Батурина Л. Н.
Ленточка жизни.
Новосибирск: Сибирское отделение РАН; 2023. – 79 с.
Педагогический стаж Лилии Николаевны Батуриной насчитывает 65 лет. Родом она из села Казальцево Каргасокского района Томской области. Закончила педагогическое училище и Томский педагогический институт, где училась на факультете русского языка. С 1963 года, когда впервые переступила порог 162-й школы Новосибирского Академгородка, бессменно трудилась в ней, дольше, чем до начала двадцатых голов (до 2022 года).
Интересующиеся судьбой и достижениями Заслуженного учителя Российской Федерации Л.Н. Батуриной могут легко подсчитать длительность ее педагогического стажа. Сама же она в книге «Ленточка жизни» указывает: издание предназначено для педагогов-профессионалов начальной школы и может использоваться как методическое пособие. И не только. Книга полезна и учителям средней школы, и, конечно, родителям, озабоченным воспитанием и обучением своих детей.
А кто же, скажите, не озабочен этим?..
Кстати, с папами и мамами своих учеников у Лилии Николаевны разговор давний и плодотворный. В свое время нарасхват прошла ее книга «Мамина пятерка: для родителей, которые любят своих детей» (Новосибирск, Наука, 1992). И опять вопрос: а кто же не любит?! Вопрос риторический… Нынешнее литературное произведение по актуальности и востребованности далеко превосходит тираж в 100 экземпляров. Наверняка последует переиздание, а там, скорее всего, могут появиться новые, не менее интересные книги того же автора. Накопленного и переосмысленного материала у нее предостаточно.
Эмоции, переживаемые учителем, автор «Ленточки» описывает так: «…я привыкла заходить в класс, где меня ждут дети. Не передать чувств, которые охватывают меня в этот момент: и благодарность судьбе за счастье встречи с детьми, и ощущение значительности события, и огромная собранность, ответственность». Приподнятое душевное состояние учителя облекается затем во вполне рациональные рамки. «И всегда для меня важнейшей заботой было формирование коллектива. Коллектив – и хранитель норм, и законодатель, и источник инициатив. Первый помощник учителя. Многие воспитательные эффекты достигаются в коллективе сами собой, без специально направленных действий. И когда я оказываюсь один на один с ребенком, обучающимся индивидуально, ощущаю, как не хватает ему среды сверстников для полноценного развития. Значит, чем-то это следует компенсировать, какими-то дополнительными действиями…»
Действия учителя, его мастерство вытекают из любви к детям. Любовь, доброжелательность, терпение и опыт – принципы, которыми руководствуется Лилия Николаевна, и которые подробно развиваются в книге. Текст изобилует примерами. Само название книги подсказано сценкой из школьной жизни.
«Во втором классе идет урок, посвященный их генеалогическому древу. Родители, родня, родить, родственники, родной, родник, Родина.
— Это было в начале нашего века (XX века. – Б.Т.). По берегу моря шла прекрасная девушка с грустным лицом. Ее волосы украшала скромная вязаная тесемка. Ей встретился юноша. Они разговорились. И очень понравились друг другу. Когда встретились вновь, юноша подарил девушке красивую ленточку, которую она вплела в свои волосы… – Голос Маши звенел от волнения. – Это были мои прабабушка и прадедушка. Ленточка потом перешла к моей бабушке. А теперь она принадлежит мне. Вот она.
Маша показывает классу ленточку, связавшую время и судьбы людей, прошлое и настоящее.
Маша не успела сесть, как многим ребятам захотелось тоже высказаться».
Преподнесение новых знаний должно быть ярким, увлекательным, содержать впечатляющие эффекты. Тогда информация активней воспринимается и знания становятся прочными и крепкими. Талант учителя в числе прочего состоит и в умении перевоплощаться иной раз в актера и режиссера, разыграть неожиданный мини-спектакль. Авторитет учитель приобретает сам, а поучаствовать в его находках подчас могут коллеги.
Вот, кажется, спокойно, без лишних потрясений идет урок о птицах нашей местности, поясняются их отличия, оперение, гнездовья, отлет на юг и возвращение в нам. Как вдруг… Под щель внизу двери проникает свернутый лист бумаги. Класс встрепенулся. Как же! Письмо прислано самой птицей!
