07-03-2015

2 февраля 2015 года в стенах Новосибирской областной библиотеки состоялась методическая встреча участников областного фестиваля «Юная библиотека», в рамках которой была проведена серия мастер-классов для участников и подведены основные итоги фестиваля. Также в ходе встречи состоялось награждение победителей областных конкурсов «Библиотекарь – это явление души» и «Герой нашего времени». Помимо прочего, в течение мероприятия был проведен опрос участников, посвященный их оценке методической деятельности юношеской библиотеки и проводимых ею мастер-классов.

Многие из присутствовавших признавались, что с нетерпением ждут новых мастер-классов и методических разработок, потому что каждый раз библиотека радует своих гостей чем-то новым и неизменно актуальным. Большинство респондентов интересовались всеми выступлениями, не отдавая предпочтение каким-то конкретным.

«Мне интересно все, что я могу сегодня услышать, – признается Валентина Яковлевна Бурматова, заместитель директора по методической работе центральной библиотеки г. Карасук, – потому что юношеская библиотека всегда придумывает что-то новенькое, что-то интересное в работе с молодежью. Стаж у меня большой, но я всегда открыта новому и, знаете, ожидания всегда оправдываются. Всегда знаю, что они полностью выложатся, все отдадут, что накопили, все знания».

Методическую встречу участников фестиваля открыла приветственным словом директор юношеской библиотеки Татьяна Николаевна Терентьева. В своей речи она отметила, что программа данной встречи отличается от той, которая состоялась в Куйбышеве, а также, что в этом году в фестивале приняло участие 37 библиотек из 22 районов, 15 из них – малые библиотеки (что гораздо больше, чем в прошлом году), 22 – центральные библиотеки. В этот раз конкурс проходил в необычном формате – в заочной форме. В самом конкурсе было две номинации – письменная и мультимедийная.

Всего в финал вышло 16 команд, их работы можно посмотреть на сайте НОЮБ. После награждения участников Смирнова Элеонора Владимировна, заместитель директора НОЮБ, провела анализ конкурсных работ.

Члены жюри отметили целый ряд ошибок и недочетов, среди которых можно выделить самые распространенные:

  • один из существенных минусов в работах – отсутствие связи с библиотекой, что отчасти перечеркивало сам смысл проделанной работы;
  • монотонные, скучные голоса при озвучивании мультимедийных работ;
  • затянутость роликов (некоторые ролики по 7-8 минут, в то время как допустимый максимум – 5 минут);
  • отсутствие четкой терминологической системы, понимания поставленных целей и задач;
  • бессистемность содержания работ;
  • невнимание к деталям (участники допускали ошибки, разный стиль, не было «чувства аудитории» – забывали, на кого мероприятие должно быть ориентировано);
  • отсутствие указания на источники.

Тем не менее, в целом в рамках конкурса был представлен хороший материал для дальнейших разработок и усовершенствований. Участники и организаторы «Юной библиотеки» уверены, что посредством совместного общения, взаимопомощи и активного сотрудничества можно многого добиться.

После анализа работ участников фестиваля в рамках методической встречи состоялось награждение лауреатов конкурса «Библиотекарь – явление души», цель которого – популяризация библиотечной профессии, создание положительного образа библиотекаря. Конкурсанты из Новосибирска и Новосибирской области представили 47 работ в следующих номинациях: «Эссе», «Мультимедиа», «Изобразительное искусство» и «Плакат». Лучшие работы номинаций «Изобразительное искусство» и «Плакат» – рисунки неизменно яркие и позитивные – были продемонстрированы присутствующим в видеоролике.

Но самой запоминающейся частью методической встречи стали, конечно, мастер-классы.

Первыми выступали сотрудники комплексного отдела художественной литературы, представившие три проекта, объединенные общей темой «Практические шаги, или Новый формат продвижения чтения».

В своем выступлении Елена Павловна Ерастова, главный библиотекарь НОЮБ, освещала новые методы, применяемые в нашей библиотеке для работы с совсем юными читателями.

