02-12-2014

Подростковый возраст всегда приходит как будто несвоевременно, к его острым вопросам самоопределения и проблемам роста сложно подготовиться. Но своевременными и современными бывают книги для подростков. Книги, которые способны гармонично дополнить школьную программу, дать подростку более широкое представление о литературе, рассказать о близких ему проблемах знакомым языком, помочь в социализации, общении со сверстниками и родителями. Такие полезные и уместные книги современных авторов непросто отыскать в сегодняшнем разнообразии книжного рынка, но используя ресурсы и опыт библиотечной работы, мы намереваемся провести качественный отбор.

Учителей и учащихся, мы видим в роли экспертов. На протяжении учебного 2014-2015 года мы предлагаем Вашему вниманию избранные произведения современных авторов и посвященные им мероприятия. Принимая участие в этих мероприятиях, Вы сможете самостоятельно оценить и помочь скорректировать наши исследования юношеской литературы. К концу учебного года, по итогам всех мероприятий будет составлен общий рекомендательный список литературы для подростков с нашими аннотациями. Этот список будет вручен всем участникам проекта и сможет стать полезным ориентиром для родителей и учителей в дальнейшей работе.

Цель проекта

    Помощь подростку в процессах социализации и самоопределения через знакомство с качественной юношеской литературой XXI века, отражающей современную действительность и актуальную культуру.

Этапы проекта:

  • составление списка лучшей современной литературы для подросткового возраста;
  • реклама и продвижение списка в школах, привлечение к сотрудничеству учителей и классов;
  • проведение мероприятий и акций в течение учебного 2014-2015 года;
  • проведение итогового мероприятия в апреле 2015 года с приглашением всех основных участников и предоставлением заключительного списка рекомендованной литературы.

Книги, по которым готовятся мероприятия:

«Волки на парашютах» (Ася Петрова)
Возраст: 4 класс

Подростки, прочитавшие книгу на сайте «Книгуру», писали в комментариях: «книга как будто про меня написана, автор меня понимает». Остроумный и веселый сборник рассказов, очень искренне и доверительно пробегающийся по всем типично-подростковым литературным темам, – невыученные уроки, ссора с другом, поездка в лагерь, нечаянная ложь, опоздание, непонимание родителей, – но оживляющий их для нового восприятия.

«Вафельное сердце» (Мария Парр)
Возраст: 4 класс

Мероприятие основано на двух книгах норвежской писательницы Марии Парр. Наша цель – средствами литературного текста, а также разговорами и играми вокруг него, создать веселую и непринужденную атмосферу, наглядно продемонстрировать, что взгляды, проблемы и скорости книжных героев могут ничуть не отставать от жизни самих школьников.

«Хранитель времени» (Брайан Селзник)
Возраст: 4 класс

Завораживающе кинематографическое, насыщенное парижским колоритом и синефильскими аллюзиями повествование Брайана Селзника. На нашем мероприятии дети не только узнают увлекательную историю, но также познакомятся с короткометражными работами Мельеса, увидят рождение и истоки кинематографа.

«Битвы по средам» (Гэри Шмидт)
Возраст: 5-7 классы

Пользуясь прекрасно воссозданной атмосферой 60-х годов, множеством культурных и социальных примет времени, мы строим мероприятие на использовании разных медиа (фотография, кинохроника, музыкальные отрывки и др.). Так литература вводится в более широкий контекст, школьник учится находить повсеместные связи между книжным текстом и уже знакомой ему визуальной, музыкальное и словесной культурой.

«Три твоих имени» (Дина Сабитова)
Возраст: 5-7 классы

Книга Сабитовой посвящена болезненному вопросу одиночества и сиротства. Иррациональное чувство бесприютности, которое в подростковом возрасте знакомо каждому ребенку, и не обязательно зависит от семейного благополучия. Через обсуждение и проигрывание трех имен-сценариев мы попытаемся найти нужный ответ о его значении.

«Жутко громко и запредельно близко» (Джонатан Сафран Фоер)
Возраст: 5-7 классы

Книга поможет рассказать о явлении травмы и правильном умении справиться с нею. Травма здесь разбирается одновременно на двух уровнях – как частная неудача или трагедия, и как болезненный неразрешенный вопрос, затрагивающий целые народы, страны и регионы.

«Облачный полк» (Эдуард Веркин)
Возраст: 8-9 классы

Сегодня писать о войне – о той самой, Великой Отечественной, – сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было.

«Волна» (Тод Штрассер)
Возраст: 8-9 классы

Книга основана на реальных событиях, произошедших в 1967 году в одной из школ маленького калифорнийского городка. Учитель истории Бен Росс ставит социальный эксперимент, чтобы в игровой форме показать подросткам, что такое нацизм. Однако спустя всего несколько дней Бен Росс осознает, что его ученики, по сути, превратились в образцовых граждан тоталитарного общества.
Мероприятие располагается на стыке социологии, истории и психологии и предлагает необычный взгляд на литературу и ее роль в осознании самого себя и окружающей социальной среды.

«Ямы» (Луис Сашар)
Возраст: 8-9 классы

Калейдоскоп всех самых сильных чувств и трудностей, с которыми сталкивается подросток старшего возраста. Внутри другого калейдоскопа – ярких и быстрых событий, множественности исторических декораций.

Красный проспект, 26.
Тел.: 8-913-909-29-64
Селезнёв Максим Александрович,
библиотекарь комплексного отдела художественной литературы
ГБУК НСО НОЮБ