Обзор журнала «Сибирский Парнас» (№3, 2020)

Анатолий Побаченко, главный редактор литературно-художественного краеведческого журнала «Сибирский Парнас» представил обзор материалов, опубликованных в свежем выпуске журнала.

Третий номер журнала «Сибирский Парнас» за 2020 год традиционно открывается рубрикой «Портрет». В ней искусствовед, член Союза художников России и Международной федерации Евгений Прокопов знакомит читателей с сибирским художником Андреем Копаевым.

Андрей Владимирович – живописец, педагог. После окончания художественно-графическом факультета в 1981 году вместо обычного направления в школу – учителем рисования – он по распределению был оставлен преподавателем на кафедре рисунка и живописи пединститута.

Как-то летом 1990 года ему довелось быть руководителем «пленэрной» живописной практики группы студентов в республике Горный Алтай. И вот тогда оказалось: всё, что было до этого, лишь предыстория…

Алтай поразил молодого художника своей красотой. Копаев зарисовывал поразительные по красоте и величественности алтайские пейзажи, сценки на деревенских улицах, портреты колоритных чалдонов и алтайцев.

Вскоре он с семьёй переехал в глубинное село Чендек Усть-Коксинского района, почти к самому подножию горы Белухи и прожил там пять лет, бродя с этюдником и тяжёлым рюкзаком по окрестным горно-таёжным глухоманям и перевалам. Восторг от созерцания необыкновенных красот великолепной природы смешивался с отчаяньем от бессилия передать эту красоту на холсте.

Обогащённый многолетними творческими наблюдениями и впечатлениями, Андрей Копаев в 1996 году вернулся в Новосибирск. Провёл несколько персональных выставок, участвовал в многочисленных вернисажах. В 1997 году Андрея Копаева принимают в Союз художников России. Казалось бы, вполне благополучная жизнь. Но художника не оставляли беспокойство и творческая неудовлетворённость. И он снова вернулся на столь любимый Алтай, чтобы передать его в своей живописи во всех подробностях и богатстве цветовой палитры.

Андрей Копаев. «Горный Алтай. Верховье реки Мульта»

В Год памяти и славы продолжается «Эстафета патриотизма поколений» — опубликованы стихи, рассказы, посвящённые 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне: заглавия говорят сами за себя («Откуда пламя вечного огня?», «Папа пришёл с войны», «Дети войны», «Всем смертям назло», «Зёрна слёз и предательства»). В Новосибирске прошёл городской литературно-творческий конкурс, посвященный 75-летию Победы. Организатором выступил Дворец творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор». На конкурс было представлено более 200 творческих работ: эссе по книгам о войне, фотографии участников Великой Отечественной войны, видеоролики, стихи собственного сочинения. На «Детской тропинке» журнала представлены стихи победителей конкурса в поэтической номинации «Поэзия Победы».

На тропинке встретите детские стихи Елены Зиноватной, короткие рассказы Петра Варфоломеева из Омска.

В долгу перед памятью не остались и художники: Евгений Назимко в разделе «Галерея Победы» дал свои портреты (в графике) ветеранов войны: Героев Советского Союза и рядовых – А.Я. Анцупова, Л.Н. Пономаренко, Д.А. Бакурова, В.В. Клепикова, В.В. Козлова, Д.П. Кострюкова, В.П. Хизуна, Н.Н. Киселёва, А.Н. Орлова, народного художника России В.К.  Чебанова.

В рубрике «Святые камни» Юрий Ключников делится своим творчеством: «Молитва Сент де Экзюпери», Анатолий Побаченко сонетами – о А. Грине, И. Анненском, З. Гиппиус.

Знаменательна беседа-интервью журналиста Амира Нагуманова с Ю.М. Ключниковым на передаче «Открытая студия» в марте 2011 года. Текстовая версия интервью приведена в этом выпуске журнала:

А.Н.: Работа над словом, работа над стихами – это для вас тоже молитва?

