Яндекс.Метрика

Киевская Ольга Николаевна

Ольга Николаевна КиевскаяО. Киевская - Два ангелаСтихи Ольги Киевской отличает невероятная внутренняя энергия. Они взрывные. Они рождаются на пределе. Поэт, на взгляд Ольги Киевской, способен не просто видеть то, что ускользает от нашего взгляда – мышиный бархат верб или позвонки хвощей, которые уже никак не выбросишь из памяти, — он способен превзойти самого себя. Ему властны переходы от глубоко личного к вечному.

Геннадий Прашкевич

Родилась Ольга Киевская в Новосибирске 3 июля 1957 года. Окончила лечебный факультет Новосибирского медицинского института. Более двадцати лет проработала в «скорой помощи», где была врачом выездной и кардиологической бригад, заведовала одной из крупнейших в Новосибирске подстанций «скорой помощи».

С 2005 до 2011 года Ольга Николаевна была членом и руководителем литературного объединения «Этнос» Общественной организации культурно-просветительского клуба «Этнос», а также членом редколлегии поэтического альманаха «Тайна исповеди». С 2012 года — она литературный редактор литературно-художественного журнала «Спешу домой».

Член Союза писателей России с 2011 года, а с 2012 года состоит и в Союзе журналистов России. Член Русского литературного клуба. Лауреат многих литературных премий и конкурсов.

О. Киевская - Мои неистовые птицы

Произведения:

Сборники стихов

  • «Мои неистовые птицы» (2005)
  • «Два ангела» (2006)
  • «Мышиный бархат верб» (2008)
  • «Пиры ирониады» (2009)
  • «Хворост надежд» (2012)
  • «Партитура творца» (2016)
  • «Карамелька солнца». Стихи для детей (2017)

Кроме того, произведения О. Киевской вошли в коллективные сборники, журналы и альманахи: альманах «Тайна исповеди», вестник «Дыханье III тысячелетия», журнал «Новосибирск», альманах «Ради жизни на земле», альманах «Я люблю тебя, жизнь», альманах «Жарки Сибирские», альманах «Суровые годы войны», альманах «Рифмы с Морского», литературный альманах «Автограф», сборники «Поэт года-2011» и «Поэт года-2012», сборник «100 поэтов», газета «Парадный подъезд», литературно-художественный альманах «Синильга», литературно–художественный журнал «Спешу домой», альманах «Лики Кольцово», журнал «Сибиряки», альманах «В добрый путь!», сборник стихов о Новосибирске «Мой город» и другие.

Темы творчества:

О. Киевская - Мышиный бархат вербЕё любимыми поэтами в детстве были Лермонтов и Ахматова. Первый поразил её демоническим накалом страстей, вторая ввела в мир простых строф и сложных чувств. Так что писать стихи Ольга Киевская начала еще с юных лет.

Однако в большую литературу пришла по разным причинам уже на пороге своего пятидесятилетия. Зато и ворвалась в начале «нулевых» годов в поэзию стремительно и бурно, став за какой-то десяток лет известной далеко за пределами родного города.

Ольга Киевская интуитивно выбрала самую верную дорогу: её ведут стихи, она следует за ними. Если она на что-то и жалуется, то лишь на обилие одолевающих её образов. Они буквально преследуют её. Они неодолимы. И сама она – летящий поэт, обвитый всеми страстями.

В поэзию она вошла с любовной лирикой. В поэтическом ощущении О. Киевской любовь — многомерное, неоднозначное, а подчас и противоречивое состояние, вечно неутоленное желание, возвышеннее которого нет, прекраснейший напиток, а в философском плане — некий божественный заменитель вечности, камертон и константа человеческого бытия. А еще любовь — игра, на которой строятся взаимоотношения мужчины и женщины в большинстве стихов О. Киевской. Игра, где лирическая героиня то жертва, то захватчица, то победительница, то побежденная. Сама же она — натура горячо страстная, пылкая, чувственная, эмоциональная, темпераментная, полная душевного огня. И многоликая.

Устами поэтессы жарко и страстно глаголит сама женская суть, древняя и непобедимая, непостижимая и загадочная. Глаголит о первозданном и вечном. О том же, о чём напевала над детской зыбкой при свете чадящей лучины русская крестьянка, о том же, о чём воздыхала в своём будуаре светская барышня, о чём страдала на скрипучей арбе знойная цыганка: о любви, материнстве, женской доле, но уже в новом социуме, на новом эволюционном витке человеческой цивилизации.

О любви О. Киевская пишет много и охотно, и ей удается находить в этой древнейшей теме все новые повороты, коллизии, краски, образы, доказывая раз за разом, говоря словами другой поэтессы Н. Закусиной, что для истинного таланта, «сколько б ни писали о любви, все будет каждый раз неповторимо».О. Киевская - Хворост надежд

Любовная тема в творчестве О. Киевской остается основной, но ею творчество поэтессы не ограничивается. Оно вообще очень многогранно. О. Киевская пробует себя в разных поэтических параметрах. Одинаково комфортно чувствует она себя и в жестком каркасе сонета, доказывая, что даже в пределах самой консервативной формы можно быть одновременно глубоко лиричной и философичной, и в фольклорной стилизации, и в романтических балладах…. Может она заговорить от лица противоположного пола. Или устроить диалог между мужчиной и женщиной. О. Киевской не составляет большого труда окунуться в атмосферу светских балов XIX столетия с «дерзкими гусарами», почувствовать и передать аромат далекой эпохи. Расширяются и тематические пределы. О. Киевская старается доказать своему читателю, что говорить поэтической строкой она может, в принципе, о чем угодно.

