных играх «Три фразы», «Голос рассказчика», «Стихотворный воображарий» и других. Заинтересовались? Обращайтесь в «Первоснежник»!
Зоя Евгеньевна Лазарчук представила опыт литературной школы, которая была организована при «Поэтической поляне» в 2016 году. «Мы изучаем художественный язык на базе родной русской литературы. Сама идея организации школы – в раскрытии творческих способностей и возможностей, в воспитании себя опытным читателем, а затем – опытным критиком, относящимся критически именно к своему творчеству». Подробно Зоя Евгеньевна рассказала о первом годе обучения: «Одной из первых тем была “Психология творчества” – что движет человеком в творчестве? Как переживается катарсис? Затрагивали грамматику, стилистику, изучали ритм, стихотворение в прозе, рассказы, притчи, художественные детали, замысел, художественность литературного произведения, иронию, литературную пародию. Заключительным этапом стал творческий поэтический вечер».
Евгений Фёдорович Мартышев рассказал о литературном объединении «Молодость», которое существует уже 70 лет! Выступление было очень кратким, Евгений Фёдорович лишь обозначил некоторые моменты деятельности своего ЛИТО: как проходят встречи и занятия, кто принимает участие в работе ЛИТО, в чём основная задача объединения («Доведение творчества членов литобъединения до профессионализма, то есть до получения членского билета Союза писателей России», без лишней скромности обозначил писатель).
Перешли к теме «Литературные издания: традиции и современность». Анатолий Борисович Шалин, вновь вышедший к микрофону, начал жёстко: «Государству на издательскую деятельность наплевать. Оно расправилось со своими государственными издательствами ещё в 90-е годы». Впрочем, выступление не носило характер ругательного или даже пессимистичного. А было скорее саркастичным. И реакцию вызвало, конечно, неоднозначную: кто-то одобрительно кивал, другие – возмущённо раздували ноздри. Между тем, Анатолий Борисович перечислял: «В провинции авторам приходится спасаться самим, не надеясь ни на государственные структуры, ни на спонсоров. Тиражи книг упали в сотни раз. Авторы либо издают за свой счёт, либо находят небольшие гранты. Таковы реалии сегодняшнего дня… У нас при писательской организации существует редакционно-издательский центр, который работает в основном на заказах, либо на небольших грантах, которые удаётся получить.
Качество изданного тоже оставляет желать лучшего. Потому что редактор – это уже уходящая профессия. Обычно как? “А зачем мне редактор, я сам как-нибудь. И корректора не надо”, вот и получается ерунда. Авторы, впрочем, довольны и этим. Такая история». Да, история известная и печальная. Впрочем, появились другие способы «дойти до читателя»: в основном, конечно, через интернет. Чем нынешние авторы активно пользуются.
Как раз в интернете, на портале «Журнальный мир» можно почитать журнал «Сибирский Парнас», который на конференции представил Анатолий Николаевич Побаченко. Журнал, впрочем, издаётся и на бумаге – ежеквартально, тиражом в 500 экземпляров. Среди авторов – школьники, молодые люди, взрослые зрелые авторы. Журнал появился благодаря инициативе ЛИТО «Сибирский Парнас». Члены это объединения считают, что «если критики нет, то и литература не существует». И речь не о той «ласковой» критике, за которую надо платить, речь именно о живом честном обсуждении, в основе которого должен лежать «высокий художественный уровень». В журнале есть разделы прозы, поэзии, сатиры, печатаются краеведческие материалы. К юбилею Победы планируется отдельный номер. Упомянул Анатолий Николаевич авторов журнала, чьи фамилии известны в литературных кругах: Трофимову, Чернышева, Кожухова, Ключникова, Горшенина и некоторых других. Публикуют в «Сибирском Парнасе» и произведения авторов советских времён: Кухно, Лаврова, Фёдорова, Магалифа и других.