«Главное, что должно стоять на первом месте – книга!» – вот основной постулат, на котором основывалось выступление. В последнее время нередки случаи, когда библиотекари, увлекаясь творческой и игровой составляющей мероприятий, забывали о том, что главная задача – увлечь читателя книгой. В своих разработках Елена Павловна использует разные методы – и литературные промоакции, и викторины, и вечера чтения вслух, но все виды деятельности подчинены единой задаче – объединить родителей, школу и библиотеку. Зачастую родители даже не интересуются тем, что читает их ребенок, а порой просто не знают, какую литературу следует читать. Для таких случаев отдел разрабатывает списки рекомендуемой литературы для детей с 1 по 11 класс.

Также поражает оригинальностью идея «вызова родителям», когда дети, познакомившись в библиотеке с определенной книгой, бросают вызов своим родным – пусть прочитают и они!

Важной составляющей всех мероприятий является рассказ об авторе – многие дети прекрасно помнят названия произведений, но совершенно ничего не знают о том, кто их написал. Знакомство с биографиями авторов позволяет детям лучше понимать культурный и исторический контекст произведения – и в итоге лучше понимать его смысл.

И, конечно, один из обязательных аспектов всех мероприятий с детьми – интерактивность. Детям даются домашние задания, в том числе развивающие их творческий потенциал и память. Помимо всего прочего, самые активные участники получают в награду специальные дипломы.

Практика показывает, что подобные серии мероприятий положительно влияют не только на детей, но и на их родителей – многие начинают приходить в библиотеку целыми семьями, что не может не радовать.

Вторым с докладом «Своевременное чтение для несвоевременного возраста» выступал Селезнев Максим Александрович, библиотекарь НОЮБ, сотрудник комплексного отдела художественной литературы.

«Несвоевременный возраст» – так Максим Александрович назвал в своем докладе отрезок между 10 и 15 годами, возраст переходный во всех смыслах – переход от детства к юношеству, из детского сектора литературы во взрослый. И переход этот бывает порой крайне «болезненным» – подросток просто теряется в новом океане информации. Поэтому цель проекта – помочь подростку в самореализации через знакомство с современной литературой XXI века.

Оказываясь в новой для себя литературной среде, молодые люди часто сталкиваются с рядом трудностей: растерянность и дезориентация в новом пространстве, отсутствие списков качественной литературы, пробудившаяся потребность в самопознании и мировосприятии через призму литературы. Поэтому списки, создаваемые в рамках проекта, выстраиваются на основе критериев актуальности для подростков: герои-подростки, темы отношений со сверстниками в коллективе, отношений в семье, темы непонимания, отверженности, одиночества, непохожести, а также использование молодёжной стилистики и сленга.

Списки составлялись так, чтобы проблематика книг, входящих в них, перекликалась с проблематикой классических произведений, что облегчало бы восприятие и понимание подростками курса литературы в школе.

Также учитывались такие критерии, как познавательность, содержательность культурного контекста, эстетическое воспитание, злободневность. Однако, как верно заметил Максим Александрович, важно с последним пунктом «не переборщить». Книги не должны быть «резкими» ради «резкости», это должно быть оправдано. И, соответственно, на одну злободневную книгу должно приходиться несколько более легких, «мягких» произведений. Настоящий показатель качества подобной литературы – аккуратная, деликатная подача злободневного.

И на вопрос, должны ли входить иностранные авторы в списки рекомендованной литературы, библиотекари смело отвечают: да! Иностранная литература расширяет культурный и географический кругозор юного читателя, знакомит с миром за пределами родной страны, расширяет самосознание.

Одной из важнейших особенностей этого проекта является обязательный отклик читателей – после составления список выносится на суд ребят той возрастной категории, на которую он ориентирован, после чего проводится сверка на основе трех критериев: воспитательного, развлекательного и социального. Дети выступают настоящими экспертами, подтверждающими право на существование новой подборки литературы.

«Все доклады были очень интересны, особенно о списках книг для детей и подростков, потому что несмотря на то, что у нас детская библиотека, все равно хотелось бы иметь в своем составе и молодёжь», – признается Ирина Степанова, представительница детской библиотеки им. Зои Космодемьянской.

