Когда начинать учить ребёнка читать? Каковы традиции семейного чтения? Можно ли в школе привить ребёнку интерес к чтению? И вообще, читают ли современные подростки? 5 ноября в Областной научной библиотеке прошла пресс-конференция, посвященная вопросам детского и подросткового чтения. В ней приняли участие Марина Аромштам (писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук»), Евгения Шафферт (журналист, эксперт в конкурсе на лучшее литературное произведение для подростков «Книгуру»), Анна Анисимова (детская писательница), Юлия Черная (один из руководителей и основателей научного клуба «Эврика»), а также преподаватели и работники библиотек Новосибирска.
Сегодня часто можно услышать утверждения о том, что современные дети мало читают, а то и не читают вовсе. Однако Марина Аромштам с удовольствием опровергает эти слова, рассказывая о конкурсе «Книжный эксперт XXI века». Это конкурс в поддержку читающих детей, который стал логическим продолжением проекта «Папмамбук» – проекта, призванного помочь детям и их родителям не просто найти хорошие книги, но разобраться «что происходит с ребенком, когда он вступает во взаимодействие с книгой? Что происходит с книгой, когда ее открывает ребенок?»
Читающий ребёнок – это тот, который читает в свободное время, из всех возможностей провести свой досуг он делает выбор в пользу книги. И тут Марина Семёновна обозначает другую проблему: часто читающим детям не с кем обсудить то, что они читают. «Это происходит оттого что их сверстники либо не читают вообще, либо они читают что-то другое, либо им совершенно неинтересно об этом говорить. И оказывается, что этот самый читающий ребёнок, с которым как бы всё хорошо – он совершенно, мучительно одинок. И такие дети, может быть, гораздо больше нуждаются в нашем внимании, потому что они этим живут». Вот как раз для таких детей и был придуман конкурс для читающих подростков «Книжный эксперт XXI века». Его организаторы убеждены, что о книгах для подростков должны говорить сами подростки. Это интернет-конкурс, а его суть в том, что дети пишут эссе о книгах, которые они сами выбрали, будь то «Карлсон» или «Мастер и Маргарита».
В 2013 году прошёл «пилотный» этап конкурса, в котором приняли участие около 300 человек. В качестве членов жюри выступили писатели, журналисты, филологи, учителя, – в общем, представители гуманитарных профессий. По итогам этого пилотного сезона было выбрано «детское» жюри, которое сильно корректировало работу «взрослого» жюри в последовавшем первом сезоне конкурса. Этот сезон имел более серьёзную подготовку, выросло и количество участников – на этот раз их было около 1000.
Неприятным сюрпризом на конкурсе, по словам Марины Семёновны, стали плагиат и компилирование. Пришлось дисквалифицировать около 20 участников, некоторым – поставить низкие оценки. Вдобавок, было большое число плохих работ: «Когда ты прочёл 350 плохих работ, то тебя охватывает дурное чувство. Дети не читают, или они не думают… Где следы того, что они прочитали? Получается, что с ребёнком либо ничего не происходит, когда он открыл книгу, либо он абсолютно лишён «языка», он не знает как рассказать». Но какой-то момент стал переломным – одна из работ поразила жюри, и тогда начался новый этап: «Коллеги, вдруг выяснилось, что бывают гениальные дети! Они имеют совершенно уникальный внутренний мир. Читаемое они пропускают глубоко через себя, они умеют про это писать. Но оказалось, что им, зачастую, действительно не хватает общения, они нужны друг другу. И тогда из этого конкурса выросла сверхзадача: создание сообщества читающих подростков. Над тем, как удержать этих детей, формами общения, которые могут быть им интересны, ещё предстоит подумать».
О конкурсе, его итогах, а также об очередном сезоне «Книжного эксперта» можно узнать на сайте «Папмамбук».
Евгения Шафферт рассказала о конкурсе «Книгуру». Там тоже в роли жюри выступают подростки – от 10 до 16 лет. Но сама идея конкурса – иная, дети оценивают не ту литературу, которая им приглянулась. Найти и представить обществу НОВУЮ интересную русскоязычную литературу для подростков – вот на что направлен конкурс. Большинство текстов «Книгуру» — это нигде не опубликованные работы, так что проблемы плагиата там нет. Другое дело – смена поколений участников, и – как следствие – смена стиля комментариев. Новые участники совсем по-другому пишут, по-другому оценивают. «Первое, что мне бросилось в глаза в новом сезоне конкурса, — говорит Евгения Шафферт, – это более «школьный» подход. Они пишут так, например: «…этот автор вот так работает с метафорой…», их мысли становятся больше похожи на школьные сочинения. И эта «стилистическая незрелость» торчит изо всех щелей. Ещё одна особенность – эти новые участники не только напишут на странице «Книгуру», но и зайдут в соц.сети, сделают перепосты, проголосуют, оставят комментарии. Какой-то навык продвижения себя в интернете у них появился».
От темы конкурсов перешли к школе. Много говорили о том, какими способами учителя прививают любовь и вкус к чтению. Юлия Черная, к примеру, рассказала об учителях своих детей, их преподавательских приёмах. Не обошлось и без критики, в частности, в адрес «установок», которые ребёнок получает в школе.
Впрочем, не только от учителя зависит тяга к чтению. От лица детских писателей высказалась Анна Анисимова, у которой в 2013 году состоялся писательский дебют: увидела свет её книга «Невидимый слон», а в 2014 она выпустила книгу рассказов «Капитаны детского сада». Анна рассказала о том, какую пользу несут встречи читателей с молодыми авторами, которых, оказывается, не так уж и мало: Анна Игнатова, Юлия Кузнецова, Мария Ботева, Нина Дашевская и многие другие. Ведь чем больше таких встреч будет проводиться, тем больше возможностей будет у читающих подростков обсудить книги, да и просто пообщаться.
Юлия Черная как бы подвела итог нашей встречи: «У нас очень читающие дети. Они очень много знают, очень много читают. Они оперируют какими-то понятиями, которые мне в их возрасте были недоступны. Они не просто читают, а пропускают через себя какой-то гигантский объём информации, отсеивая ненужное, и делают это просто виртуозно. Они просто другие».
Александр Челноков