Литературный журнал «Сибирский Парнас» продолжает знакомить нас с содержанием каждого выходящего номера. Сегодня на очереди первый в этом году выпуск журнала, на обложках которого вы можете увидеть репродукции потрясающих картин сибирского художника В.А. Хазова.
От рождения тянется ниточка – познать чудо жизни, сохранить надолго, навсегда. Можно ли передать людям увиденную красоту? Где истоки её? Любовь и красота – это две стороны одного и того же единого вечного божественного начала. Дойти, доползти, докопаться – возможно ль человеку? Об этом постоянно размышляет живописец-сотворец. Есть река, ручей, есть родник. Хороша вода из чистой речки, из ручейка, но в тысячу раз она прекраснее из родника. Природу, землю нашу не зря называют матерью.
Виктор Александрович Хазов родился в Новосибирске 1947 году, рос и воспитывался среди широких полей и лесов, в деревеньке Пушкари Ордынского района. Здесь учился в школе, поступил по совету семьи в монтажный техникум, был призван в армию. Шёл 1967 год. Эшелон с новобранцами двигался на Дальний Восток. Молодой призывник был направлен учиться в танковую школу на механика-водителя. После окончания учёбы и присвоения звания младшего командира находился в отдельном танковом полку, в резерве командующего Дальневосточного военного округа. Волею судьбы Виктор оказался участником трагических событий на Даманском (остров реки Уссури в приграничье). Он, старший механик-водитель, воочию увидел и узнал, что такое война, почувствовал, какова цена жизни человека. Подумалось и о многом: о родине, о близких, о смысле своей жизни. Именно тогда, может быть, мужал, начинал определяться характер будущего живописца, верного родной земле, обязанного чем-то служить людям.
После демобилизации окончил с отличием техникум, много лет работал на стройках Минмонтажспецстроя, курируя строительство жилья, соцкультбыта и объектов обороны. Самодеятельно продолжал рисовать. Но какая-то острая боль-заноза не давала покоя душе, постоянно напоминала о нечто высоком, непостижимом.
С малых лет Виктор любил рисовать, читать, особенно о природе, где в стихах и прозе раскрывалась красота. Помогали этому произведения родной речи великого русского языка: Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Тургенева, Бажова… И уже зрелым человеком, в 39 лет, он поступил на художественно-графический факультет и после окончания, с отличной защитой диплома, ушёл в любимое искусство – живопись. Без неё жизнь уже немыслима! Где и кем бы он ни работал – это в глубине души.
«Я вырос в селе, видел чистое небо, зелёные травы, разливы рек, землю именинницу, – говорит Виктор Хазов. – Весь растворяюсь в природе, живу ею, беру силы, напитываюсь для жизни и творчества. Она равнодушна к тщеславным притязаниям человека, но в её красоте и торжественности высший смысл жизни, что даёт мне духовную устойчивость и веру в бессмертие души». «Писать картины – это колоссальный труд всего существа. Чтобы писать воду, нужно все клетки тела и души привести в состояние восприятия сокровенной красоты, тебе явленной, а чтобы писать поле, надо слиться с его энергией».
Алтай для него – сакральный дом для созерцания Высшего, вся природа есть абсолютная красота. Гора Белуха – это древний центр духа. Здесь молодые мужчины, стремящиеся к совершенству, принимали посвящение в волхвы. «Алтай – это особое. Я верен ему навсегда». «Не каждого гора подпускает, её нужно почувствовать, услышать, сердечно поговорить с ней. Тогда она отзовётся», – таково мнение художника. Он весь в них: «Весна в горах Алтая», «Цвет Алтайской черёмухи», «Июль в горах», «Бирюза Катуни», «Краса Катуни».
Чем привлекательны пейзажи Виктора Хазова? И почему у картин сибирской природы подолгу задерживаются зрители?
Потому что это родное, всегда зовущее к себе непритязательной красотой. Это тяга в детство, в радостное бытие человека, где краски мастера воссоздают в душе мир гармонии и доброты, где идёт влечение сердца к родной земле.
С детства он бывал у речек Аллеус, Ключик, впадающих в Обь-матушку. Отсюда у него необъятное пространство воздуха, поэзия русского поля, даль, зовущая зрителя к познанию своих корней. Красота исцеляет душу, лечит её, не даёт ей опуститься до низменных чувств. Человек, отражение вселенной, должен творить и распространять красоту во всех проявлениях своей жизни. Вот оно родное, близкое, здесь ты родился, живёшь и любишь. Об этом картины: «Родное село Пушкари», «Золотой луч над полем», «Сибирская даль», «Потаённая вода», «Иня перед ледоставом», «Ромашки у края поля».
Работы Хазова наполнены силой духа, утверждением бессмертия жизни на земле. Энергичные мазки, фактурная, пастозная живопись выдают активную натуру художника, его поиск, постоянное движение. Яркая, сочная палитра помогает художнику передать особое ощущение близости, родства человека с природой и быть ответственным за её сохранность. Он воспринимает мир как некое гармоничное совершенное начало, которое, по замыслу Творца, даёт человеку силы и желание жить, заниматься творчеством во славу красоты, ибо человек бессознательно чувствует себя принадлежащим к вечности. Тёплые льющиеся краски его работ (голубые, зелёные, жёлтые, золотистые, бирюзовые, красные) несомненно говорят о его светлом духовном мире, мятежной неуспокоенности души: «Чемальские пороги», «Танец струй», «Серебряный поток», «Звень берёз», «Зарделся маральник». Многие работы пронизаны древним духом предков: «Хранитель озера», «Хранитель тишины», «Филаретовка», «Долина царей». Заповедные места, следы прошлых веков напоминают нам о святости памяти, о необходимости хранить её и с любовью передавать потомкам.
И всё-таки возникает вопрос, откуда приходит красота? Где рождается тот или иной образ? Подсолнухи у каждого зрителя разные. И художник создаёт свой мир, не придуманный, не построенный абстрактными схемами. Как писал А. Блок, стихотворение состоит на 9/10 из среды, эпохи, ветра, а 1/10 из самого себя. И живопись Виктора Хазова соткана из мира малой родины, серебристых, скромных красок Сибири, лёгкого дыхания родных мест и, конечно, настроения автора. Я уверен, что точное переданное настроение в картине захватит и другого. В них радость и добрая улыбка, оптимизм и лучезарный взгляд, азарт жизни и мягкая душа художника. Его особенность – реализм пейзажа, натюрморта, мощная энергетика, экспрессия письма, солнечность красок, таинственность, сокровенность изображённого.
После окончания института продолжал совершенствоваться у заслуженного художника России Алексея Андреевича Хусточко, который не только учил его мастерству, цельному видению красок природы, поиску себя в искусстве, но и наполнил мощной энергией. Сердечному раскрытию тайн искусства, творческому подходу способствовали знакомство и дружба с писателем, поэтом Юрием Михайловичем Ключниковым, он оставил глубокий след в изучении и постижении сакральности жизни.
Высокие предупреждения самого Юрия Михайловича Ключникова опубликованы в рубрике «Слово учителя»:
«Разнообразная деятельность Учителей Человечества ведётся с незапамятных времён – от эпохи Лемурии и Атлантиды, то есть, до появления письменности».
Эту же тему продолжает и другой автор журнала — Марта: «Каждый участник процесса постижения тайн мира является, по сути, учеником. Интерес к неведомому обязательно приведёт его к духовной тропе».
Появилась в журнале и новая рубрика — «Святые камни». Название отражает роль поэтов, писателей, художников, композиторов, духовников в формировании фундамента, а впоследствии и цитадели отечественной и мировой культуры. Поэтически выражая благодарную память, поддерживаем в живом состоянии эти «Святые камни» и вновь ясно осознаём излучаемый ими сквозь время свет добра и истины. Здесь имена Б. Пастернака, Н. Островского, Е. Стюарт, П. Васильева.
На традиционной «Детской тропинке» вы встретите Веронику Бродникову( ученица 8 класса с. Егорьевское Маслянинского района) с её сказкой «Дракон и Сакура», Ингу Дмитриеву-Гвоздь («Лил и Я»), Татьяну Трофимову-Воронцову («Солнечный зайчик»).
В поэтических «Монологах» представили своё творчество В. Исаянц (Воронеж), С. Москвитин (Ленск, Якутия), С. Егельский (Нижний Новгород), И. Малетин, Н. Чубаров, Т. Боровитская, В. Басалаев, О. Шабинский, Т. Решке (Новосибирск).
Борис Поздняков в рубрике «Мнемозина» вспоминает события гражданской войны в Сибири в очерке «Гражданская война и чехи в Сибири».
Прозаические произведения в журнале представлены творчеством А. Самойлова (Барнаул) «Есть по Чуйскому тракту дорога…», А. Неведрова «Вдаль с обрыва» (Новосибирск), Й. Кински «Натюрморт» (Париж).
Алексей Горшенин в рубрике «Литкраеведение» делится своими рассуждениями о судьбах многих стихов (и их авторах), которые известны в народе: «Славное море – священный Байкал», «По долинам и по взгорьям…», «Синильга» и др.
Анатолий Побаченко в аналитической статье «Поэтический подвиг Юрия Ключникова» рассматривает гигантский труд известного поэта-переводчика.
В «Живом слове» Маргарита Уральская критически рассматривает засилье иностранных слов в русском языке и правомерно задаётся вопросом «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
Делятся своими мыслями и ощущениями от путешествий В. Изразцов в очерке «Индия глазами души и сердца», А. Кайков «В стране высоких людей» от встречи с Черногорией.
В рубрике «Анонс» представлен приключенческий роман сибирского писателя Александра Минченкова «Тайны угрюмых сопок».
Журнал можно прочитать в электронном формате на портале в Едином ресурсе русскоязычных журналов и альманахов «Журнальный мир».
Анатолий Побаченко,
член Союза писателей России и Союза журналистов РФ,
главный редактор журнала «Сибирский Парнас»