Женское поэтическое шоу выходит на новый культурный уровень. 22 февраля поэтессы успешно выступили в одной из лучших библиотек региона.
Культурный центр «Дом Цветаевой» принял в родных пенатах – театральном зале Новосибирской государственной областной научной библиотеки – спектакль «Стихи в большом городе».
Он был создан инициативной группой поэтов в начале 2017 года и немедленно пустился в странствия по новосибирским площадкам. Первой из них стала художественная галерея «Джазиум», второй – книжный водка-бар «Открой рот». Идея показать спектакль в «Доме Цветаевой» принадлежала одному из создателей «Дома» – филологу, поэту и прозаику Александру Чеху, присутствовавшему в качестве гостя на первом показе и выступившего с приветственным словом на третьем.
Стихийная мелодрама была сыграна в камерной обстановке с приглушенным светом при полном зале друзей и поклонников, прежних и новых. Впрочем, слово «сыграна» не вполне здесь уместно: правильнее было бы сказать, что спектакль воссоздаётся на каждой сцене заново. От раза к разу это произведение преображается, дополняется новым материалом и обзаводится пикантными нововведениями, часть которых планируется составом, а часть происходит спонтанно. Впрочем, для демонстрации в НГОНБ была выбрана облегчённая версия, лишённая некоторых провокационных находок и чересчур смелых высказываний.
Но суть от этого, по единодушному мнению зрителей, не пострадала. В итоге получилось захватывающее действо, посреди которого царили четыре леди в чёрном – слабые, равнодушные, нежные, властные, несчастные, доверчивые, злые. Бесконечно разные. Собравшиеся за столиком в символически обозначенном ресторане, они не столько вели диалог, сколько высказывали себя, свои боли и надежды, вплетая свои слова в единую ткань повествования о женщинах, которым бывает так непросто выдерживать борьбу с миром. Непохожие друг на друга и обладающие собственными авторскими голосами, в конечном счёте героини размышляли об одном и том же – о поиске личного счастья и обретении себя, что иногда неразделимо, а иногда и взаимоисключаемо.
Колкие, дразнящие стихи Елены Берсенёвой, местами нисходящие до мимолётных ремарок, интересно сочетались с вкрадчивой, откровенной лирикой Ирины Куртмазовой. А озорные, полнозвучные строки Марии Дубиковской – с надрывными, полными неподдельного чувства текстами Татьяны Тюлькиной. Острый драматизм сменялся неприкрытой издёвкой, а та, в свою очередь, превращалась в трогательную мольбу.
Снова и снова сомневающиеся Женщины обращались к своему вечному противнику, повелителю и возлюбленному, собирательный образ которого воплотил Павел Куравский, поистине мужественно принявший на себя град насмешек, упрёков, признаний в любви и заверений в абсолютной холодности. На этот раз их оппонент был молчалив и держался в тени, выказывая чувства практически исключительно мимикой и жестами и лишь несколько раз ответив партнёршам их собственными стихотворными строками, словно укрывшись за зеркалом, в котором витали отражения женских представлений и иллюзий. И до конца не разгадать было, поняли ли они друг друга? Дошли ли слова Женщины до сердца Мужчины?..
Особенный колорит вечеру придали неподражаемые импровизации на рояле от джазового музыканта-классициста, солиста Новосибирской государственной филармонии Евгения Серебренникова, с первых нот создавшего атмосферу небрежных и экстравагантных ритмов ночного города. Музыка расцвечивала слова, то покорно следуя за настроением стихотворений, то своенравно противореча им, но всегда – чутко откликаясь на услышанное. На глазах зрителя творился процесс переживания сказанного и мгновенного перевоплощения эмоции в звук.
Хочется верить, что спектакль продолжит жить и удивит ещё многих, после чего мужчины, может быть, станут чуть лучше разбираться в сложной женской душе и чуть меньше иронизировать по поводу немыслимой женской логики.
О новых выступлениях труппы «Стихи в большом городе» узнавайте с помощью афиши Литературной карты Новосибирской области.
Юлия Федорищева
Фото: Густаво Зырянов