08-02-2021

Источник иллюстрации

28 апреля 1948 года в британском городке Биконсфилд родился Терренс Дэвид Джон Пратчетт – тот, кому сама судьба предначертала стать сэром Терри Пратчеттом, писателем мирового масштаба. Штука в том, что Биконсфилд – очень "книжное" место, и дело не в том, что там стоит дом Гилберта Честертона, а в безумном количестве букинистических лавок. Когда город кишит приехавшими за раритетами книголюбами, трудно не начать читать. Молодой Терренс пытался расти сорванцом, и поначалу это даже получалось, но затем в его руки попалась повесть "Ветер в ивах" – и мальчик с головой погрузился в литературу. Через много лет он назовет своим главным университетом Публичную библиотеку Биконсфилда.

В школе Пратчетт написал свой первый рассказ "The Hades Business", который опубликовал журнал "Science Fantasy". Первый гонорар – 14 фунтов стерлингов – был потрачен на покупку печатной машинки. В семнадцать лет Пратчетт бросил учебу и начал работать, желая познавать мир журналистики с практической стороны. Параллельно со статьями и заметками писался первый роман – "Люди ковра" ("The Carpet People", на русском языке роман не публиковался).

Источник иллюстрации

Когда Терри Пратчетту исполнилось двадцать, в его жизни произошло два важных события. Во-первых, он встретился с Лин Парвис и через несколько месяцев на ней женился. Во-вторых, он взял интервью у Питера ван Дьюрена, директора издательства "Colin Smythe Limited", который проникся симпатией к молодому журналисту и согласился посмотреть "Людей ковра". Питеру роман понравился, и он свел Терри с владельцем издательства, самим Колином Смайтом. Последовали три года доработки текста, и в 1971 году вышла первая настоящая книга Пратчетта, заслужившая лестные отзывы. Фантастические произведения приносили верный кусок хлеба, но не выводили репутацию автора дальше "многообещающего новичка".

В 1983 году появился "Цвет волшебства" – первая книга о Плоском Мире и незадачливом "валшепнике" Ринсвинде. Книга изначально писалась как ехидная сатира на штампы фэнтези и была восторженно принята критиками. С каждой новой книгой о Плоском Мире росла популярность Терри Пратчетта. Уже в 1987 году он полностью переключился на писательский заработок. Кроме романов о Плоском Мире, доход приносили мультфильмы, телепостановки, радиоспектакли. Каждый новый роман становился в Британии бестселлером, слава Терри Пратчетта распространялась далеко за пределы туманного Альбиона. Сугубо жанровая сатира сменялась увлекательной литературной игрой с запрятанными цитатами и намеками, а за ними скрывались мудрые замечания о нашей с вами жизни.

Источник иллюстрации

В общей сложности Терри Пратчетт написал более полусотни романов. Речь идет не только о цикле про Плоский Мир, но и о научно-фантастических циклах о Джонни Максвелле, Номах, о романах "Народ", "Страта", "Финт" и многих других. Кроме того, Терри не чурался писать в соавторстве. Более подробный обзор его творческого наследия мы обязательно опубликуем в следующих статьях!

В итоге заслуги Терри Пратчетта перед Великобританией стали очевидны настолько, что в 2008 году королева Елизавета II произвела его в рыцари-бакалавры. Единственная дочь Терри, Рианна Пратчетт, пошла вслед за отцом по стезе литературного творчества, хотя и в несколько ином, сценарном направлении (влияние цикла о Плоском Мире явственно чувствуется в написанной ей серии компьютерных игр "Overlord").

Источник иллюстрации

Всем историям рано или поздно суждено закончиться. История жизни ехидного и мудрого сказочника закончилась 12 марта 2015 года после трудной борьбы с болезнью Альцгеймера. Говорят, что к Терри Пратчетту пришел искусно описанный им Мрачный Жнец и забрал его, чтобы поговорить. Официальный твиттер писателя описал это следующими сообщениями: "- НАКОНЕЦ-ТО, СЭР ТЕРРИ, НАМ ПОРА ПРОЙТИСЬ. Терри взял Смерть под руку и проследовал за ним через двери в черную пустыню в бесконечной ночи. Конец".

Источник иллюстрации

Творец Плоского Мира оставил после себя гигантское творческое наследие, которое в доступной легкой форме учит читателя сомневаться и верить, улыбаться и грустить. И нет-нет, но почудится порой мелькнувшая меж строчек мудрая улыбка под черной широкополой шляпой. Пратчетт с нами, на страницах своих замечательных книг, как прежде – делает нас немножко лучше.

Источник иллюстрации