Литературные дискуссии: просвещаем посредством спора
10-10-2018
27 сентября в стенах Новосибирской областной юношеской библиотеки состоялся мастер-класс «Литературные дискуссии как метод работы с молодёжью» для библиотекарей Новосибирска и Новосибирской области.
Первая часть мастер-класса, лекционная, была посвящена теории. Участники узнали, что такое просветительская дискуссия и чем она отличается от других видов дискуссионных мероприятий, какие темы сейчас популярны в молодёжной среде, а также по каким канонам выстраивается дискуссионное мероприятие на базе библиотеки.
В процессе участникам было предложено подумать над вопросом «С какими сложностями может столкнуться ведущий при проведении дискуссии?» и попытаться предложить своё решение каждой из озвученных проблем. Среди отмеченных трудностей были такие, как наличие агрессора в среде участников дискуссии, участники, более сведущие, чем ведущий, чрезмерно обидчивый участник дискуссии, неподготовленные участники, конфликт поколений, неумение участников говорить и чётко выражать свои мысли и т.д.
Участники мастер-класса предлагали самые разные возможные варианты разрешения проблем, некоторые весьма интересные: например, ввести систему жёлтых и красных карточек, выдаваемых за нарушение правил дискуссии, или, например, постепенно усложнять дискуссионные вопросы для того, чтобы адаптировать неподготовленную аудиторию. После небольшого обсуждения участникам предложили варианты решения проблем и полезные подсказки из практики проведения дискуссий в Новосибирской областной юношеской библиотеке.
Вторая часть мастер-класса была интерактивной. Участников разделили на пять команд, каждая из которых получила задание придумать актуальную тему для дискуссии и разработать один ключевой вопрос. Критерии выбора темы были следующие: актуальность, привязка к книге, сложность и многогранность темы.
На подготовку командам было выделено около 40 минут, и некоторые успели проработать больше одного вопроса, а кто-то даже набросал готовый макет будущей дискуссии.
Темы, выбранные участниками, также оказались очень интересными, например «Рэп – голос улиц» с ключевым вопросом «Является ли рэп поэзией», «Гарри Поттер… The end?», где предстояло ответить на несколько вопросов – «Стоило ли писать продолжение Гарри Поттера?», «Если да, то стоило ли именно в форме пьесы?», а также «Можно ли считать, что выпуск книги «Гарри Поттер и Проклятое дитя» разрушил франшизу Гарри Поттера?».
Особенно интересную дискуссию для старшеклассников предложила третья группа – «Язык вражды и буллинг в молодёжной среде». Они задали аудитории вопрос «Я предатель или спасатель, если расскажу о травле в коллективе», а также «Кому можно довериться, если вас травят?». Аудитория живо отреагировала на вопросы, сразу вступив в дискуссию и предложив различные способы, какими можно провести подобное мероприятие, а также проблемы, с которыми можно столкнуться, разбирая такую сложную тему.
Следующая группа выбрала тему «Электронные носители VS бумажные носители» с вопросами «Что лучше, почитать бумажную или все-таки электронную книгу?» и «К какому носителю вы будете обращаться за более точной или достоверной информацией?». Обсуждение неожиданно вылилось в дискуссию о том, какие носители лучше всего давать детям, с чего начинать их знакомство с литературой, и стоит ли беспокоиться, что электронные носители занимают в жизни детей всё больше места.
А последняя дискуссионная тема касалась моральных ценностей XXI века, а именно ценностных ориентиров современной молодёжи, а также причин, по которым эти ценности для них важны. Участники также отметили, что тема и ход их дискуссии отчасти пересекаются с дискуссией по буллингу.
По окончанию выступлений для каждой команды был проведён небольшой разбор с полезными замечаниями и советами.
Мастер-класс посетили 75 человек: библиотекари из 12 районов области и города Новосибирска, а также студенты НОККиИ. Мы надеемся, что мастер-класс был полезен нашим коллегам, и что разработанные ими вопросы лягут в основу последующих мероприятий, ярких и интересных.