Высоцкий Анатолий Васильевич

Анатолий Васильевич Высоцкий pодился 14 (27 по новому стилю) октября 1897 года в городе Владимире. Учился в Костромской гимназии, затем – в Политехническом институте в Петрограде. С декабря 1917 года стал членом партии большевиков и активно участвовал в партийной работе сперва в Нерехтском уезде Костромской губернии (1918–1921), а затем руководил губернским отделом политпросвещения в Костроме (1921–1923).

Литературной деятельностью А.В. Высоцкий занялся с 1919 года, когда состоялись его первые публикации в журнале «Прорыв». В 1923 году он редактировал костромскую газету «Красный понедельник», а в 1926 году, на пороге тридцатилетнего возраста, проявилась и склонность к историографии, когда Анатолий Васильевич издал две брошюры, посвящённые Советам рабочих депутатов и истории революционного движения в Костромской губернии. В 1928 году Анатолий Васильевич по заданию партии был направлен на работу в Новосибирск, в административный центр Сибирского края. Здесь-то он и сыграл немаловажную роль в борьбе местных литературных группировок, включившись в неё сразу же после приезда. И роль его на арене литературных сражений исследователи описывают, как весьма противоречивую.

Одной из сторон этого литературно-политического конфликта, к которой примкнул Высоцкий, была Сибирская ассоциация пролетарских писателей (СибАПП), мировоззренчески близкая группе сотрудников новосибирского журнала «Настоящее». Другой же ведущей группировкой был Союз сибирских писателей, в который входили такие литераторы как Владимир Зазубрин, Вивиан Итин, Кондратий Урманов и другие, пользовавшиеся поддержкой со стороны Горького.

В основе конфликта лежали различные представления действующих литераторов о предпочтительных путях развития литературы в СССР. СибАПП и группа «Настоящее» занимали авангардистскую позицию, отрицая или резко критикуя «литературу прошлого, литературу вымысла» в противовес «литературе настоящего, литературе факта». С этой точки зрения обесценивались все существующие формы художественной литературы, которые, в идеале, должна была заменить литература документально-репортажного жанра, отражающая живые реалии социалистического строительства. Позиция Союза сибирских писателей, которые стали оппонентами СибАПП и группы «Настоящее», не имела коренного отличия – все стояли на общей классовой платформе. Однако ССП был менее «революционизирован», формально руководствуясь постановлением Политбюро ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года, которое утверждало, что «стиль, соответствующий эпохе, будет создан, но он будет создан другими методами, и решение этого вопроса ещё не наметилось» и пока рекомендовало работать, не отрицая классические формы и жанры.

Высоцкий, будучи членом секретариата СибАПП, выступал за необходимость новых форм творчества и за пролетарское обновление литературных кадров, что на практике реализовывалось как требование постоянного живого контакта с рабочими массами и привлечение пролетарских кадров к литературной работе. Инструментом проводимого СибАПП подхода к литературной работе стали литбригады, бравшие на себя курирование привлечённых к писательству рабочих. Под руководством этих литбригад, членом одной из которых стал и сам Анатолий Васильевич, ударники производства осваивали литературу как ещё один трудовой навык.

В 1930 году СибАПП одерживает идеологическую победу, что выражается в занятии «пролетарскими писателями» ключевых позиций в редакции самого влиятельного на тот момент местного литературного журнала – «Сибирские огни». Высоцкий получает должность ответственного редактора, но в первом же выпущенном им номере публикует статью «Два съезда», где признаёт допущенные руководством СибАПП «литературно-политические ошибки» и критикует бывших единомышленников, группу журнала «Настоящее», за так называемый «левый загиб».

При этом нарастает накал политической критики со стороны ответственного редактора в сторону коллег по литературному цеху: критике подвергается Владимир Зазубрин, бывший ответственный секретарь «Сибогней» с 1923 по 1928 гг., который к тому времени уже навсегда уехал из Новосибирска. «Зазубринщина» стала символом критикуемого «правого» уклона в литературе. В №9 за 1930 года в «Сибирских огнях» выходит статья Высоцкого «Под левым флагом – курс направо». В целом статьи Высоцкого, имеющие политическую и критическую направленность, публикуются в это время регулярно и часто – в 11-ти из 19-ти выпусков журнала за 1930 – 1931 гг.

