2020-08-31

31 августа на базе Новосибирской областной юношеской библиотеки (далее НОЮБ) стартовала программа обучения Межрегиональной летней онлайн-школы молодых библиотекарей "Актуальные компетенции специалиста современной библиотеки".

Напомним, что Школа – это образовательный проект НОЮБ, нацеленный на обучение сотрудников библиотечной сферы в возрасте до 35 лет. Проект реализуется с 2005 года. За время проведения Школа стала значимым профессиональным мероприятием, проводимым ежегодно и привлекающим участников из различных регионов России.

В этом году в Школе принимают участие около 60 молодых специалистов не только из городов (Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск, Красноярск) и районов (Новосибирская и Кемеровская область) нашего региона, но и из других регионов России, в том числе из Ижевска, Самары, Астраханской, Амурской, Свердловской областей, Республики Крым.

Старт программе первого дня задали приветственные слова министра культуры Новосибирской области Н. В. Ярославцевой, отметившей, в том числе и приоритет в сохранении разных типов библиотек, приоритет укрепления молодежной политики в культуре.

"Мы хотим идти в ногу со временем, а поэтому мы тщательно смотрим, кто сегодня работает с нашими читателями. Работа с кадровым составом — это одно из наших главных направлений. Сегодня мы понимаем, что сделать профессию библиотекаря привлекательной — наша главная задача", — подчеркнула Наталья Васильевна.

К приветственным словам присоединились заместитель директора Российской государственной библиотеки для молодежи, председатель Молодежной секции Российской библиотечной ассоциации М. П. Захаренко, а также организатор Школы: директор Областной юношеской библиотеки Т. Н. Терентьева.

Далее началась плодотворная работа на платформе Zoom. Первая лекция, подготовленная начальником отдела координации и развития НОЮБ Е. М. Агариной, затронула вопросы именно ключевых компетенций и профессиональных качеств, которые необходимы для успешной работы специалиста библиотеки. Например, профессиональных: умение работать с фондом, ориентироваться в медиаповестке, работать с информационными ресурсами, уметь проводить публичные мероприятия и клубные встречи, личностных: самоанализ, креативность, умение мотивировать других, адаптивность, системное и критическое мышление, соблюдение профессиональной этики.

"Если мы все будем осознанно подходить к профессии, то мы сможем дать своей библиотеке необходимый максимум. Если мы хотим, чтобы наша библиотека была востребована в местном сообществе, то мы должны подбирать таких специалистов, которые и способны её продвигать по максимуму. Если мы осознанно настроены в работе, то и работа наша будет приносить осознанный результат", — отметила Елена Михайловна в ходе лекции.

Н. С. Шевцов, библиотекарь Центра поддержки культурных инициатив молодежи НОЮБ, провел для участников Школы площадку шок-контента "Супербиблиотекарь спасает мир", где креативно и подробно рассказал о тех качествах и умениях специалистов библиотек, которые профессионально возвышают их (даже над некоторыми супергероями из комиксов!): наставник для молодых коллег, борец с цензурой и дискриминацией, помощник в обучении и саморазвитии читателей, куратор досуга молодежи, борец за социальную справедливость. По мнению Никиты Сергеевича, главные компетенции в профессии библиотекаря — начитанность, коммуникабельность, многозадачность и гуманность.

Завершил программу первого дня цикл НЕтренингов от практикующего психолога, директора Центра личностного и социального развития "Частная практика" Е. Н. Пенкиной и начальника отдела литературных программ НОЮБ Т. Е. Синицыной. В рамках НЕтренингов они рассмотрели основные вопросы адаптации и мотивации к профессии у молодых специалистов библиотек, их двусторонний характер и взаимосвязь (работник-организация), связь мотивации и самооценки, особенности уверенного и неуверенного поведения, способы развития эмоционального интеллекта (саморефлексия, расширение диапазона эмоций, развитие антистрессовых навыков), а также обсудили специфику лидерства в организации, основные отличия лидерства от руководства, виды барьеров на пути к лидерству (лень, страх неудачи, привычки и стереотипы), способы формирования лидерских и коммуникационных качеств, которые способствуют успешной интеграции в профессию (эмпатия, уверенность в себе, коммуникативные навыки).

Летняя школа продолжит свою работу завтра. Следите за отчетными материалами на сайте юношеской библиотеки, на странице сообщества "НОЮБ: книги и люди в контакте", а также на странице сообщества Гильдии молодых библиотекарей.