Яндекс.Метрика

Палиндромов орда Бориса Гринберга

Восьмого февраля в ГПНТБ стартовал литературный цикл «Под языком», открывшийся с подачи поэта, организатора литературных мероприятий Антона Метелькова. Цикл начался со Дня комбинаторной поэзии, приуроченного к 55-летию новосибирского поэта, прозаика и драматурга, участника «Антологии русского палиндрома ХХ века» (2000 год) и «Антологии русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии» (2002 год) Бориса Гринберга.

Борис Гринберг

Обширная программа, включавшая мастер-класс юбиляра по комбинаторике, скайп-лекцию филолога и переводчика Татьяны Бонч-Осмоловской, телемосты с поэтами-авангардистами и открытие выставки иллюстраций к комбинаторным стихам, завершилась стремительным, стихийным и разножанровым творческим вечером. Послушать комбинаторную и не только поэзию в исполнении автора пришли друзья и поклонники, среди которых были замечены поэты Сергей Васильев, Кристина Кармалита, Антон Метельков, Олег Полежаев, Юрий Татаренко, Виталий Шатовкин, Сергей Шуба, прозаики Дмитрий Райц и Вячеслав Ковалевич.

Вечер открылся музыкально-поэтическим видеообращением петербургского поэта Павла Байкова, пожелавшего виновнику вечера здоровья и раскрывшего тайны методики курения без курения. Борис Гринберг принял поздравления и, безудержно сияя жёлтой футболкой посреди сумрачного зала, немедленно завёл с аудиторией непринуждённый разговор, местами превращающийся в моноспектакль. Гринберг говорил о зарождении комбинаторики, пещерных поэтах-комбинаторах и устройстве кузнечика; о стихах, которые можно без перерыва читать целый месяц, о картинах Маурица Корнелиса Эшера, разносмыслах и покемонах. Гринберг поэтически защищал покемонов и декламировал детские стихи, написанные «для того, чтобы дети не могли их читать». Звучащие произведения завораживали почти визуальными хитросплетениями слов, фантастически перетекающих друг в друга, и благодаря бесконечным словообразованиям рождался смысл, поразительный в своей кажущейся очевидности. Комбинаторика как удивительное явление, существующее в самом языке, сокрытое в нём и ждущее своих первооткрывателей, предстала не бесцельными словесными экзерсисами, а формой мировосприятия.

Концептуальность встречи просматривалась даже на уровне организации. Нынешний день рождения поэта – 07.02.2017 года – и юбилейная дата – 55 лет – перекликались с местом празднования, поскольку стал этим местом читальный зал номер семь, находящийся на пятом этаже библиотеки, а творческий вечер Бориса Гринберга начался в семь часов вечера. Человек, не проникнувшийся магией повторений, может полюбопытствовать: почему же день комбинаторной поэзии состоялся восьмого числа, и что делать с затесавшейся в ряд цифровых дублей единицей? При желании можно ответить и на этот вопрос, ибо на своём творческом вечере Борис Гринберг: 1) делился секретами кухни поэта-комбинатора; 2) артистично читал вещи по собственному выбору; 3) артистично читал вещи по заказу; 4) читал не только палиндромы и верлибры, но и «простые стихи»; 5) пел; 6) отвечал на каверзные вопросы; 7) рассказывал случаи из жизни; 8) стремительно перемещаясь по залу, портил перспективные кадры. Итого восемь. А при чём же тут единица? При том, что поэт-комбинатор Борис Гринберг, так легко слагающий философские картины из палиндромов, в Новосибирске и где бы то ни было может быть только один.

Юлия Федорищева
Фото Ланы Зайцевой