Ю.К.: Разумеется. Когда пишешь, ищешь максимального выражения состояния души. А это требует предельной собранности и искренности, без «выкрутас» и подражания кому бы то ни было. В молодости я пытался писать «украшательские» и подражательные стихи, скажем, «под молодого Гумилёва». Но быстро это дело бросил. Сам Гумилёв стремительно прошёл поэтический путь от талантливого сборника «Конкистадоры» до гениального «Огненного столпа». Кстати, написанного в советское время и опубликованного в 1921 году, уже после смерти поэта.

Марта, ещё один из постоянных авторов журнала представила новый материал в  рубрику «Слово Учителя»:

«Люди, переступившие порог обыденности, НИКОГДА не станут рассказывать об этом прилюдно и устраивать семинары по достижению просветлённого состояния. Каждый должен пройти свой путь сам. Людей, переступивших этот порог, вы никогда не выделите из толпы, и они никогда не дадут вам подтверждения своего духовного превосходства. Этот этап пройден для них».

В рубрике «Монологи» можно прочитать стихи Н. Вершинина, И. Носовой, Васиринки Ники, Н. Чубарова, М. Сигутиной, С. Бурдаева, В. Самсоновой. В них говорится об исторической памяти, о насущном в карантине и, конечно, о любви. Ну как без этого!

В «Экологическом вернисаже» Т. Трофимова-Воронцова обращается к «Тополиной участи» нашей природы, взывает к милосердию и большему вниманию к матушке-земле. Лирикой пронизаны «Борковские пруды» Л. Шахурдиновой.

Проза представлена рассказами Я. Шафрана (Тула), Л. Торощиной (Барнаул), Г. Гусаченко, Д. Щербакова, В. Плотникова, Л. Вакс, С. Лебедевой (Новосибирск). О творчестве А. Кухно, Е. Стюарт говорит в своих глубоко осмысленных эссе Г. Леонова.

«Живое слово» на этот раз отдано Василию Макаровичу Шукшину. Маргарита Уральская анализирует своеобразную лексику писателя-публициста. Известно из статей литературоведов, что в своих художественных произведениях Шукшин отказывался от авторской оценки своих персонажей. Читатель сам должен сделать выводы, оценки: каков герой рассказа? кто прав? что нравственно? что безнравственно? что духовно? что бездуховно? что с нами происходит?

Своё мнение высказывает Людмила Тоньшева в статье «Сказочные параллели». Её вопросы к писателям разного времени (Бажов и Пьянкова) и их ответы (данные очно и заочно) интересны, поучительны для современников. В основе творчества Таисьи Ефимовны Пьянковой – сказания Верхнего и Среднего Приобья. Она тяготеет к волшебно-фантастическим мифологическим сюжетам, стремится через далёкие по времени события выходить на актуальные проблемы наших дней, в первую очередь бережного отношения к природе. В своих сказах она старается донести прелесть и обаяние старинной поэтической выдумки, сочность и колоритность народной речи. В заметке «Жизненная стезя» Т. Трофимова-Воронцова приводит «щепотки мудрости» от Таисьи Пьянковой:

Запомни на века –
уж такова природа:

Где нету языка,
там нету и народа!

Или:

Пусть ветка перед корнем
не фиртит – 

Ведь не она его,
а он её хранит.

Валерий Румянцев в разделе «Критика» говорит о творчестве В. Высоцкого, задаётся вопросом: «Кто вы, бард Высоцкий?» Об этом его аналитика в статье «Летела жизнь в плохом автомобиле…»

В очерках о близких и интересных людях (авторы — Л. Гагай, Л. Ширкова) прослеживается глубокое уважение к судьбам пожилых, желание найти в них то сокровенное, что живёт в душе русского человека и не увядает, ибо, действительно, «святые живут рядом» с нами.

В последней рубрике «Пилигрим» – рассказы-воспоминания о Кубе и о Васюганье (А. Ломакин), пребыванию на Нижней Тунгуске (А. Кайков), о работе в Саянах геологов (В. Исаков).

Журнал можно прочитать в электронном формате на портале в Едином ресурсе русскоязычных журналов и альманахов «Журнальный мир».

Оцените этот материал!
[Оценок: 1]