Расширение тематического диапазона началось у нее со стихов о природе. Здесь ей помогает обостренное чутье новизны, способность в хорошо знакомом видеть необычайное, плюс просто феерическая иной раз фантазия.

Привлекают её, между тем, и другие лирические направления: военно-патриотическое, социальное и даже философское. Ну а поскольку как творческая личность О. Киевская формировалась на переломе столетий, постольку вполне естественно, что это переломное время тоже нашло свое отражение в стихах чуткой на изменения общественного климата поэтессы.

Немалое место в творчестве О. Киевской занимают поэтические размышления о явлениях высоких и вечных — Боге, вере, душе, противостоянии Добра и Зла, сущности и смысле бытия, добродетели и греховности, о существовании за гранью бренного мира… Многие из таких стихотворений несут на себе печать её самобытности и дарования. Это происходит потому, что она вынашивает и растит их в себе, как моллюск жемчуг:

…Нутро истёрла беспокойно
Песчинка боли — злой улов.
Спешу окутать многослойно
Сор жизни мантией из слов.

Как избежать нелёгкой доли?
Иглу занозы притупить?
Не знаю… Может стих в неволе,
Как жемчуг, бережно растить?

И он однажды ранним утром,
Ты только створки сердца тронь,
Блеснёт стыдливо перламутром
И скатится в твою ладонь.

О. Киевская - Пиры Ирониады

Пробует О. Киевская свои силы и в стихах для детей. К этому виду поэтического творчества обращаются многие, но редко кому оно бывает подвластным. Здесь нужен и особый талант, и состояние души, и нечасто встречающаяся способность взрослого человека быть своим в мире ребенка. Всем этим О. Киевская наделена сполна. Одно из ее детских стихотворений называется «Солнечный подарок». Но к таким поэтическим «подаркам» можно отнести большинство из того, что адресует О. Киевская маленьким читателям.

Поэзия О. Киевской тяготеет к метафорической образности и притчевости, красочности и живописности. Ещё одной из заметных черт её поэтики является ирония. Ею окрашены многие стихи поэтессы. А в значительной их части ирония обретает уже и свойства самостоятельного поэтического жанра. Наиболее полно представлен он в сборнике «Пиры ирониады», вместившем в себя более двухсот миниатюр, где поэтесса насмешливо и колко рассуждает о жизни, любви, творчестве и даже вечных проблемах бытия. К характерным особенностям поэзии О. Киевской можно отнести и ее музыкальность. Не случайно на стихи поэтессы написаны десятки песен и романсов.

Сегодня О. Киевская продолжает осваивать новые для неё литературные территории. В одних лишь поэтических границах ей становится тесно. И вот уже из-под ее пера появляются прозаические вещи, эссе, критические заметки и даже сценарий для мюзикла… «Всё время хочется чего-то нового», — признается она, а в одном из стихотворений пишет, что «своих границ не ведает поэт». Надо полагать, в том смысле, что горизонты творческого развития безграничны.

Творчество:

В розоватой акварели
Золотятся небеса,
Спит в цветочной колыбели
Ароматная роса.
Влажным носиком уткнулась
В бархатистый лепесток,
Задрожала, покачнулась
Соскользнула на листок,
А потом в траву упала,
И земля впитала сок…
Может с капли этой малой
Речка свой возьмёт исток.

***

Тсс!

Мы о вселенной всё когда-то точно знали
В утробе матерей и в качестве плода.
Из ниоткуда мы — в земной вертеп попали,
Чтоб исчерпав свой срок, исчезнуть — в никуда.
Рождаясь, с болью рвём тугую пуповину,
И воздух — злой тиран, нам разрывает грудь,
Мы все — не вечны, и предчувствуя кончину,
Приходим с плачем в мир, скрывая знанья суть.
На смертном же одре к лазоревой эмали
Поднимем мутный взгляд, раскаянья полны.
Дадут нам прочитать небесные скрижали -
Но мы пред вечным сном молчать обречены.
Услышим стройный хор и мирозданья лиру,
Природы высший смысл постигнем ты и я
И страстно захотим о том поведать миру,
С восторгом осознав все тайны бытия.
Как будем мы горды внезапным озареньем,
Не в силах ни вздохнуть, ни пальцем шевельнуть,
Поскольку в судный час с холодным отрешеньем
Небесный почтальон наступит нам на грудь.
Я знаю, много нас, собрав остатки духа,
Смогли бы рассказать про дивные миры,
Но успевает Смерть — проворная старуха,
Калёным сургучом нам запечатать рты.

***

Ох, и труден наш русский язык,
Он дразнить иностранцев привык,
И законы его, что скрывать,
Даже русским порой не понять.
Если дочка у князя – княжна,
Иноземцу подсказка нужна:
Финку в жёны мечтает взять финн?
Сын графини — светлейший графин?
Что за прелесть наш русский язык-
Многогранен, богат, многолик!
Ждёт индейца — индейка жена?
А с корейцем — корейка нежна?
Кто у бабочки муж — невдомёк.
Бабуин? Баобаб? Мотылёк??
Учит правилам русский язык,
Я к его исключеньям привык.
Муж козы, всем известно, козёл,
А супруг стрекозы – стрекозёл?
Балерины партнёр — кто же он?
Балерин? Балерист?? Балерон???
Скажет русский: «Неправильно это.
Он зовётся артистом балета».
Поэтичен, подробен, велик
Исключителен русский язык!
Иностранцы, надежд не теряйте,
Изучайте его, изучайте!

Источники: