Побаченко Анатолий Николаевич

Осенний хмельАнатолий Побаченко – поэт, переводчик, эссеист, журналист. Член Союза журналистов России, Союза писателей ХХI века, Союза писателей России.

Руководитель литературного объединения «Молодость» и участник литературной гостиной при Союзе журналистов. Редактор литературного журнала «Сибирский Парнас».

Анатолий Побаченко родился 14 октября 1944 года в деревне Казанцево Барабинского района Новосибирской области в семье крестьян  (колхоз «Красный Октябрь»). Мама, Клавдия Игнатьевна Елистратова, родом из Смоленской губернии, отец, Николай Адрианович Побоченко (по роду из семьи побочников (шесть братьев), приехавших в Сибирь из центральной России). Один дед, Фёдор Кузьмич Елистратов, погиб в бою за красных в 1918 году под Барабинском, другой дед, Игнатий Кузьмич, погиб в 1938 году в Каинске (Куйбышев).

После школы-семилетки в Казанцево окончил среднюю школу в селе Зюзя Барабинского района. Учился в машиностроительном техникуме в Новосибирске, ушёл из него в 1963 году. Поступил в Бийске в пединститут (АГАО имени В.М. Шукшина) на очное отделение филологического факультета и учился там с 1963 по 1967 год. Окончив институт, работал на Алтае в восьмилетней школе (Советский район, село Сетовка) с 1967 по 1968 год, потом средней школе села Горбуново Куйбышевского района Новосибирской области трудился учителем, организатором внеклассной работы до 1973 года.

Затем переехал  в Новосибирск и  с 1973 по 2011 год работал в системе профтехобразования: СПТУ-51, ПЛ-51, колледж почтовой связи (преподавателем, заведующим учебной частью, заместителем директора, директором). Общий же педагогический стаж – 45 лет. В Новосибирске окончил ВПШ (2 года, журналистика).

Имеет публикации в СМИ Новосибирска (газеты «Советская Сибирь», «Вечерний Новосибирск», «Голос» и другие) о проблемах молодёжи в выборе профессии, о поэзии литературного объединения «Истоки», о творчестве Н. Рубцова, Б. Фёдорова, В. Некрасовой, Ю. Карасёва, М. Духовной, переводы польских поэтов. Также публиковался в журналах «Зинзивер», «Наш современник» и в газетах «Литературные известия», «Поэтоград», «День литературы».

Редактор, участник коллективных сборников стихов ЛИТО «Истоки» («Цветут берёзы», «Свет души», «Открытое окно»), «Пушкинского альманаха», альманаха «Тайна исповеди», ко Дню Победы и других. Редактор-составитель литературных альманахов «Аквилон» (2001-2003 годы).

Публиковался и в журнале «Сибирский Парнас». В 2021 году вышел специальный номер журнала, посвящённый творчеству А. Побаченко.

Автор  13 венков сонетов: «Земной бог», «Кучум», «Чингисхан», «Соборы Руси», «Лада», «Золотая баба», «Луна», «Дни Барабы», «Камо грядеши, человек», «Новый Франкейштейн», «Красная зона», «Город», «Свече гореть».

Лауреат конкурса поэзии им. Геннадия Карпунина, «Дома Цветаевой», обладатель приза Академии поэзии во Всероссийском конкурсе русской патриотической лирики 2013-2014 годов, дипломант и победитель Дедовских чтений в номинации «поэзия» в 2015, 2016, 2018 годах. В 2019 году был награждён орденом «За заслуги перед отечественной журналистикой» I степени.

СолонецУчаствовал в Шукшинских чтениях в Бийске, Сростках, Искитиме, в поэтических марафонах Новосибирска.

Живёт в Новосибирске. Женат.

Пенсионер. Ветеран труда России. Председатель Совета территориального  общественного самоуправления «Матвеевский» Новосибирска  с 2007 по 2023 годы.

Написать Анатолию Николаевичу можно на электронную почту: poba4enko@mail.ru.

О творчестве Анатолия Побаченко:

 Антонина Головина, писатель, кандидат геолого-минералогических наук, член Петровской академии наук и искусств: «Колоссальный объём русской литературы вобрал он в себя и постоянно его «перелопачивает», помня о  самом главном  – «надо выйти из него и остаться самим собой, верным своей душе». Поэтому пишет о поэтах и поэзии, пытаясь объяснить себе и читателям странную и несказанную тягу к перу. Он автор многих сборников стихов, статей, рецензий, десяти венков сонетов. Вся книга «Осенний хмель»  воспринимается мною как многочасовой   мастер-класс по художественному слову и приносит настоящее эстетическое удовольствие».

Татьяна Трофимова-Воронцова, журналист, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей России: «Настоящее искусство лирики находится в принципе: «Как можно короче и как можно полнее», что и наблюдаем мы в поэзии Анатолия Побаченко!

Читая поэтические строки автора, получаешь огромное удовольствие от его умения  создавать яркие и неповторимые образы!

Автор прекрасно использует олицетворение: наделяя способностью говорить, думать, чувствовать неодушевлённые предметы, этим он создаёт глубокий художественный образ

Особенно выделяет его на поэтическом поприще создание  венков сонетов: «Дни Барабы», «Кучум», «Лада», «Золотая баба»…  Мы все прекрасно понимаем, насколько сложен это жанр в поэзии. А так как темы он берёт исторические, то необходимо и глубоко знать историю…

Не всякий поэт способен работать в этом сложном жанре, это словно подвиг! Не легче по сложности и его «Заметы», они требуют большого внимания и знания тех, кому они посвящены.

У Анатолия Николаевича, наравне с этими твёрдыми формами, прекрасна и пейзажная и любовная лирика, в которых он воспевает свой край, свою Барабу, деревенский труд, любовь к женщине… Стихи его принимаются всем сердцем».

Татьяна Смирнова, читатель: «Духовное богатство нашего отечества ярко представлено многообразием поэтических портретов. Анатолий Побаченко посвящает  стихи  не только русским гениям прошлого –  Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Гумилёву, Волошину, Маяковскому, но и нашим  землякам, моим почти современникам: Елизавете Стюарт, Казимиру Лисовскому, Александру Смердову, Геннадию Карпунину, Анатолию Марченко.  Они все узнаваемы в его поэтических портретах, практически, по двум-трём строкам. Видим и портреты французов – Шарля Бодлера, Поля Верлена, Франсуа Вийона, Артюра Рембо. Восхищает широта  кругозора и образованность автора. В творческой мастерской поэта нашёлся «холст» и для портрета японского художника Хокусая!

Всё сказанное – только о поэзии. Но Анатолий Побаченко ещё и замечательный эссеист! Знаковыми его работами являются: «“Быстролётная песня” Владимира Набокова», «“Берестяной рожок” Ксении Некрасовой», «Несколько обыкновенных слов о “Необыкновенном вояже” Станислава Коврижкина», «Поэтический подвиг Юрия Ключникова», «Надо испить чашу свою» о художнике Владимире Березине, «“Музыка задумчивой воды” в поэзии Михаила Сальникова», «Гори, сияй, звезда полей» о Николае Рубцове, «Дарить людям красоту» о художнике Викторе Хазове, «Голос тревожной памяти» о народном художнике Вениамине Карповиче Чебанове.

Он чуткой душой понимает настоящих мастеров, ценит созданное ими и стремится показать чудо своих открытий нам, простым читателям».

Юрий Ключников, поэт, эссеист, переводчик, академик Петровской академии наук и искусств: «Анатолий Николаевич Побаченко и сам по себе очень талантливый человек, но что более ценно – он воспитатель, он пестует молодых литераторов. Большую часть времени он отдаёт служению литературе как воспитатель талантов. На протяжении ряда лет он выпускает журнал «Сибирский Парнас», где представляет большей частью не известные литературе имена. И не только писателей, но и художников, путешественников, таких же подвижников, как и он сам».

