14-11-2015

28 октября в Новосибирской областной юношеской библиотеке прошла литературная игра «Не каждый умеет петь», посвященная 120-летию со дня рождения С.А. Есенина. В ней приняли участие 4 команды из средних специальных учебных заведений Новосибирска:

  • команда «Хулиганы» Новосибирского колледжа легкой промышленности и сервиса,
  • команда «Есенята» Новосибирского авиационно-технического колледжа,
  • команда «Алхимики» Новосибирского торгово-экономического колледжа,
  • команда «Золотая роща» Новосибирского кооперативного техникума им. Косыгина.

Первый тур игры проходил в форме «Своей игры»: ребята отвечали на вопросы, связанные с поэзией Есенина и его биографией. Им удалось правильно назвать и город, где вышла первая книга Есенина (Петроград), и страну, которую Есенин окрестил «железным Миргородом» (США), и фамилию его третьей жены, внучки знаменитого писателя-классика (Софья Толстая). Из вопросов, связанных с поэзией, затруднение вызвала только «Баллада о двадцати шести»: вспомнить, что она посвящена бакинским комиссарам, не удалось ни одной команде.

Во втором туре игры полномочные представители команд соревновались в мастерстве чтецов. Ребята выбрали как общеизвестные, так и менее знакомые широкому кругу любителей поэзии стихи Есенина – от «Белой березы» до «Я усталым таким еще не был…». Представительница команды «Золотая роща» подготовила к стихотворению презентацию с музыкой. Но максимальное количество баллов заработала Мария из команды «Хулиганы» с поэмой «Черный человек»: несмотря на небольшие огрехи ее исполнения и не всегда верные акценты, зал слушал длинное произведение, затаив дыхание. Да и непросто взяться за поэму, которую исполняли до тебя лучшие артисты!

Наиболее интересным и сложным стал для ребят третий, последний тур игры. В него были вовлечены все участники команд, и у каждого был шанс поделиться своей точкой зрения, выразив отношение к вопросам дискуссии. Для ответа на вопрос на сцену поднималась половина представителей каждой команды, и каждый, перед тем, как вступить в дискуссию, должен был занять одну из трех позиций: «Согласен», «Не согласен» или «Особое мнение».

Первый вопрос, о том, что стихи Есенина любят за задушевность, но на самом деле его произведениям далеко до образцов высокой поэзии, почти не вызвал полемики, и мнения ребят были довольно единодушными, хотя и не совсем хорошо обоснованными. Единодушие ребята проявили и по отношению ко второму вопросу (Есенина ценят больше всего за стихи о деревне и природе; есть мнение, что Есенин мог бы стать известным поэтом, не уезжая из Константиново, и его стихи ничего бы не потеряли), но их аргументация была интереснее и сильнее. Ребята сказали о том, что смена обстановки и знакомство с творческими людьми сильно обогатило поэзию Есенина, а без этого он мог бы стать поэтом одной темы; о том, что поэту очень важно слышать мнения других людей о себе, а в Петрограде круг слушателей его поэзии стал в разы больше. Упомянули и о том, что, уехав из деревни, Есенин смог получить образование.

Следующие два вопроса породили большое количество разных точек зрения. Многие ребята заняли позицию «Особое мнение». Третий вопрос представлял критический взгляд на сериал «Есенин» 2005 года и утверждал, что данный сериал был снят совершенно зря, поскольку в нем искажаются факты биографии поэта и уделяется мало времени поэзии. Ребята разделились по трем точкам зрения примерно поровну. «Согласные» аргументировали тем, что берясь за такую крупную и важную тему, как жизнь и творчество Есенина, непозволительно допускать искажения и домыслы, к тому же это оскорбляет чувства тех, кому дорог поэт и его стихи. «Несогласные» упирали на то, что теория, согласно которой Есенин был убит органами ОГПУ, и на которой основана сюжетная канва сериала, возможно, и не является верной, но и не опровергнута на 100%, и это заставляет зрителя задуматься и разобраться в этом самому. И то, что сериал привлекает зрителей к творчеству Есенина, пусть даже несовершенным образом, доказывает то, что он снят не зря. Сторонники «Особого мнения» объединяли обе точки зрения, отмечая, что, действительно, поэзии в сериале уделено не так много места, но С. Безруков читает стихи Есенина ярко и проникновенно, побуждая зрителя обратиться к книге стихов самому.

Четвертый вопрос звучал так: «Одной из причин ухода из жизни Есенина называют то, что он не смог свыкнуться с человеческими страданиями, которые сопутствовали смене общественного строя в России. Есть мнение, что если бы Есенин эмигрировал в Европу или Америку, как И. Бунин, З. Гиппиус, И. Одоевцева и другие поэты его времени, он мог бы прожить более долгую и наполненную творчеством жизнь». Здесь ребята разделились на две позиции, исключив мнение «Согласен», и желающих высказаться оказалось больше 10 человек. Команда «Алхимики» проявила вольность и выступила целой делегацией, развивая и дополняя свое мнение сразу вчетвером. В основном, особые мнения ребят сводились к тому, что ранний уход Есенина из жизни был в любом случае неизбежен, поскольку он не смог бы жить без России в эмиграции, и что ему трудно было бы писать без понимающих его читателей. «Несогласные» говорили о том, что в эмиграции жизнь Есенина могла бы закончиться еще быстрее, поскольку в этом случае он стал бы еще дальше от старой милой сердцу России, которую он любил. Отметили и большую роль русской природы в стихах поэта, которой не было бы за границей, и то, что в заграничных поездках он писал стихи редко и мало.

После дискуссии обсуждение не закончилось: пятеро самых активных ребят предложили вне конкурса высказать свое мнение по вопросам, на которые у них не было возможности ответить на сцене.

И, наконец, самое волнующее – подведение итогов! По итогам игры команды «Хулиганы» и «Есенята», заработавшие почти одинаковое количество баллов, а также немного оторвавшаяся от них команда «Золотая роща» получили дипломы участников литературной игры. А победителем игры стала команда «Алхимики» Новосибирского торгово-экономического колледжа, каждому участнику которой досталась подборка номеров литературного журнала «Сибирские огни».

Хочется пожелать всем участникам игры удачи и посоветовать немного поработать над формулированием своих мыслей и аргументацией. Этот навык пригодится не только в литературной игре, но и в любой деятельности, где приходится общаться с людьми.

Мария Костина,
библиотекарь центра поддержки культурных инициатив молодежи