Фантастике — быть!

В Новосибирске завершился Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно-2022». В мероприятиях фестиваля приняли участие более 1500 жителей Новосибирска и области, из них 400 человек побывали на мероприятиях фестиваля виртуально.

Санкт-Петербург на фестивале представили яркие литературные деятели: Илья Бояшов, Арсен Мирзаев, Екатерина Полянская, детские писатели Игорь Шевчук и Анна Игнатова. Специальный гость из Луганска — Елена Заславская. Среди новосибирских участников фестиваля — писатели и поэты Вера Ильина, Игорь Маранин, Евгений Соснин и Анастасия Перкова.

Инклюзивный спектакль «В начале было соло» на фестивале стал совместным проектом питерского театра-студии «Топинамбур» и новосибирского проекта «Сибирская КАЧевница»

Как краеведческая ячейка с жителями воссоздаёт мозаичную детскую площадку «Морское дно» в Санкт-Петербурге — об этом и новых краеведческих проектах рассказывала Мария Тычина, заведующая центром петербурговедения Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского. Краеведение и генеалогия сегодня идут бок о бок, и библиотеки становятся тем местом, где человек, задумавший написать родословную, может получить профессиональную поддержку. Среди трендов краеведения — специфические темы исследований вроде оконных наличников, старых гвоздей и чугунных решеток. Новые краеведы-блогеры — это поколение от 20 до 35 лет, для них краеведение — не просто хобби, а сама жизнь, они проводят время в архивах и сборе информации, а ещё занимаются активизмом — приводят в порядок свой район, работают с детьми, ухаживают за животными в приютах, одним словом, меняют жизнь.

Мария Тычина рассказывает, как краеведы новой волны отмывают витражи в питерских парадных

О возрождении фантастики в Сибири, её темах и будущем спорили на дискуссии в «Доме да Винчи» — отделе искусств НГОНБ. Фестиваль, названный в честь фантаста Михаила Михеева, по его роману «Тайна белого пятна», задумывался в 1994-м как разговор о фантастике, и только с 2010 года расширил свой формат. Времена многотысячных тиражей остались в советском прошлом, сегодня фантастика издаётся во многом благодаря энтузиастам. Так, в Красноярске издали двухтомник произведений Олега Корабельникова, известного писателя-фантаста, который ушёл из литературы, посвятив себя основной профессии врача-реаниматолога, — как восстанавливали рукописи, по видеосвязи рассказывал издатель Евгений Тимофеев.

Новосибирским авторам посвящён издательский проект «Сибирь на страницах» — на сайте проекта и в соцсетях можно найти информацию о книгах и предстоящих событиях, а также подкасты и видеовстречи. Второй раз весной этого года в Новосибирске проходил фестиваль фантастики «Звёзды на полках». Фантастические произведения издаёт и небольшое домашнее издательство «Ирга», среди них — книга Анастасии Перковой из Искитима «Стерегущие золото грифы» с легендами об Алтае в жанре фэнтези. «Печатные издания сегодня — это люксовый вариант, поэтому у нас есть и иллюстраторы, и хорошая бумага. Нашли мецената и издаём небольшими тиражами — 100 экземпляров, за год выпустили семь книг», — говорит Анастасия Некрасова, главный редактор «Ирги», автор книги «Круговорот леторождённых».

Главный редактор домашнего издательства «Ирга» Анастасия Некрасова

Обвинять фэнтези в том, что фантастика ушла на второй план, — нелогично, это один жанр с разными подходами, считает Вячеслав Шалыгин, тяжеловес новосибирской фантастики, автор 20 романов, его цикл «Абсолютный воин» описывает расу суперлюдей, заселяющих планеты, а один из романов в 2008 году готовился к экранизации: «Дело зашло так далеко, что только тарелка не была построена, но грянул очередной кризис, и деньги исчезли», — смеётся автор.