Тему издательской деятельности продолжил Святослав Одаренко, он рассказал о деятельности свободной издательской инициативы «Здесь.», которую он основал 2,5 года назад. За это время было выпущено порядка 40 маленьких сборников стихов и полноформатных книг. При этом порой используются интересные находки: необычные способы дизайна книги, печать на кальке вперемешку с бумагой, авторские иллюстрации, «пронизывающие текст насквозь», и другие. Доклад интересный, но лучше, конечно, смотреть, ведь Святослав сопровождал свой рассказ изображением тех изданий, которые выходят в «Здесь.».
Константин Геннадьевич Мишенин своим выступлением открыл завершающий блок докладов «Крупные проекты». Предметом доклада стало поэтическое объединение «Острова», деятельность которого изначально направлена на концерт, т.е. на формат «зритель-артист». Здесь нет места школе, ведь все участники, по словам Константина, – уже мастера, сложившиеся люди. Из последних мероприятий, организованных «Островами»: вечер, посвящённый Саше Чёрному и вечер, посвящённый Игорю Талькову, собрали полные залы. А не так давно, 27-28 сентября, «Острова» провели двухдневный музыкально-поэтический марафон «Тепло сердец». Цель марафона – объединить на одной площадке музыкантов, бардов, поэтов, чтецов (читали не только свои стихи, но и произведения известных поэтов). Марафон состоится и в следующем году, так что держите руку на телефоне и следите за афишей!
Ангелина Басалаева охватила своим выступлением сразу несколько мероприятий и несколько лет: фестиваль «Надежда» 2013 года, проект «Пространство голоса», ставший в некотором роде наследником «Надежды». Затем – основание клуба «Пространство голоса», занимающегося организацией программ авторов-исполнителей, проведением авторских встреч, в том числе – с иногородними и зарубежными гостями. После этого возник «Театр Ангелины Башле», было составлено и проведено несколько программ на основе переводов поэта Юрия Михайловича Ключникова, а уже в 2019 году состоялся тур по России с программами на основе произведений Анны Ахматовой.
«Наш проект лучше не видеть и не слышать, а лучше трогать», начал своё выступление Владимир Александрович Редкозубов. «Наш дом-музей “Баюшки” не только для детей, он в первую очередь для взрослых. Родители приводят маленьких ребятишек, думая, что просто сопровождают их в наше сказочное место, а когда всё заканчивается, они говорят “Мы у вас словно в детстве побывали”. Сейчас проходит много сказочных конкурсов и тенденция такова: среди участников много авторов до 12 лет, а вот ребят постарше – единицы, потому что это дети, которые боятся признаться в любви к сказке. И мы своим проектом стараемся сделать так, чтобы они эту любовь не потеряли».
«От репортёра до поэта» назывался доклад Лидии Михайловны Ливневой, которой, прежде всего, показалось странным, что так много и настойчиво говорят о молодёжи, «как будто бы нам всем уже и не место в этой жизни». Это, безусловно, не так – не зря же организаторы пригласили на конференцию людей всех возрастов: и юных, и взрослых.
Возвращаясь к теме доклада: более 20 лет при Новосибирском союзе журналистов существует литературное объединение, которое как раз возглавляет Лидия Михайловна. Она рассказала о предпосылках создания такого ЛИТО именно журналистами, у которых «в столах» скопилось огромное количество не только журналистского материала, но и художественных произведений. «Наши встречи не только интересны, но и необходимы собратьям по перу. Сегодня тем более необходимы, поскольку мы лишены возможности работать и публиковаться в газетах, число которых сведено практически до нуля, мы потеряли дорогой нашим сердцам Дом журналистов, где можно было поделиться радостями и горестями репортёрской жизни с коллегами по профессии. Но что бы ни происходило в обществе, того, кто однажды взялся за перо, невозможно лишить намерения быть летописцем своего времени. Теперь в этом нам помогают изданные и готовящиеся к изданию книги… Каждому автору важно быть вначале услышанным единомышленниками и соратниками. И литгостиная Союза журналистов является площадкой, где это осуществимо. Наш состав увеличился почти вдвое за последние пять лет. Сейчас мы приступаем к подготовке второго альманаха Союза журналистов». Много могла бы рассказать Лидия Михайловна о коллективе литгостиной, ведь в него входит множество известных новосибирских авторов, но «важно одно: мы нужны друг другу. Наше общение помогает нам совершенствоваться, жить и отражать течение жизни в своих произведениях».
