Соболев Денис Валерьевич

Денис Соболев родился в 1980 году в городе Киселёвске Кемеровской области. После школы окончил Кузнецкий металлургический колледж по специальности «Юриспруденция» с красным дипломом.

В 2001 году переехал в Новосибирск, где успешно окончил факультет PR в Институте рекламы и связей с общественностью на базе НГПУ.

Писать начал в 2017 году. Сначала писал скорее публицистические, чем художественные рассказы.

Первым серьёзным произведением стал роман «Говорящий с травами. Сибирская сага». Изначально он задумывался как небольшая повесть о жизни травника, живущего на Алтае, но в какой-то момент Денис, по его словам, поймал себя на том, что сюжет развивается почти помимо его воли. Так повесть превратилась в целый роман.

Далее последовала вторая часть цикла «Говорящий с травами. Звери», постап-роман «Злые времена», повесть «Кордон на Озере», роман в историях «Бар «ВЕРСТА»» и более 60 художественных рассказов на волнующие автора темы.

Вот как Денис рассказывает о создании повести «Кордон на Озере»: «Я написал за две недели, потому что это моя тема. Мне близка тема Алтая, Телецкого озера, тайги, приключений. Это мое детство. Хотя именно на Телецком озере я в детстве не бывал, но всё его провёл в тайге. И мой дед очень напоминает егеря из книжки». 

О другой своей книге автор говорит так: «Когда я писал «Бар «ВЕРСТА»», я хотел лишь одного — напомнить вам о важности человеческого участия в жизни друг друга, о значимости живого общения, о самой большой силе в мире — о любви. Я хотел отогреть каждого, кто зайдёт на огонёк в мой «Бар ВЕРСТА».

Представьте: ночь, пустой бар на загородной трассе. В зале негромко играет блюз, одинокий гость у стойки пьет свой эспрессо, бармен в тысячный раз протирает и без того сияющие чистотой бокалы. Два человека в огромной ночи говорят о жизни. Гость рассказывает свою историю, спеша растворить ее в кофе, ведь люди склонны быть искренними, если уверены в том, что вряд ли еще когда-нибудь увидят собеседника…»

Соболев пробует себя в совершенно разных жанрах: среди его произведений  есть рассказ о войне, основанный на реальных событиях с реальными людьми (все данные восстановлены по архивным записям и наградным листам) «Связной», фантастический рассказ-рассуждение о ценности времени человеческой жизни «14 минут», рассказ о развитии искусственного интеллекта «Искусственная душа», рассказ о больных онкологией детях в ремиссии «Рында», дилогия рассказов «Рада», приключенческие рассказы об охоте и рыбалке.

Особенно любимой темой его остаются взаимоотношения природы и человека. «Я с детства в лесу, дед брал с собой в тайгу, а потом я уже и сам начал забираться в глушь. Я с детства люблю наблюдать за лесной жизнью, она бесконечна. И костровые разговоры, и чистка ружья с дедом по вечерам… Что касается родины, то я плоть от плоти своей земли, это просто есть во мне. Земля живёт своими людьми а люди — своей землёй, это и есть гармония», — пишет Денис.

Как признаётся сам Денис, он никогда не думал, что начнёт писать книги и собирался связать свою жизнь только с теми профессиями, по которым получил образование. «По жизни я авантюрист. Книги — это тоже авантюра. Это лучшая авантюра в моей жизни», — говорит он. Хотя второе образование всё-таки пригодилось в работе: Денис пишет рекламные сценарии и тексты, а также помогает компаниям выстраивать коммуникации с аудиторией.

Вместе с основательницей сетевого книжного сообщества «Почитаем!» Анной Волокитиной Денис Соболев ведёт проект «Сибирь на страницах», цель которого — знакомство с Сибирью через творчество живущих здесь писателей и поэтов, а также продвижение их творчества.

В числе своих любимых авторов Денис Соболев называет Николая Носова, Астрид Линдгрен, Джека Лондона, Джеймса Оливера Кервуда, Эрнеста Сетона-Томпсона, Джеймса Хэрриота, Жозефа Рони-старшего, Жюля Верна, Марка Твена, Томаса Майн Рида, Луи Буссенара. Из русской классики Денису нравятся произведения Чехова, Булгакова, Набокова и Бунина.