В этом году исполняется 100 лет со дня выхода первого советского фантастического романа — «Страна Гонгури», его автор Вивиан Итин жил в Новосибирске, был редактором журнала «Сибирские огни» и придумал имя нашему городу. Его роман, написанный на сломе эпох, рассказывает о путешествии героя в состоянии гипноза на две тысячи лет вперёд и размышляет о нравственности. О чём сегодня пишут фантасты?

— Мне кажется, фантастика сегодня переживает глубокий кризис, и не только российская, но и в целом как жанр. Это результат глубокого кризиса ценностей самого человечества, отсутствие вектора дальнейшего развития. Было время, когда фантастов волновали телепортация и телефонная связь, затем звёзды и выход в космос, потом пришёл киберпанк. Последняя волна — «новые странные» (new weird) — нестандартная фантастика на стыке жанров, но у них не было мегаидеи. Сейчас идёт очередная волна, но вектора нет. И кинематограф ничего нового не даёт. Либо будет прорыв и найдутся новые ориентиры, а это происходит на уровне бессознательного, либо будем вертеть старое, — сделал краткий обзор Андрей Фролов, новосибирский журналист, автор серии книг «Город Лифтов» для подростков и «тех взрослых, кто молод душой».

С такой позицией не согласилась Анастасия Некрасова, на её взгляд, остаются вечные ценности и космос, который может стать объединяющим началом для человечества. А Вячеслав Шалыгин настаивал на том, что некое фантастическое допущение можно внедрить в картину окружающей действительности. «И это уже будет новый мир. Очень популярны перемещения в новую реальность, когда в ней выстраивается своя идеальная реальность, или напротив, можно попугать читателя — вот так может быть, если… Фантастика сегодня не предсказание о будущем, а некое фантастическое допущение»,  — уверен писатель-фантаст.

Дискуссия о будущем сибирской фантастики: Артем Кашуба, Андрей Фролов, Вячеслав Шалыгин и Анастасия Некрасова

Военная поэзия и будни поэта в Луганске стали темой встречи «Пуля, лира и звезда Бетельгейзе» с донбасской поэтессой и журналистом Еленой Заславской. Маленькая женщина читала свои стихи сильным голосом, и русский язык в них звучал по-новому, чисто и красиво. Песни на её стихи вошли в альбом московской рок-группы «Зверобой» — «Война за мир» (2016), «Родина» (2018), «Русская весна» (2021). Год у поэтессы выдался непростой: в феврале был мобилизован сын, а в мае она проехала с выступлениями по фронтовым городам ДНР.

— Мы выступали в Горловке, Мариуполе, Волновахе, Докучаевске, Донецке. Я читала стихи, а ребята из группы «Зверобой» пели. И перед военными выступали, и в госпиталях — перед ранеными военными и мирными жителями, — рассказала Елена Заславская. — Сначала, конечно, тяжело, потому что идёт прямой контакт с людьми, которые жизнью рискуют ежечасно, кто испытывает физическую и душевную боль, а потом, это настоящее чудо, когда видишь, как работают слово и музыка — лица светлеют, поднимается настроение. Незабываемый опыт.

Родилась Елена в Лисичанске, в 16 лет поступила на физмат Луганского педуниверситета, сейчас работает в Луганской академии культуры и искусств имени Матусовского. Стихи писала, сколько себя помнит, в основном о любви, а в 2014-м в её творчестве появилась и гражданская поэзия. В Новосибирске она читала свою поэму «Новороссия гроз. Новороссия грёз» и стихи для взрослых и детей. Найти их можно на сайте zaslavskaja.com, посвящённом её творчеству, и в Телеграм-канале «Поэтесса Заславская».

Поэтесса из Луганска Елена Заславская (справа) провела несколько встреч, в том числе со старшеклассниками

Три дня, 11 авторов, почти 40 встреч на площадках разных библиотек города — это только видимые итоги фестиваля. А разговоры, идеи и проекты ещё долго будут бродить в умах и на просторах интернета, проявляя себя в читательском интересе, новых произведениях и оригинальных краеведческих акциях.

Марина Шабанова
Фото: Валерий Панов
Источник: сайт «Ведомости»

Оцените этот материал!
[Оценок: 1]