Последним выступлением, посвященным работе с художественной литературой, было выступление кандидата филологических наук Евгения Викторовича Соснина, ведущего библиотекаря комплексного отдела художественной литературы НОЮБ.

Он представил проект по интерактивному освоению материала книги, опробованный и запущенный, в частности, в рамках военной тематики. Кратко обозначив суть метода, Евгений Викторович перешел к описанию конкретного примера – игры «Дорога Жизни». Детям предлагается стать стратегами – штабом Ленинграда, планирующим эвакуацию гражданского населения через замерзшее озеро. Библиотека играет совсем не малую роль – она предоставляет штабу всю информацию по логистике и геологии для прокладки маршрута по льду (что является историческим фактом – именно в библиотеке были сделаны первые шаги по созданию «Дороги жизни»). Тщательно подобранные и разложенные на игровом поле книги изображают географические объекты – таким образом, дети в необычной игровой форме запоминают авторов и произведения, которые можно прочитать по данной теме. При этом главный критерий при отборе книг – историческая достоверность.

В процессе игры дети знакомятся с историей прорыва блокады Ленинграда, узнают о тематической литературе, достойной чтения, а также развивают логические и тактические навыки и общую эрудицию. Результат – живой интерес к теме, просыпающийся у участников процесса.

Многие участники встречи особенно отметили этот проект, как перспективный:

«Понравились все выступления. Но сильнее всего поразило выступление Евгения Викторовича Соснина, оно ново для нас, в своей библиотеке мы такого не проводили. Я являюсь сотрудником взрослого сектора, поэтому оно нам наиболее актуально. Мы литературные игры, конечно, тоже проводим, но так, как адаптирует их этот отдел, нам надо еще научиться. Записала много, будем перенимать опыт», – Лариса Юрьевна, библиотека им. О. Кошевого.

Отдел молодежных программ при участии технического отдела представил два своих проекта в рамках выступления «Литературное краеведение как источник эстетического и нравственного развития юношества». Начальник отдела молодёжных программ Татьяна Евгеньевна Манн рассказала участникам фестиваля об активно расширяющейся на данный момент литературной карте города. Проект подразумевает полное освещение деятельности литературных сообществ города – мероприятий, встреч с авторами, конкурсов. Также она позволяет найти информацию о значимых новосибирских авторах, литературных критиках и издательствах. Особая важность проекта в том, что каждый может добавить информацию о новом литературном объединении, авторе или конкурсе с помощью кнопки «обратной связи».

Литературная карта города работает уже не один год, и с ее помощью много крупных партнеров установило сотрудничество с библиотекой. Несомненные плюсы проекта: объединение людей, интересующихся литературной жизнью города, ориентированность на пишущего человека, легкость в поиске интересных людей и ЛИТО по интересам.

В 2015 году запускается расширенная версия проекта – Литературная карта области. Татьяна Евгеньевна отметила, как важно, чтобы сельские библиотеки включались в работу над Картой, освещая литературную жизнь сёл. Это позволит создать единое литературное пространство для совместного развития и обмена опытом.

Второй проект, представленный отделом молодежных программ – «Герой нашего времени». Он возобновлен в 2015 году и включает в себя серию мероприятий: встречи с интересными людьми, дискуссии для молодежи (например, «Любовь и ненависть в современном мире»), проведение круглых столов для групп школьников и студентов.

Серии дискуссий и опросов показали, что дети зачастую сами не понимают, кто такой герой – на словах они равняются на одного, в жизни – на другого, в итоге это порождает внутренний конфликт. Так и появилась идея провести конкурс, который отобразит видение ребят, понимание того, кто для них герой, и даст возможность активно с ними работать. Этот проект поддержали Союз журналистов, Союз писателей, Гильдия молодых библиотекарей и Совет молодых специалистов при министерстве культуры Новосибирской области. Заключен договор с Радио России, и уже сейчас в рамках программы «Микрофорум» ведется ряд радиопередач с участниками конкурса и их героями. Также планируется выпуск сборника лучших работ.