Несерьёзный проект «СтихоPOP’S» был представлен сразу двумя выступающими – Святославом Одаренко и Катериной Скабардиной. По сути, проект – это непринуждённый разговор на камеру. Действующие лица – внимательный читатель и незлобный критик. Объект разговора – поэт. Причём поэт участвует заочно, в студии не присутствуя, тогда как разбираются его стихи достаточно пристально. По словам авторов, проект, а вернее передача (поскольку по форме это именно привычная телепередача) позволяет людям, далёким от мира литературы, «с этой литературой общаться на том языке, который не ставит барьера между читателем и автором, находящимся где-то там на “Олимпе”. Говорить о поэзии просто – это очень важный навык для того, чтобы говорить о своих чувствах».
В финале прозвучал интересный доклад Марины Анатольевны Грачёвой, ведущего библиотекаря Новосибирской областной детской библиотеки им. Горького. Тема – «Основные проблемы школьных литературных конкурсов. Из опыта работы». «Главная проблема таких конкурсов – чрезвычайно низкое качество работ», считает Марина Анатольевна. «В прошлом году на конкурсе “Эстафета поколений” был просто тихий ужас. Из огромного количества работ удалось найти всего восемь более-менее нормальных.
Я начала думать, общаться с коллегами, которые тоже в конкурсах участвуют. И мы выявили проблему. Она не в детях, а в педагогах, потому что роль учителя – огромна. Педагог – это и номинатор, и редактор. И как он ребёнка подготовит – то он и получит. Есть три группы педагогов. Первая – самая массовая. Им нужна просто бумажка для аттестации: конкурс ещё не успел закончиться, а они уже звонят, уже требуют “Дайте мне срочно диплом, у меня завтра аттестация!!!”.
Вторая группа педагогов – те, кто просто не знает как готовить ребёнка к конкурсу. В лучшем случае такой педагог не мешает ребёнку, в худшем (если он какой-нибудь русовед) начинаются одни и те же фразы, образы…
Самая малочисленная группа – это “ЛИТОвцы” (т.е. члены литературных объединений). Их мало участвует, особенно в городских конкурсах. Может быть дело в том, что ЛИТО мало у нас городских? Это действительно сильные ребята, они побеждают.
В этом году мы впервые собрали педагогов на семинар и по его итогам поняли одну вещь: те педагоги, которые хотят что-то делать – не знают как. Это действительно проблема. Такой запрос мы получили и теперь будем в библиотеке над ней думать. Если у вас есть какие-то идеи, предложения – обращайтесь, пожалуйста, к нам».
Проблема знакомая: ещё пять лет назад, в ноябре 2014 года, в Областной научной библиотеке проходила конференция, на которой Марина Аромштам, рассказывая о конкурсе «Книжный эксперт XXI века», говорила «Когда ты прочёл 350 плохих работ, то тебя охватывает дурное чувство. Дети не читают, или они не думают…». (Материал о той конференции читайте здесь). Как с этой проблемой справляться не вполне ясно. Может быть задействовать членов взрослых ЛИТО? Посмотрим, не похвастаются ли в следующий раз сотрудники Областной детской библиотеки достижениями на этом поприще.
Четвёртая конференция литературных объединений была интересной, показала не только успехи, но и обозначила проблемы, справиться с которыми вряд ли под силу одиночкам. В этом, пожалуй, и есть смысл таких мероприятий: собрать всех в одном месте, дать возможность поделиться опытом, задумками, болевыми точками, в конце концов. Ведь только обсуждая и объединяясь можно реализовать грандиозные задачи и разрешить кажущиеся неразрешимыми трудности.
Александр Челноков
фото Ольги Рахваловой, Булата Цыриторова
Все фотографии с мероприятия можно найти здесь