Книги:

  • «Говорящий с травами. Сибирская сага»
  • «Говорящий с травами. Звери»
  • «Злые времена»
  • «Бар «ВЕРСТА»
  • «Севера» (сборник рассказов)
  • «Волчья ночь» (сборник рассказов)
  • «Кордон на Озере»
  • «Одиночество» (сборник рассказов)
  • «Связной»
  • «Искусственная душа»
  • «Рада»
  • «Хозяин тайги» (сборник рассказов)

Творчество:

(фрагмент из книги «Кордон на озере»)

У подножия горы я вдруг явственно ощутил, как от Озера тянет холодом и влажностью. Небо хмурилось и грозилось басовитыми громовыми раскатами, но дождя пока не было. Озеро тоже хмурилось, враз потемневшая вода бугрилась коротким злыми волнами в белоснежных шапках пены, билась в берег, словно силясь смыть и валуны, и деревья, и сами горы.

— Низовка лютует – покачал головой Михалыч. – На «Шмеле» придется готовить.

— А что такое «низовка»? – завидев кордон, я зашагал с удвоенной скоростью. Уже очень хотелось разуться и растянуться на травке, давая отдых натруженной спине.

— Низовка-то? Это северный ветер, видишь, как Озеро раскачивает. Когда низовка дует, на воду не суйся.

Пока шли к кордону, небо над нашими головами затянуло почти черными тучами, ветер завыл с утроенной силой, вокруг стало темно словно ночью, и последние сто метров мы бежали со всех ног. Успели! Только-только мы заскочили на крыльцо, как небо лопнуло с оглушительным треском. Мы оба застыли, заворожено глядя на безумное буйство природы. Тучи повисли плотным клубящимся  черным пологом, и только над горами на той стороне Озера было светло как днем. Ветер вдруг стих, все вокруг испуганно смолкло, даже Озеро замерло в ожидании неминуемой катастрофы.

— Дядь Сереж, а что будет? – спросил я почему-то шепотом.

— Шторм.

И в этот момент небо над горами осветилось ослепительной вспышкой, по горам ударили огромные молнии, и грянул гром. Так грянул, что мы присели, и мне захотелось спрятаться в какой-нибудь угол. Щенок, все это время радостно крутившийся под ногами, взвизгнул и забился под крыльцо, а Каюр, прижав уши, яростно зарычал на небо. Взвыл ветер, моментально разгоняя на Озере огромные волны, молнии били одна за другой, оглушительный гром тяжко перекатывался по небу и бился о склоны гор. Озеро бесновалось так, словно хотело целиком выплеснуться на берег. И в довершение всего тучи разверзлись, обрушив на Озеро и горы плотные белые потоки воды. Тяжелые капли, гонимые бешеным ветром, хлестали по Озеру словно кнуты. Я высунул руку из-под козырька. Теплый! Дождь теплый! Я оглянулся на Михалыча и выскочил из-под козырька, моментально промокнув до нитки. Дождь хлестал меня по плечам и лицу, не давая дышать, а я скакал по мокрой траве и кричал что-то такое же сумасшедшее, как этот шторм. Каюр скакал со мной вместе, заливаясь оглушительным лаем. Я не устоял на ногах, когда молния ударила в воду совсем недалеко от берега, и гром шарахнул прямо над головой! В воздухе сильно запахло озоном, волосы на голове ощутимо зашевелились.

— А ну назад! – рявкнул Михалыч, и я бросился на крыльцо. Вовремя! Небо вдруг посветлело, и хлынул град. Не град, градище! На землю посыпались кусочки льда размером с голубиное яйцо. Они с плеском били в Озеро, которое вмиг вскипело, с громким стуком колотили в стволы деревьев, в стены и крышу. «Как же там отец?!» — ошпарила меня мысль.

— Дядь Сереж, а как же батя сейчас?