Библиография:

 Собственные книги поэта:

  • «Взгляни грозе в глаза» (Новосибирск, 1992)
  • «Чингисхан, или Заря над степью» (Новосибирск, 1997)
  • «Анютины глазки» (Новосибирск, 1998)
  • «Ностальгия». Лирика. Совместно с М. Духовной (Новосибирск, 2004)
  • «Солонец» (Новосибирск, 2009)
  • «Околок жизни» (Новосибирск, 2013)
  • «Осенний хмель» (Новосибирск, 2014)

Участие в коллективных сборниках:

  • «Цветут берёзы» (Новосибирск,  1998)
  • «Открытое окно» (Новосибирск, 2000 г)
  • «Моя маленькая родина. Три четверти века…» (Новосибирск, 2008)
  • «Свежесть» (Новосибирск, 2000)
  • «Пушкинский альманах» (Новосибирск, 2005)
  • «Свет души» (Новосибирск, 2002)
  • «Тайна исповеди» (Новосибирск, 2006)
  • «День Победы» (2005)
  • «Гой ты, Русь, моя родная…» (Москва, 2015)
  • «Поэтический остров», антология избранных стихов новосибирских поэтов (Москва-Новосибирск, 2019)
  • Сборник журнала «Александръ» (2021)

Творчество:

***

Стихи придут к тебе
нежданно,
как телеграмма,
зычный свист,

и ты от них
какой-то странный,
готовый бросить
в белый лист —

полоску озера косую,
из тонких жёрдочек мосток,
костянку – ягоду лесную,
да звёзд безудержный поток,
да крыльев плеск родной синицы,
золотоствольный
тёплый бор,

околок жизни,
что мне снится
с далёких зорь,
с безвестных пор…

***

Я опрокинусь в тишину
и выльюсь в росы.
Я полюбил тебя одну,
как эти розы,
и этот стол,
и этот дол,
в окне стоящий,
и свет немеркнущий за то,
что настоящий.

Я опрокинусь в тишину –
в глаза любимой.
Быть может,
вновь живым вернусь
из дней ранимых,
быть может,
там меня поймёшь –
в стране молчанья,
по капле душу соберёшь
для опознанья.

Я опрокинусь в тишину
с одной мольбою
(тебя нисколько не виню,
Господь с тобою),
молю: оставь меня таким,
непреходящим,
и утром ясным –
молодым
в росе блестящей.

***

Есть душа, что вбирает полночные звёзды
и осины листок, яблонь розовый цвет,
и плоды октября, перезрелые гроздья
у рябины моей, обнимающей свет.

Есть одна, что даёт незабвенные миги,
они светят во мгле утомлённой ночи.
К изголовью придут позабытые лики
и уснуть не дают, не помогут врачи.

Но попробуй узнать! И всей жизни не хватит
души эти найти, струны эти любить,
и, когда замолчишь, что-то к сердцу подкатит,
и боишься его в суете погубить.

***

Под снегом тяжких лет как выдержать бы мне
жестокий холод слов и на душу давленье,
полуденного неба жаркое томленье,
где солнце – что котёл, стоящий на огне?

Частицу радости приму на острие
осеннего листка, избегнувшего тленья,
и сердце защемит от дивного явленья,
когда забрезжит свет в окольной полутьме.

Что может быть милей зелёненькой травинки,
избитой ветрами рябиновой корзинки —
сплетенья редкого земного естества?

Наверное, тобой проторенные стёжки
по саду зимнему и свет в окошке
от восходящего на трон свой божества.

***

Мой предок, зверь в медвежьей шкуре,
не знал имён любимых звук,
не слышал в утренней лазури
калитки скрип, в окошко стук.

Не удивлялся звёздам ярким,
когда светились на пути,
и даже ворон, когда каркал,
его ни разу не смутил.

Однако, также видя поздно
во мраке тонущую тень,
в бессильной ярости и грозной
искал в заре идущий день.

И на меня он непохожий,
как я, смеялся под луной
и, рану чувствуя под кожей,
страдал и плакал об одной.

 

Источники:

  • информация, предоставленная А. Побаченко.
Оцените этот материал!
[Оценок: 3]