Последним по очередности, но не по важности был доклад Михаила Костина, начальника Центра поддержки культурных инициатив молодёжи НОЮБ, посвященный интерактивным массовым мероприятиям. Вместе с участниками фестиваля Михаил Иванович вывел главные особенности интерактивного мероприятия: тщательно продуманный сценарий, харизматичный ведущий и обязательное взаимодействие с аудиторией. А затем провел для участников мастер-класс, предложив им принять участие в дискуссии «Молодая семья в современном мире». Эта дискуссия была проведена в 2013 году для аудитории, включавшей в себя как молодые пары, так и людей, которые еще не нашли свою половинку. Участникам дискуссии было предложено ответить на вопросы: «Что такое любовь?», «Что нужно для счастливой семейной жизни» и т.п.

«Огромная благодарность Михаилу, потому что мы теперь увидели перспективу, по которой следует работать. Вы как областной центр показываете библиотекам из глубинки и районным, и даже городским важные темы, которые нужно активно разрабатывать», – говорит Пономарёва Александра Владимировна, заведующая сектором краеведения центральной районной библиотеки им. Н.Г. Чернышевского (Первомайский район г. Новосибирска).

Уже который год НОЮБ проводит фестиваль «Юная библиотека», неизменно угадывая актуальные темы, волнующие библиотекарей по всей области, разрабатывая интересные проекты, выискивая раз за разом новые способы привлечения читателей и активизируя на творческом пути другие библиотеки посредством конкурсов и мастер-классов. Вот и в этот раз юношеская библиотека вновь поделилась с участниками фестиваля позитивом, новыми, яркими идеями и дала обширную почву для размышлений.

Все опрошенные в тот день участники признались, что какие бы ожидания ни были у них до встречи – они все оправдались, каждый нашел что-то для себя. Старшее поколение библиотекарей больше всего заинтересовали доклады Е.П. Ерастовой и Е.В. Соснина, а также Т.Е. Манн о «Герое нашего времени». Молодое же поколение, в большинстве своем представленное студентами НОККиИ, живо заинтересовалось докладом М.А. Селезнева, поскольку многие студенты пишут дипломные работы на схожие темы. Все без исключения оказались в восторге от интерактивного мастер-класса, проведенного М.И. Костиным.

Некоторые библиотекари отметили, что им хотелось бы услышать больше докладов краеведческой тематики, поскольку на сегодняшний день очень мало литературы и информации находится в реальном доступе. Большинство опрошенных затруднилось назвать конкретные интересующие их темы, но при этом все изъявили желание с удовольствием услышать всё, что юношеская библиотека будет готова им предложить. «Всегда с удовольствием ждем ваших мероприятий, особенно мастер-классов. На ваших встречах всегда находишь вдохновение, бесценный опыт! Бывает, ищешь ответы на некоторые вопросы, не хватает какой-то изюминки – приходишь сюда и обязательно находишь именно то, что так долго искал!» – Ирина Анатольевна, руководитель филиала библиотеки им. братьев Гримм ЦБС Калининского района.

Подводя итог, хочется привести пожелания участников:

«Всегда хочется услышать и увидеть что-то новое, были вещи, которые мы пока не используем. Хочется, чтобы больше уделили внимания нравственному и патриотическому воспитанию. При этом мне очень понравилось, что вы не забываете о первоисточнике всего – о книге! Книгу во главу угла – это правильно!» – Малюкина Людмила Владимировна, библиотека Утянского сельского Дома культуры.
«Ожидания оправдались, понравились все выступления, Литературная Карта очень помогает в работе, мы активно ей пользуемся. В целом вы всегда угадываете предпочтения аудитории, но хотелось бы активного взаимообмена, чтобы вы делились разработками, пусть хотя бы и на раннем этапе, потому что когда проект доходит до нас в конечном варианте, часто он уже теряет свою актуальность», – Ирина Степанова, детская библиотека им. Зои Космодемьянской.

Владимирцева В.В.,
библиотекарь ГБУК НСО «Новосибирская областная юношеская библиотека»