Обзор журнала «Сибирский Парнас» (№3, 2021 год)

Третий номер журнала «Сибирский Парнас» традиционно открывается рубрикой «Портреты». На этот раз Людмила Шахурдина (автор очерка «Кукольных дел мастер») знакомит читателей с Лидией Николаевной Ивановой, живущей в маленьком селении Бариново Черепановского района Новосибирской области. Проработав сорок лет в должности бухгалтера, она исполнила свою давнюю мечту — начала делать кукол. Талант и творческий подход сделали своё дело.

На обложках журнала представлены куклы, сделанные Лидией Николаевной Ивановой.

К объявленному в России Году науки журнал представляет материалы о жизни и научной деятельности Алексея Николаевича Дмитриева. В 1956 году он окончил Томский госуниверситет по специальности «Геология». С 1957 по 2015 годы работал в СО РАН. В 1969 году им защищена диссертация на степень кандидата физико-математических наук. С 1971 по 1980 годы Дмитриев заведовал лабораторией логико-математических методов обработки геологической информации. В 1986 году он защитил диссертацию на степень доктора геолого-минералогических наук. А.Н. Дмитриев – специалист в области экологической геологии, использовании математических методов в науках о Земле, исследовании космоземных взаимосвязей для выявления характера климатических изменений. Автор плазменной гипотезы о Тунгусском феномене, участник разработки модели неоднородного поляризационного физического вакуума.

В новом номере журнала представлен обзор книги А.Н. Дмитриева «Необратимость и Жизнь», в которой рассказывается о направленных процессах в живой и неживой природе, об интересных способах сосуществования термодинамических и кибернетических процессов. Читатель получит представление о глубоких свойствах времени в парах «существование-исчезновение», «существование-возникновение», о примиряющей противоречия функции – битропии. Книга следует основополагающим идеям В.И. Вернадского и содержит ряд сведений по глобальной экологии. Рассчитана она на широкий круг читателей, интересующихся новыми направлениями в науке.

В разделе «Святые камни» поэты Ю. Ключников, А. Побаченко вспоминают известные имена.

Например, Циприан Камиль Норвид – польский поэт, драматург, прозаик, живописец. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. При жизни была опубликована незначительная часть его поэзии и прозы. Признание, как это часто бывает, получил посмертно.

А Леониду Губанову нынче исполнилось бы только 75! Один из ярчайших авторов отечественного андеграунда, в СССР при жизни, за исключением самиздата, практически не публиковался. На жизнь зарабатывал неквалифицированным трудом (был рабочим геофизической экспедиции, фотолаборантом, пожарным, художником-оформителем, дворником, грузчиком). Незадолго до смерти писал:

Как вспоминают меня –
Этого я не узнаю.

Есть поэты, даты ухода которых мы вспоминаем чаще, чем даты рождения. Так, 80 лет назад ушла Марина Цветаева. Сколько мы себя помним, сердце постоянно, из года в год, с горечью и состраданием отзывается на её уход.

В этом году исполняется 205 лет со дня смерти Гавриила Державина. Но дату ухода поэта мы вспоминаем всё же светло – благодаря живущим в каждой русской душе строкам А.С. Пушкина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

Рубрику «Слово учителя» продолжает МАРТА, напоминая человеку о необходимости выбора для своей души.

«Опыт нужен нашей душе. Люди, идущие путём творческого и напряжённого труда, получают его радостно, другим судьба предложит другой путь. Понимая о цели существования нашей души, можно самостоятельно выбирать сферы приложения своих усилий. Бесполезна попытка устроения лёгкой жизни себе или близким: уроки должны быть пройдены».

В поэтических «Монологах» отметились своим творчеством В. Романов («Песни каюра»), Ю. Карасёв (цикл стихов о Родине), Л. Ливнева («Проводы зимы»), Н. Фенина («Вот и осень…») (Новосибирск), Т. Золотарёва («Из источника жизни…»), сёстры Мотыженковы («Родное слово»).

