О бердских поэтах, о «литгусарах»

Сборник "Городок на Берди"

Поводом для написания этой заметки явилось одно из последних событий в литературной жизни города Бердска – состоявшаяся в апреле презентация коллективного поэтического сборника «Городок на Берди», составленного Людмилой Ласкиной (она же в выходных данных указана и  как технический редактор) и Надеждой Петиной. Книга приурочена к знаменательной дате: в 2016 году Бердску исполнилось 300 лет. Естественно,  большинство стихов посвящены любимому городу.

На вернисаж меня пригласила руководительница литобъединения «Искатель» Надежда Петина, известная, как энергичная деятельница, организатор литературного процесса и вообще большой энтузиаст книги. При этом обрадовала неожиданным, но, конечно же, приятным сообщением, что для публикации в сборнике отобраны в числе прочих и три моих стихотворения. Подумалось: вот ведь какие старательные и памятливые: нашли же где-то на сайтах…

К слову сказать, нельзя не отметить вдохновенное трудолюбие подобных создательниц книг, их умение преодолеть, а кое-где и обойти самые разные преграды и препятствия. Ибо необходимо прежде всего собрать воедино,  где-то и подредактировать, проведя творческую селекцию, произведения от десятков авторов, а кроме того найти и получить финансовую и моральную  поддержку (в данном случае от администрации города в рамках юбилейных расходов), а также  преимущество в напечатании типографией «Междуречье». Случаются при таких делах и психологические затруднения, не всегда протекающие в бесконфликтной форме: иные авторы высказывают недовольство недостаточным представительством на страницах издания. Однако же книга-то не резиновая, да ведь как докажешь!..

Собрание проходило в стенах городской библиотеки имени Анатолия Сорокина. Общество состояло из постоянных посетителей двух литературных объединений города, много лет работающих бок о бок, — упомянутого уже «Искателя» и «Астреи».

Издание вышло небольшим, впрочем, вполне  привычным для нынешних времен тиражом: цифра не круглая, но вполне себе трогательная: 215 экземпляров. При том, что под одной обложкой сошлись десятки авторов, на презентации  гостеприимные хозяйки Надежда Петина («Искатель») и Светлана Ковалевская («Астрея») щедро дарили каждому из напечатавшихся сразу по три экземпляра издания.

В подготовке книги я не участвовал, потому улучил минутку и быстро подсчитал количество имен, обозначенных в оглавлении, их было более 60! После чего позволил себе вопрос:

— Вы, вероятно, решили раздарить весь тираж уже на первой презентации. А библиотеки, а магазины, а следующие мероприятия подобного свойства?
— Авторы заслужили, — невозмутимо ответили мне.

Некоторые из тех, чьи произведения вошли в сборник, не смогли посетить презентацию. Их экземпляры, конечно, оставлены и будут вручены при случае. А сейчас ведущие предложили каждому прочесть по одному стихотворению, что присутствующие и охотно проделали. Не все из людей, так или иначе в разное время писавших и обнародовавших стихи в этом городе, остаются с нами сегодня: как говорится, «иных уж нет, а те далече», — есть и уехавшие из  Бердска,  а кто-то, увы, навсегда  покинул сей мир по естественным причинам. Тем не менее, прилежные составительницы скрупулёзно выполнили подвижнический труд собирателей литературного наследства. И, что особенно  характерно для местной творческой жизни, здесь вместе со взрослыми, а, пожалуй, и наравне с ними, выступают  дети, от 10-12 лет и старше.

Сборник "Листопад"

Сборник «Листопад»

Школьников привечали и на заре литературных объединений в Бердске, тому назад уже более полусотни лет. И, увидев в нынешнем сборнике знакомую фамилию, я не смог удержаться и, возможно, несколько злоупотребив отпущенным временем, зачитал стихотворение тогдашней  старшеклассницы Евгении Аугсткалн, воспроизведённое из первой поэтической книжки «Листопад» и давшее ей название.