— Не боись, тайга укроет – бодро ответил мне Михалыч, но особенной уверенности в его голосе я не услышал.

Небо над нами стало светлеть, тучи превратились в облака, ветер стих, град постепенно сошел на нет, оставив после себя плотный ковер из льдинок. Изрядно похолодало, и я поспешил в дом за теплой кофтой. А ведь как не хотел ее брать! Мол, лето же, зачем? Теперь вот с благодарностью вспомнил маму и то, как она с улыбкой молча свернула кофту и упрятала в мой рюкзак. Когда я вышел на улицу, Михалыч уже распалил большой костер.

— Димка, идем на берег. Сейчас кино будут показывать.

— Какое кино? – я даже с шага сбился.

— Увидишь – Михалыч подвесил над огнем котелок, быстро сходил в дом и вернулся с большим куском мяса.

— Ужинать будем вкусно – он опустил мясо в воду. – Если хочешь, чтобы бульон был наваристым, мясо всегда клади в холодную воду. А если хочешь, чтобы мясо было насыщенным, клади его в кипяток. Все, пойдем, сейчас начнется.

Мы поспешили на берег. Я думал, мы усядемся прямо здесь, рядом с вытащенной на берег лодкой, но Михалыч прошел мимо и целеустремленно зашагал куда-то вдоль уреза воды. Совсем скоро мы вышли на небольшой мысок, выдающийся в озеро метров на десять, не больше. На мыске было обустроено костровище и лежало большое бревно, выбеленное солнцем и ветром. Тут же лежал и небольшой запас дров, поэтому через пару минут мы уже грелись у небольшого костерка, над которым Михалыч пристроил закопченный котелок. В густеющих сумерках он прошелся по берегу и вскоре вернулся с пучком каких-то трав, которые тут же забросил в зашумевшую на огне воду.

— Ну все, теперь можно смотреть.

Смотреть было на что. Перед нами развернулся целый небесный спектакль! Небо над Озером окрасилось в красновато-лиловые цвета, облака стали разноцветными, серыми, красными, белыми и даже фиолетовыми, горы почти скрылись в туманной дымке, стоящие невдалеке у самой воды высокие сосны выделялись на этом фоне резкими черными тенями. Но самым главным в этом представлении было Озеро. Оно отражало все это великолепие, и темно-синяя вода то и дело становилась то красноватой, то лиловой. Все это вместе жило, дышало, менялось…

— Дядь Сереж, оно ведь живое – потрясенно прошептал я.

— Живое, конечно. Алтайцы зовут его Алтын коль, Золотое озеро. А еще зовут Тайлёс коль, по имени народа тайлёсов или телесов, живших по его берегам. Здешние племена числили себя родами по разным зверям и птицам. Были роды лебедя, волка, медведя, ирбиса, козерога.

Я слушал Михалыча, открыв рот, и перед моим взором разворачивались картины древних стойбищ на берегах Озера. Как-то незаметно рядом с нами оказались Каюр со щенком, а чуть позже пришла и Муська. Все они устроились возле нас и тоже смотрели на Озеро.

— У алтайцев есть такие люди, кайчи, они хранят знания племени и рассказывают их своим соплеменникам. Такие рассказы называются «кай». Живет такой кайчи, запоминает важные события из жизни рода, подмечает какие-то интересные явления, узнает легенды. И обязательно должен передать все, что знает, следующему кайчи. А тот следующему рассказывает все, что знал его предшественник и что узнал сам за всю жизнь. Собирается вечером весь род на стоянке у большого костра, и кайчи рассказывает им поучительные случаи и легенды.

Михалыч замолчал, снял с костра котелок и отставил чуть в сторонку. Я смотрел на постепенно темнеющее небо и безмятежное Озеро, еще недавно так яростно хлеставшее берег волнами, и уносился мыслями на тысячу лет назад. Тогда какой-нибудь мальчишка из Рода Лебедя точно так же сидел на берегу, слушал кайчи и смотрел в такое же фантастическое небо. О чем он думал?

Источники:

 

Оцените этот материал!
[Оценка: 5