«Сибирский Парнас» остаётся верен своей традиции – знакомить с творчеством поэтов и писателей малых народов Сибири. В номере представлена поэтесса из Шории Тайана Тудегешева-Каныштарова. В 1999 году поэтесса принята в Союз писателей России, окончила Высшие литературные курсы Литературного института, является автором сборников стихов «Поющие стрелы времён», «Небесный полёт девятиглазых стрел», «Элимай». Живёт в Новокузнецке. Вот её два стихотворения из цикла «Шория золотая» в переводе с шорского Николая Переяслова.

Вглядись! Какой бескрайний мира окоём!
Как вечно, беспредельно небо голубое!
Бог дал прекрасный путь – судьбу пройти вдвоём.
Как многолюдна жизнь, о чудо! Мы – с тобою!

* * *

На родовой горе Ак-Кая,
Обители предков,
Чёрные ветры дуют.
Коршуны празднуют.
Нет дороги туда.
Где ты, золотая кукушка?

В рубрике «Детская тропинка» напечатаны стихи Тамары Петуховой, они пронизаны впечатлениями детства, воспринимаются легко, всей душой. Маленькие «детали», «глупости» украшают страницы журнала.

«Шаги» прозаиков запечатлены в рассказах В. Рязанова («Мамин хлебушко»), О. Сакадынской («Туфли для деда»), В. Плотникова («Охота пуще неволи»).

К 100-летию со дня гибели Н.С. Гумилёва в разделе «Обзоры, мнения, критика» представлен очерк известного сибирского писателя и поэта Ю.М. Ключникова «Метеор, взлетевший в небо». После долгой полосы замалчивания почти не осталось «белых пятен» в творчестве и в биографии поэта. Неоднократно переизданы стихи, опубликована проза, тщательно исследованы обстоятельства гибели поэта. Но главное «белое пятно» – духовный облик Гумилёва, конечно, далеко не исследован. Ибо посмертное житие любого гения продолжается, пророческие стихи Поэта (а слово «поэт» переводится с древнегреческого как «пророк») осмысляются каждым новым поколением читателей.

Уважением к минувшему наполнены строки воспоминаний Т. Трофимовой-Воронцовой о Николае Яковлевиче Самохине, сибирском писателе. Николай Самохин приучил себя оставаться верным заповеди, полученной в наследство от матери: «Надо честно сеять каждому свою полоску». Причиной популярности его небольших повестей и юмористических рассказов является необыкновенная лёгкость, доступность, увлекательность.

Антонина Головина поделилась своими взглядами на творчество Анатолия Побаченко. «В лирических стихотворениях – он (да и все поэты) выражает свои чувства, думы, настроения, страсти, внутренний мир. Лирика поэта – это творческая исповедь, в которой видны даже «невооружённым» глазом мечты, раздумья, переживания, любовь, стремления, духовный рост – весь его характер».

О творчестве народного художника России В.К. Чебанова пишет Евгений Назимко. Вениамин Чебанов — единственный за Уралом художник-баталист, чьё творчество большей частью посвящено Великой Отечественной войне, ветераном которой он является. О художнике написано много биографических очерков, много издано искусствоведческих статей.

Поэт и публицист Сергей Москвитин в критической статье «А король-то голый!» ведёт строгий разговор о стихах И. Переверзина. Действительно, как писал А.С. Пушкин, «где нет любви к искусству, там нет и критики».

Валерий Румянцев посвящает свой текст «Собратьям по перу в поэзии Михаила Анищенко». Людмила Тоньшева даёт свою оценку вышедшим в свет книгам Г. Рябовой «Пройти и не свернуть» и А. Андреева «Да здравствует компания с названием стройотряд!»

В «Пилигриме» Маргарита Уральская повествует о своём пребывании на Алтае, а Елизавета Малинина описывает своё увлекательное путешествие по Китаю в очерке «Остров благодати и исцеления: земная обитель Гуаньинь».

Литературно-художественный краеведческий ежеквартальный журнал выходит с октября 2016 г., зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу. Свидетельство ПИ № ТУ 54-00875 от 02 ноября 2018 года.

Прочитать новый номер «Сибирского Парнаса» можно на портале «Журнальный мир».

 

 

Оцените этот материал!
[Оценка: 3