«Тени исчезают в полдень» — многосерийный фильм-сага по одноимённому роману Анатолия Иванова, снятый киностудией «Мосфильм» в 1970-1971 годах.
Режиссёры: Валерий Усков и Владимир Краснопольский.
В ролях: Пётр Вельяминов, Нина Русланова, Галина Польских, Иван Рыжов, Сергей Яковлев, Александра Завьялова, Борис Новиков, Валерий Гатаев, Элеонора Шашкова, Лев Поляков.
Потомки знатного рода Константин и Серафима селятся под чужими именами в глухой таежной деревушке Зелёный Дол после того, как царская власть потерпела поражение в Гражданской войне. На фоне переломных событий, разрывающих страну на части, разыгрывается личная драма бывших аристократов, вынужденных притворяться в ожидании старого режима. Проходят годы, рождаются дети, а затем и внуки, но Советская власть лишь усиливает свои позиции. Константин и Серафима вынуждены убеждаться, что жизненные устои и политическая позиция их потомков в корне отличается от их собственных взглядов.
Серия 1. «Красная Марья».
Серия 2. «Пришлые люди».
Серия 3. «Горькое счастье».
Серия 4. «Марьин утёс».
Серия 5. «Речные звёзды».
Серия 6. «Трудная зима».
Серия 7. «Захар Большаков».
Интересные факты:
Прототипами героев книг Анатолия Иванова «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» стали жители села Локти Мошковского района. Оба произведения были написаны ещё в те времена, когда Иванов работал корреспондентом районной газеты в Мошково.
Один из режиссёров картины Владимир Краснопольский рассказывал о том, что идея создания фильма появилась благодаря удивительному случаю. Однажды Владимир и его коллега Валерий Усков встретили хромающую девушку с лыжами в руках. Оказалось, она подвернула ногу. Режиссёры помогли ей добраться до дома и мама девушки усадила их пить чай. Владимир увидел на полке книгу «Тени исчезают в полдень» и заинтересовался ею. Хозяйка дома подарила ему это издание и Владимир на три дня погрузился в чтение. Потом передал роман Валерию – тот тоже прочёл и оценил. И сразу было принято решение делать экранизацию.
Впервые в советском кино при производстве фильма на одной площадке параллельно работали две съёмочные бригады. Одной группой руководил Усков, а второй – Краснопольский.
Хотя в фильме и рассказывается о Сибири, съёмки проводились на Урале — в ныне прекратившей существование деревне Петуховка Свердловской области, а также возле поселка Сарана. Одним из ключевых мест, в которых велись съёмки, была скала под названием Аликаев камень (в давние времена здесь было стойбище атамана Аликая). В фильме на этом месте убили бандиты убивают первого председателя колхоза и командира партизан Марью Воронову. Скалу стали называть Марьиным утёсом и название это прижилось в народе. Вот она, сила искусства!
У режиссёров возникли трудности с поиском актёров на главные роли. Они хотели найти малоизвестных артистов, которые внешне походили бы на деревенских жителей. Дольше всего длились поиски кандидата на роль председателя колхоза. По иронии судьбы оказалось так, что образу идеального советского гражданина лучше всех соответствовал… сын белого офицера из древнейшего дворянского рода, да к тому же бывший политический заключённый! Для Петра Вельяминова это была первая роль в кино, и она стала для него большим счастьем. После съёмок в сериале актёр обрёл небывалую популярность.
А вот для Александры Завьяловой, которая сыграла Пистимею, эта роль стала несчастливой. Сложный характер и трагическая судьба героини настолько повлияли на Александру, что актриса долго не могла прийти в себя.