29-10-2009

Работа библиотекаря среди множества других профессий всегда считалась простой, ни к чему не обязывающей. Да и библиотеки были даже не на третьем плане среди других учреждений, а просто в тени. Какова же реальность сегодняшнего дня?

Государственная политика и её программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» открывает большое поле деятельности для библиотеки как учреждения культуры. Выполняя свою прямую функцию по пропаганде информационных источников, библиотеки способствуют бережному отношению молодёжи к исторической памяти, любви к своему родному краю, селу или городу. Наша юношеская библиотека ведёт работу в этом направлении. Но существуют определённые трудности, которые иногда непросто преодолеть.

Сегодня одна из наиболее острых проблем любой массовой библиотеки - посещаемость, а это ведущий показатель её деятельности. В юношеской библиотеке основной читатель – учащаяся молодёжь: школьники, студенты. В библиотеку за необходимой информацией зачастую они приходят только тогда, когда получают задания от преподавателей для выполнения рефератов, докладов, курсовых или дипломных проектов. Это категория школьников и студентов, которая уже умеет работать с различными печатными изданиями: книгами, журналами, газетами. Другие прибегают к более лёгкому источнику получения информации - интернету.

Просто полистать журналы или что-то почитать приходят немногие. В эпоху растущих потоков, порой далеко не позитивной информации, со стороны телевидения, интернета идёт процесс духовного и культурного обнищания определённых слоёв молодёжи.

Библиотеки, как и учебные заведения, берут на себя непростую задачу: переломить ситуацию падения нравственности молодого поколения, воспитать молодёжь в духе патриотизма, сформировать у неё чёткую гражданскую позицию. Эта проблема как моральная, так и социальная.

Мы, работники отдела краеведения, чувствуем ответственность за продвижение в молодёжную среду знаний об историческом прошлом Сибири, об истории возникновении города Новосибирска и нашей области.

Имея большой фонд по краеведению, мы оценили ёмкое и глубокое содержание этой литературы и многогранно используем её в своей работе. Во-первых, зная содержание фонда отдела, мы предлагаем нашим читателям книгу или журнал по заявленной теме, составляем подборку литературы, в которой они обязательно найдут нужный материал.

Во-вторых, приглашаем учащихся на наши мероприятия, которые разнообразны и по содержанию, и по формам проведения. Уже три года (столько существует наш отдел краеведения) наши беседы, литературно-музыкальные композиции, викторины и конкурсы посещают группы студентов и школьников из десятков учебных заведений. Это направление нашей работы постоянно пользуется успехом. Широко поставленная информация обеспечивает нам постоянный круг слушателей.

К сожалению, иногда этой целенаправленной работе мешает человеческий фактор. Перед учебными заведениями не ставится задача обязательного посещения массовых мероприятий, проводимых для учащихся в библиотеках, а преподаватели и воспитатели (возможно в силу своей занятости) не всегда являются для нас помощниками в организации их посещений ребятами. Конечно, и в самих учебных заведениях ведётся планомерная работа по гражданскому становлению молодёжи, но это как раз и говорит о том, что у нас есть общие точки соприкосновения, а это очень важно.

Я считаю, что личная заинтересованность преподавателей играет немаловажную роль в воспитании у молодёжи чувства уважительного отношения к своей малой родине и сотрудничество с библиотекой в этом направлении даст положительные результаты.

Сегодня особое значение приобретают проекты сотрудничества библиотеки с образовательными учреждениями. Договор о «Социальном партнёрстве» с Новосибирским торгово-экономическим колледжем мы заключили буквально с первых месяцев существования отдела. Этот договор создаёт благоприятные условия для сотрудничества и является гарантом постоянных и длительных отношений.

Пропаганда краеведческой литературы, воспитание культуры общения, любви к своему городу, сибирской земле - это лишь часть задачи, которые мы поставили перед собой, работая с молодёжью в отделе краеведения.

Мы стараемся проводить мероприятия на высоком эмоциональном уровне, общаемся с молодёжью, обязательно сопровождаем наши выступления видеопоказами, слайдпрограммами. И ребята даже после лекций и уроков внимательно прослушивают наши беседы и охотно участвуют в викторинах и конкурсах. Дипломы и грамоты за победу в викторинах ребята получают с удовольствием. Мы с удовлетворением отмечаем, что изложенная информация всегда легко запоминается юными слушателям, а значит цель достигнута.

В нашем отделе краеведения разработаны несколько ключевых, постоянно пользующихся спросом мероприятий: мероприятия к календарным датам и знаменательным событиям. Разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие. Этот список пополняется и обновляется. Темы мероприятий отдела созвучны с тематикой некоторых учебных дисциплин, поэтому преподаватели должны быть заинтересованы в организации таких встреч с библиотекой.

Любая тема, будь то геральдика, экология, история, Великая Отечественная война, обязательно отражает особенности жизни города, области, касается наших достопримечательностей, жизни известных земляков, поэтов, писателей. В своей краеведческой деятельности мы руководствуемся главным принципом: наш Новосибирск и наша область – это часть огромного Российского государства. Поэтому тематика проводимых отделом мероприятий не оторвана от общероссийских событий, дат, проблем.

Областная юношеская библиотека объединила вокруг себя различные группы молодёжи: от школьников до работающей молодёжи. Её роль в общественной и культурной жизни молодого поколения города и области стала более значимой, востребованной и необходимой.

Большое количество литературы, используемое нами при подготовке бесед, возможно никогда не будут прочитано молодыми людьми, но через наше слово они её увидели и усвоили.

Многие ребята с первого, а иногда со второго посещения наших мероприятий становятся читателями библиотеки. Большинство из них переступили её порог впервые, и мы уверены, что они придут к нам ещё не раз.

Преподавателям учебных заведений, которые активно сотрудничают с нашим отделом, мы вручаем благодарственные письма за содействие в деле воспитания молодёжи и повышения её культурного уровня.

Мы начали разговор о месте и роли библиотеки, как учреждения культуры, и можно сейчас сказать наверняка: если есть потребность молодёжи в посещении нашей библиотеки, значит, она существуют не зря.

Главный библиотекарь НОЮБ Т.Е. Носенкова