Мисюрёв Александр Александрович

Мисюрёв Александр АлександровичА. Мисюрев - След беглеца Сороки

Александр Александрович Мисюрёв родился 12 (25) ноября 1909 года в Казани. Рано лишившись родителей, беспризорничал. В начале 1920-х годов попал в Сибирь. Воспитывался в одном из детдомов Томска. Шестнадцатилетним юношей начал самостоятельную трудовую жизнь. Был рассыльным, разнорабочим, сверловщиком, сотрудничал в новосибирских газетах и на радио. После службы в армии полностью перешёл на литературную работу. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького.

Первое выступление с печатным словом относится к 1929 г., первое значительное произведение – рассказ «Четвёртый горновой» – было напечатано в 1934 г. в Новосибирске, в майской книжке журнала «Сибирские огни». Сюжет рассказа основан на психологическом конфликте между бригадиром доменщиков Чубичем и одним из рабочих. Неприязненное чувство, которое вызывает у бригадира – Чубича – безразличное отношение этого рабочего к делу, стремление узнать, что скрывается за скучной, равнодушной физиономией этого человека, заставляет Чубича поближе познакомиться с ним, проявить интерес к его прошлому, к тому, чем и как он живет сейчас. Перед читателем развертывается жизненный путь четвёртого горнового – горькая судьба беспризорника Петьки. Внимание Чубича – этого сильного, твёрдо стоящего на земле человека – сначала пугает парня, потому что он не привык ждать от силы ничего хорошего. Однако постепенно тому удаётся завоевать доверие подчиненного: «Непривычная работа шла в голове Петьки. Прояснилось новое… Оказывается, сильный человек может быть добрым!»

А. Мисюрёв - Легенды горной Колывани

Переломным в творческой судьбе Александра Мисюрёва стал 1935 год. Редакцией журнала «Сибирские огни» писатель был командирован на Рудный Алтай для поиска и сбора рабочего фольклора и старинных преданий. Мисюрёв активно включился в эту работу и много лет подряд совершал экспедиции на Алтай. Появление сибирского рабочего фольклора связано, прежде всего, с трудом и бытом мастеровых и приписных крестьян Колывано-Воскресенских рудников и горных заводов. Записью и обработкой этих великолепных произведений устного народного творчества – сказов, бывальщин, легенд – как раз и занялся Александр Мисюрёв. Результатом этой работы стали книги «Бергалы», «Легенды и были», о которых высоко отозвался крупнейший знаток русского фольклора Марк Азадовский. Учёный высоко оценил представленные в сборнике варианты сибирских приисковых песен, а наиболее удавшимися автору-составителю назвал сказы и легенды, впервые опубликованные в таком объеме. Сам молодой фольклорист выделил в собранном и обработанном им материале такие оригинальные циклы, как цикл легенд о Горном Батюшке и цикл о бергальских народных героях.

Помимо горнозаводского фольклора, Мисюрёв собирал легенды и сказы ямщиков Сибирского тракта, фольклор революции и Гражданской войны, что нашло отражение в книгах «Предания и сказы Западной Сибири», «Сибирские сказы, предания и легенды» и других, вышедших в Новосибирске и прочно утвердивших его славу крупнейшего собирателя фольклора Сибири. И не только собирателя. Книги Александра Мисюрёва — самостоятельное, самобытное и оригинальное художественное явление. Сказы и предания, собранные и творчески переработанные Мисюревым, превосходно передают суть и характер народа, сумевшего, несмотря ни на что, сохранить живую душу. В его сказах раскрывается целый поэтический мир, развёртывается живописная мифология старинной сибирской мастеровщины и ямщины. Сборники Мисюрёва сделали широко известными популярные в алтайском горнозаводском фольклоре образы беглецов Сороки и Криволуцкого, защитников слабых и угнетенных, двенадцати братьев Белоусовых, добытчиков знаменитых колыванских цветных камней, терпеливых матерей и жён работных людей. Произведения Александра Александровича Мисюрёва стоят в одном ряду со сказами Бажова, Шергина и Писахова.

Умер Александр Александрович Мисюрёв в 1973 году в Новосибирске.

Творчество:

(фрагмент из книги «Бергалы»)

А. Мисюрёв - Бергалы

…Свободное время бергалы (крепостные рабочие) проводили в кабаке. Они пили вино из деревянных чашек, заедали калиновым киселем. Длиннополые праздничные халаты из полосатого тика или в клетку — «тальмы» — придавали бергалам вид неповоротливый и степенный. На шее каждого красовалась косынка огненного цвета, завязанная бантом. Бархатные шапки с кистями в порядке сложены на столе. Стрижены люди «в скобку» или «горшком». Волосы придерживает узкий ремешок. На бритых лицах — смуглая бледность. Руки с крючковатыми черными пальцами и ломаными ногтями тяжелы, налиты усталостью многих лет. Медленно подвигают бергалы друг другу штоф с вином, наполняют чарки потихоньку, экономя движения, отдыхая, и только один — самый молодой и кудрявый, уже опьянев, запел:

Идет бергал из штоленки,
Шубенка на нем худенька:
Одна пола во сто рублей,
Другая пола в тысячу,
А всей-то шубенки цены нету,
Цена у царя в казне,
У царя в казне, в золотом ларце.

 — Знаешь ли ты оной песни смысл потаенный? — строго прервал его седой и смуглый, с лицом, в котором как бы вбиты железные гвозди — крупицы руды засели в поры и  напоминали шляпки этих гвоздей.

— О потаенном смысле, Гур Фалалеевич, ведать не доводилось.

— Тогда зачем поешь? — Старик сердито пристукнул чаркой. — Зачем колобродишь, вьюнош, и кто тебя песне обучил?

— Песню сию, Гур Фалалеевич, престарелый работничек божий, не токмо в Салаире, но и по всем почитай заводам и рудникам поют, и серебра плавильщики, и медных дел работники, и чугунных дел, и рудовозчики, и углежоги, и рудоразборщики-малолеты, и рудознатцы в лесах.

— Ишь, язык у тебя как ловко привешен, ровно в колоколе рудничном… Слов не жалеешь, Илья! За сие ты и полюбился мне и затем будешь моим. А все ж ты песню не разъяснил. А в ней знак и смысл таков: не было б нас — не было б у царя богатства. Шубенка, вишь, на бергале худенька, а сколько пудов серебра он из под земли-то матушки выворачивает… Вот и выходит, что худенькой бергальской шубенке, да и ему самому цены нет — цена у царя в казне…

Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной юношеской библиотеки:

Произведения автора:

  • «Сибирские сказы / А.А. Мисюрев [и др.]. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1991.

О нём:

  • «Писатели-сибиряки». Литературно-критические очерки. Выпуск 2 : сборник / сост. Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1959.
  • «Писатели о себе» : сборник / ред. Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.
  • «Литература и писатели Сибири. Энциклопедическое издание. Том 2 / Горшенин А.В. — Новосибирск: РИЦ НПО СП РОССИИ, 2010.

Источники:

 

 

Оцените этот материал!
[Оценка: 0