А всё просто. По просьбе учителя из «началки» специалист-зоолог составляет текст, другой коллега выжидает момент, чтобы листок отправить в класс по назначению.
Книга состоит из четырех разделов, компоновка которых включает в себя подразделы, раскрывающие и уточняющие замысел автора. Труд педагога, динамика ученичества под его началом осуществляются в том числе, разумеется, и с опорой на достижения современных товарищей по профессии из разных концов страны, а также некоторых зарубежных школ. В этом смысле уникальным представляется раздел, посвященный знаменитому семинару Симона Соловейчика, известного в свое время педагога, писателя, издателя. Лилия Николаевна выиграла предварительный конкурс и была приглашена почетным гостем в Москву, где познакомилась с создателями оригинальных школ и методик. Рассказала и о собственных результатах.
Во вступительном слове нынешней книги она выражает благодарность советским и российским учителям – ученым-экспериментаторам Л.В. Зенкову, К.И. Нешкову, В.А. Сухомлинскому, Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Петерсон, Н.В. Нечаевой, С.Л. Соловейчику и многим-многим другим мастерам педагогического труда за их книги и пособия. Теплые, прочувствованные, от сердца идущие слова такого же, как и все они, мастера.
В подтексте книги иногда улавливается полемика. Так, строгая регламентация с упором на «двойки» в оценках ее не устраивает, Она – за творчество. «Лично я, — пишет она, — двоек не ставлю уже много лет. А зачем их ставить? По-моему, никто из педагогов всерьез не думает, что двойками можно воспитать что-то хорошее. Значит, как средство воспитания она не работает. Значит, орудие наказания? Ну уж нет – с плеткой идти в класс не собираюсь. Если уж на то пошло, у учителя есть немало возможностей куда более тактично выразить свое неудовлетворение трудом ученика – без жестокости, без унижения родителей, ребенка, да и самого себя.» «…оценки в баллах нужно выставлять только начиная с четверки – чтобы не травмировать детскую психику зловещими даже для учителя цифрами 2 и 3».
Уместна ссылка автора на Льва Толстого. Когда его спрашивали, какой системы в преподавании детям он придерживается, классик отвечал: «Моя система состоит в том, что нет никакой системы».
«У каждого человека природой заложена способность к творчеству», – поясняет Батурина. И в доказательство приводит специальную главу «Методология развития творческого воображения». Это, по сути, законченный экскурс в чистую науку, и, как всегда у автора, изложен ясным, убедительным языком. И вообще она избегает пользоваться иностранными, малопонятными для непосвященных терминами, ее письмо ясно и понятно прежде всего тем, к кому обращается с советами автор – молодым педагогам.
Книга посвящена Федору Андреевичу Батурину, супругу автора, которому Лилия Николаевна «благодарна за то, что он был моим единомышленником, неизменно поддерживал меня во всех профессиональных начинаниях, терпеливо выслушивал мои новые идеи, брал на себя большую часть семейных забот, освобождая время для творчества».
«Ленточка жизни» Батуриных проходила в атмосфере истинно творческой, которой, образно говоря, насыщен воздух Новосибирского научного центра, где научный поиск всегда сочетается с передачей знаний от совершающих открытия прославленных исследователей и деятелей науки к еще только обучающимся сотрудникам.
И еще одно качество Лилии Николаевны как литератора: она охотно выступает в периодике разного уровня. Мимо не пропускает и школьную прессу, с удовольствием печатается в газете 162-ой школы «Француженка». Ко мне случайно попал номер ежемесячника 4-5 за апрель-май 2008. На страницах этого издания Батурина выступает как колумнист. Публицистика ее – всё о том же. Вот, например, колонка «Неудобные» ученики». Писатель напоминает исторический факт: «Неординарный мальчик, который не блистал ни поведением, ни прилежанием», не стал бы тем, кого мы знаем, если бы, следуя характеристикам учителей, был отчислен из учебного заведения. Между прочим, в Царскосельском лицее тогда работали лучшие учителя эпохи. Кто же он, тот ученик? Пушкин!..
И снова – о принципах: не потерять в каждом ребенке Пушкина, как не потеряли его в лицее.
«Бездарных детей нет» — таково кредо педагога, писателя, автора книги «Ленточка жизни», выполненной в жанре научно-художественной литературы.
Борис Тучин, писатель, врач-психотерапевт, член Союза писателей и Союза журналистов России