В 1931-1932 годах Анатолий Высоцкий редактирует раздел «Искусство и литература» в знаменитой «Сибирской Советской Энциклопедии», а в третьем томе энциклопедии размещается его большая статья об истории сибирской литературы.

В 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля «О перестройке литературно-художественных организаций», которое ликвидировало конкурирующие группы альтернативных писательских союзов, предложив литераторам объединиться в единый Союз советских писателей. Был создан оргкомитет Союза советских писателей, задачей которого стала подготовка первого писательского съезда. Анатолию Васильевичу было поручено руководство оргкомитетом в Западно-Сибирском крае. На это время он покидает место ответственного редактора в редакции «Сибирских огней».

Первый писательский съезд, состоявшийся в 1934 году, утвердил основание труда советского писателя – метод «социалистического реализма». Литература вышла на единый путь развития, получивший исключительное партийное одобрение и поддержку. Дальнейшая работа Анатолия Васильевича в качестве редактора, критика и рецензента всегда была направлена на сохранение и соблюдение избранного курса.

В это же время автор начинает работать в жанре юбилейно-биографической публикации, размещая в №9 «Сибирских огней» за 1934 год статью к 63-летию Максима Горького. За последующие годы своей творческой жизни Высоцкий написал множество юбилейных, исследовательских, биографических и критических материалов, посвящённых писателям разных стран, эпох и политических убеждений.

С 1935 по 1937 годы Высоцкий вновь занимает должность ответственного редактора «Сибирских Огней».

С начала Великой Отечественной войны Анатолия Васильевича назначают на должность начальника отдела пропаганды и агитации политуправления Сибирского военного округа в звании полковника. При его активном участии выходит популярная сибирская серия агитплакатов «Окна ТАСС». В годы войны продолжается и его писательская работа: в 1942 году Новосибирское областное государственное издательство опубликовало книгу исторических очерков А. Высоцкого и Г. Павлова «Наши великие предки» о русских полководцах Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове, Михаиле Кутузове.

В 1953 году А. В. Высоцкий в очередной, и уже в последний, раз занимает должность редактора «Сибирских огней», оставаясь на ней до ноября 1958 года. В это же время происходит своеобразное «примирение» Высоцкого с Зазубриным — Анатолий Васильевич, будучи редактором серии «Библиотека сибирского романа», выпускает роман Зазубрина «Два мира» со своим монографическим очерком об этом репрессированном (и реабилитированном впоследствии) писателе в качестве предисловия.

В сентябре 1957 году Анатолий Васильевич выступил на Всесибирском совещании писателей, которое прошло в Новосибирске, где призвал «Сибирские огни» опираться на новое поколение писательских кадров и напомнил об «истинном предназначении советской литературы, о долге писателей правдиво и ярко отображать величие дел и помыслов советских людей», и, наконец, выразил пожелание, чтобы вокруг журнала сплотились новые поколения «огнелюбов».

По воспоминаниям редколлегии «Сибогней», он и сам был таким «огнелюбом-ветераном, отдающим журналу и литературному делу все свои творческие привязанности и опыт». Большую часть своей жизни А. В. Высоцкий был связан с журналом, оставаясь его постоянным автором и членом редколлегии до самой своей смерти 4 декабря 1970 года.

Творчество: 

Очерк «Повести о рождении новой Сибири»

В начале тридцатых годов, когда мощно развернулось социалистическое преобразование Сибири, писатели-сибиряки немало потрудились, чтобы своими произведениям и создать летопись человеческих дел того времени, не утратившую своего значения и в наши дни. В этом легко убедиться, прочитав книгу Михаила Никитина «Сибирские повести», в которой собраны произведения, в большей своей части посвященные тем годам в развитии социалистической Сибири.

Подлинное художественное произведение не подвержено «коррозии времени», оно продолжает жить, несмотря на то, что дела и люди, изображенные в нем, принадлежат прошлому, без знакомства с которым нельзя хорош о осмыслить настоящее и будущее. Спустя более чем три четверти века, мы с интересом и волнением читаем сибирские рассказы В. Г. Короленко, воспроизводящие перед нами Сибирь как «настоящее складочное место российской драмы ». Мы благодарны этому большому художнику за его веру в будущее Сибири, за то, что он сквозь мрачную завесу сибирских тюрем и ссылки видел, как «Сибирь глянет иногда в человеческое сердце светлым, гуманным лучом».

