05-02-2016

2 и 3 февраля в Новосибирской областной юношеской библиотеке состоялся методический практикум для библиотекарей Новосибирской области «Видеоролики в библиотечной работе». В нем приняли участие 22 библиотекаря из 11 районов, в том числе из библиотек Новосибирского района. Практикум провели Мария Костина и Михаил Костин, сотрудники центра поддержки культурных инициатив молодежи НОЮБ.

Каждый участник практикума получил одноименное методическое пособие, ставшее основой обучающей программы. Ее особенность заключалась в том, что лекционные и практические занятия были связаны не с обучением работе в программе для монтажа видеороликов, а в изучении основ структуры видеороликов, составления сценарного плана и анализа готовых роликов по определенным критериям.

Лекционная часть практикума освещала составляющие видеоролика, подробно останавливаясь на особенностях каждой из них, а также разновидности библиотечных видеороликов, наиболее часто встречающиеся на практике: ролик-анонс, ролик о прошедшем мероприятии, ролик для мероприятия, буктрейлер и методический видеодоклад. Занятие семинара было посвящено разбору видеороликов разных видов: участники семинара делились своими впечатлениями и анализировали, какие элементы видеоролика позволяют достигнуть желаемого результата, а какие стоило бы изменить или улучшить.

Также в первой половине дня вниманию участников практикума был предложен обзор программ для видеомонтажа, где были рассмотрены не только платные профессиональные программы (такие, как «Sony Vegas»), но и бесплатные программы, функционал которых выше, чем у популярной среди библиотекарей «Киностудии Windows», и их системные требования подходят для компьютеров, имеющихся в сельских библиотеках.

После обеда состоялось практическое занятие в форме командной деловой игры, посвященное составлению сценарного плана роликов-анонсов и буктрейлеров. Эти разновидности видеороликов были выбраны для разбора как наиболее сложные из всех и максимально открытые для творчества. Каждой команде давалось 15 минут на разработку идеи и написание сценарного плана, 3-5 минут на ее презентацию, после чего начиналось общее обсуждение с анализом и доработкой предложенных идей и способов их отображения. Такой анализ был особенно полезен при разборе роликов-анонсов, поскольку у каждой команды эти ролики были привязаны к конкретным мероприятиям, планирующимся в 2016 году.

Для составления сценарного плана буктрейлера участникам было предложено выбрать любую книгу, которая им нравится, либо воспользоваться подборкой новых книг из фонда нашей библиотеки. Три из четырех команд воспользовались книгами из предложенной подборки. Также две команды из четырех построили свой буктрейлер как аннотацию, одна – поставив во главу угла цитаты, еще одна команда задумала сделать анимационный ролик-образ, используя иллюстрации к книге.

3 февраля практикум продолжился в формате индивидуальных консультаций с разбором видеороликов самих участников. К сожалению, не все смогли остаться на второй день, и в обсуждении приняло участие 7 человек. Всего мы успели разобрать 5 видеороликов, обратив внимание и на сценарную композицию, и на общий стиль, и на мелкие недочеты, которых можно избежать, если при подготовке ролика оставлять 1-2 дня для внесения окончательных правок.

В целом, участники практикума остались довольны и отметили высокую практическую полезность занятий, системное изложение материала. Через три месяца областная юношеская библиотека планирует собрать отзывы, в которых участники практикума поделятся результатами применения полученного опыта на практике, в работе над своими видеороликами.

Мария Костина,
ведущий библиотекарь
центра поддержки культурных инициатив молодежи НОЮБ