Этим «Листопадом» явилась  напечатанная на плоскопечатном станке, более чем скромная брошюрка, с неровно обрезанными краями, зато с клишированными на обложке желтыми листьями и горделивой надписью «Ленинский путь Бердск 1965». Редактору газеты «Ленинский путь» (ныне «Бердские вести») Алексею Ляхову, удалось преодолеть немалые бюрократические препятствия, прежде чем он  добился разрешения на нестандартное действие – выпуск приложения к скромной городской газете в виде поэтического сборника.  Такое мало у кого из редакторов получалось. Он сумел. А тираж был по нашим временам фантастический – 5000! Брошюрка-приложение доставлялась подписчикам вместе с очередным номером газеты, которую за короткое время Ляхов из скучноватого бюллетеня превратил в активно читаемое и обсуждаемое издание. Мне доподлинно известно, что «Листопад», прежде чем сделаться библиографической редкостью, во многих семьях хранился едва ли не как реликвия.

В нынешний сборник составители ввели многое из того, первого «Листопада». И не просчитались. Приведу для примера стихотворение участника самой первой бердской  литературной группы Леонида Федотова:

Глухарь

Пел глухарь на болоте.
Пел, как будто во сне.
О чудесном восходе.
О зелёной весне.

Пел глухарь на болоте.
Удивительно пел.
Он не знал, что охотник
Взял его на прицел.

Бородач неизвестный
Молча вскинул ружье.
Взял и выстрелил в песню.
И не стало её.

Помнится, когда мы собрали рукопись «Листопада-1965» и уже готовились передать её в типографию, Алексей сказал мне:

-Давай собирать наших «литгусаров». Ещё раз обсудим тексты.

И собрали. И обсудили. И больше не редактировали, не правили.

И через шестьдесят с лишним лет встретились, уже без Алексея Ляхова, и без Евгения Тареева, чьим творчеством открывали сборник,  с новыми поколениями «литературных гусаров» на страницах книги, отпечатанной на великолепной бумаге, приличного стандартного формата, объемом почти в 300 страниц, но … тиражом, ровно в 25 раз меньшим.

В аннотации к «Листопаду»  Ляхов записал: «В сборнике напечатаны стихи начинающих авторов нашего города, членов литературной группы при редакции. Не все его произведения равноценны, порой авторам  не хватает зрелости, умения найти точные слова, яркие образы. Это естественно, ибо участники сборника лишь пробуют перо и не претендуют на высокую степень литературного мастерства».

Время идёт, поколенья сменяются, но оценки не устаревают. Действительно, далеко не все собранные в «Городке…» стихи отмечены печатью мастерства, некоторые авторы не полностью владеют самыми элементарными приёмами стихосложения. Как бы там ни было, почти везде ощущается искреннее стремление воспеть любимый город, прикоснуться к его героической истории, поведать о чувстве единения с земляками. Разные стихотворцы используют метафору «рябиновый город», впервые найденную когда-то Юрием Павкиным, к сожалению, и его уже тоже нет с нами. Но, похоже, никому пока не удалось превзойти первоисточник. Вот отрывок:

Сгибаются ветки под тяжестью веской
Пылающих гроздьев красавицы бердской.
Учёные тайны его раскрывали:
Когда, почему его Бердском назвали?
А, может, напрасно историки спорят,
И «Бердск» в переводе «Рябиновый город»?
Одеты туманами рощи, долины,
А в городе нашем рябины, рябины…
…Мой Бердск – не Москва, не сверкает в рубинах,
Зато утопает в мадоннах-рябинах!

…Итак, старейший город нашей области «рябиновый» Бердск в четвёртое столетие своей истории вступает с удачным поэтическим аккордом.

Борис Иосифович Тучин, писатель,
организатор первой группы поэтов города Бердска

Оцените этот материал!
[Оценок: 2]