«Светлый, гуманный луч» новой жизни стал постоянно светить над Сибирью после Октябрьской революции, его сюда принесла советская власть. Примечательно, как это видно по рассказу М. Никитина «Тунгус с Ханныгара», что новые общественные отношения устанавливают не только официальные представители советской власти, но и простые советские люди, проникнутые чувством социальной справедливости и дружбы по отношению к малым народам Севера. Так, молодой сотрудник научной экспедиции Сергей Кедров по велению души и сердца становится на защиту эвенка Баргукана, вы дает ему «бумагу с новым законом», по которому бедному и голодному человеку разрешается взять у богатого лишний хлеб. Мы видим глубокий переворот в сознании Баргукана. Он вступает в смертельную схватку со своим врагом — мародером-тунгусником Миколкой — не только из-за хлеба, но и, главным образом, в защиту пробудившегося в нем человеческого достоинства.

Знакомя читателя со многими интересными историческими фактами и с современными явлениями жизни Енисейского Севера, М. Никитин основное внимание сосредоточивает на раскрытии психологии и чувств героев своих произведений. Поэтому-то и запоминаются умная и непосредственная в своих поступках юрачка Пельма и долганин Мелетин, считающий своим жизненным долгом помогать молодежи народов Севера получить образование, приобщиться к культуре русского народа. Писатель ведет нас от одной к другой волнующей сцене или событию, в которых чувствуется большая сила складываю щ ихся новых добрых отношений между людьми. Как много в них хорошего, благородного! Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить заключительные страницы повести «Дом с деревянной башней», где скупо, но волнующе изображены забота и помощь русской девушки Анны тунгуске Ивуль во время родов, переживания зверовода Кирилла Кузьмича и Николая — мужа Ивуль. Ощущение, что присутствуешь при большом и радостном событии, не покидает, и это происходит потому, что писатель умеет жить и чувствовать вместе со своими героями.

Своеобразие писательского мастерства Михаила Никитина в том, что его произведения, в основе своей являющиеся очерками, насыщенными богатым фактическим материалом — исторического и современного характера, отличаются в то же время пристальным вниманием автора к людям, в которых его прежде всего интересуют добрые движения души и высокое сознание долга. В силу этого совокупность событий, действий и чувств героев приобретает главенствующее значение в произведениях М. Никитина, и поэтому почти каждое из них становится повестью о людях с интересными и своеобразными характерами. Следовательно, название сборника «Сибирские повести» нисколько не противоречит его содержанию. В этом с еще большей доказательностью убеждает вторая часть книги «Кузбасская хроника» — своего рода литературная летопись Кузбасса. Михаил Никитин знакомит читателя с дореволюционной предысторией советского Кузбасса, с теми трудностями, которые приходилось преодолевать при создании этой угольно-металлургической базы в Сибири, и с той ролью, которую ей пришлось сыграть в минувшей Великой отечественной войне, в победе советского народа над фашистской Германией.

В «Кузбасской хронике» Михаил Никитин приводит много интересных, волнующих читателя исторических фактов. Так, например, очень хорошо рассказано о том, как В. И. Ленин поддержал просьбу прокопьевских шахтеров передать им стоявшую почти без дела в московском Малом театре динамомашину мощностью всего лишь в сто киловатт — такова была тогда нужда Кузбасса в электроэнергии! Все ф акты писатель умело использует для развития сюжета, характеристики идей и чувств героев своих повестей. В памяти читателя надолго сохраняются образы преданного делу и советской власти инженера Лохвицкого, стойкого большевика — каменщика Филиппа Степачева, шахтера Игната Седых и многих других. Все это люди со своей нелегкой судьбой, со своими неповторимыми характерами, но все они принадлежат к одной плеяде советских людей, для которых индустриальный подъем Кузбасса был делом жизненного долга и чести.

В этом главное достоинство «Сибирских повестей» Михаила Никитина.

Библиография:

  • Наши великие предки Александр Невский, Димитрий Донской, Кузьма Минин, Димитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов [Текст] / А. Высоцкий, Г. Павлов. — Новосибирск : Новосибгиз, 1942.
  • А. Высоцкий. Перед лицом новой жизни: Очерк о А. Коптелове // Писатели-сибиряки : литературно-критические очерки. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1956
  • А. Высоцкий. Первый советский роман: Очерк о В.Я. Зазубрине // В. Зазубрин. Два мира. Н-ск., 1959.

Источники:

Оцените этот материал!
[Оценок: 0]