Поэт и время. Глава 1. Мудрость с беспокойною душой

Человек жив памятью. Отними у него память – он перестанет быть человеком. Молодое поколение каждой эпохи пытается низвергнуть старые авторитеты, построить свой мир, сметая обломки старого, не понимая, что все их новое – это то, что уже было когда-то, завернутое в современную блестящую упаковку или вывалянное в грязи. Со временем  придут еще более «крутые»  и  снова сметут и разрушат то, что  создавалось прежде, с такой  же лихостью и безжалостностью.

То, что уже никогда не повторится, однажды напомнит о себе, когда ты станешь достаточно зрелым, чтобы понять, что ты – часть Всего. Но иногда бывает слишком  поздно, чтобы, ощутив это, обратиться к истокам. Потому что там уже никого не будет…

«Поэтическая Поляна» — открытая площадка, где постоянно встречаешься с интересными поэтами разного возраста, разного рода занятий. Хорошие стихи говорят сами за себя, но хотелось несколько расширить рамки и узнать этих людей поближе. Желание хоть как-то «остановить мгновение» и стало причиной возникновения акции «Поэт и время».

Акция была задумана как цикл встреч с поэтами разных поколений:  «Мудрость с беспокойною  душой», «Зрелость с поэтической отвагой», «Идущие вослед».

Первая встреча состоялась 30 апреля в НГОНБ. Глава первая, «Мудрость с беспокойною  душой», представила поэтов старшего поколения А.И. Логинова, В.А. Черемисина, С.В. Яресько, Н.А. Пархоменко. Люди, прошедшие сложный жизненный путь, пропустившие через себя все перемены, происходившие со страной, оставшиеся верными своей жизненной позиции, читали стихи и рассказывали о своем времени и о том, как они чувствуют нынешнее время.

Открыл встречу Александр Иванович Логинов, сельский участковый врач-терапевт, человек благородной профессии. Его выступление было построено на сравнении прошедшей эпохи и нынешнего времени, и прошлое, тяжелое, противоречивое, порою трагическое, но в то же время героическое явно по всем статьям было выше и значимее демократического настоящего.

Александр Логинов

Александр Логинов

Тему продолжил Владимир Александрович Черемисин, в прошлом учитель, заведующий районным отделом образования, прекрасный поэт, человек с активной жизненной позицией во все времена. В его выступлении, очень оптимистичном и ёмком, явно просвечивала связь прошлого и настоящего, как в его нижеприведённом стихотворении:

Движение вeков — как символ веры –
От прожитой до новой полосы…
Все — вехи, рубежи, эпохи, эры!
А где ж тогда минуты и часы?
О, сколько их прошло – тысячелетий…
Но мы-то с вами в этом вот живем …
Нам солнышко сегодняшнее светит,
Нас поливает нынешним дождём,
На нас сиюминутный снег валится
На туфли липнет тутошняя грязь…
А надо всем над этим мерно длится
Веков непрерываемая связь!

Владимир Черемисин

Владимир Черемисин

Далее эстафету принял Сергей Васильевич Яресько. Как всегда, Сергей представлял творчество своего отца и, как бы оставаясь в его тени, читал и свои стихи. Прочитал он и отрывок из поэмы его отца о блокадном Ленинграде «Володя», который был опубликован как отдельное стихотворение под названием «Невская вода». Его заключительные строки не оставили никого равнодушным:

Она была беспомощна, слаба,
Но, пот холодный утерев со лба
И отдышавшись, трепетной рукой
К ведру тянулась, к дужке ледяной.
«Я провожу Вас к дому», — говорю.
«Нет, нет. Мне близко здесь. Благодарю.
Сойдёшь от этой лестницы с ума.
Храни Вас Бог. Простите. Я сама!»

Насколько сильны духом были ленинградцы и эта женщина в частности, отказавшаяся от так необходимой ей помощи только потому, что понимала, как нужны силы другому человеку, чтобы выстоять в этой нечеловеческой борьбе!

Сергей Яресько

Сергей Яресько

Далее эстафета перешла к Николаю Андреевичу Пархоменко. Его рассказ о трудном военном младенчестве, когда ещё ничего, казалось бы, не понимающий ребёнок вдруг перестаёт смеяться, плакать и даже просить поесть, будто осознавая суровость военного времени, и потом, в послевоенные годы, под действием выпавших на долю семьи испытаний на прочность уже в раннем детстве становится не по годам ответственным за судьбу семьи, никого не оставил равнодушным. А рассказ о репрессиях не как истории о зверствах отдельных НКВДшников, а истории о том, как гражданская война превращает нацию в разрозненные, обозлённые друг на друга группы и как из этих групп выковывался единый, сплочённый этнос с названием «советский народ», сформировавшийся после окончания Великой Отечественной и построивший Великую Страну, которую мы, к сожалению, потеряли, заставил по-иному взглянуть на нашу историю.

Николай Пархоменко

Николай Пархоменко

Потом был «свободный микрофон», в котором выступающие невольно продолжали тему нашей общей истории в той или иной мере, делились впечатлениями.

По реакции зрителей, по их выступлениям в свободном микрофоне можно было понять, что мы не ошиблись, и эта затея — не бесполезная. Многие из сидящих в зале были современниками выступавших. Кто-то зацепил только краешек ушедшей эпохи. Но было общее ощущение сопричастности с судьбами героев этой встречи, потому что они – это часть нашей истории. Истории страны. Семьи. Каждого из нас.

А потом, уже на второй и третий день, раздавались звонки и всё ещё не отошедшие от впечатлений участники взволнованно отзывались о прошедшей встрече и говорили о необходимости продолжения. И это для нас новая задача: продумать, в каком направлении идти дальше.

А следующая наша встреча, «Поэт и время. Глава 2. Зрелость с поэтической отвагой», состоится 14 мая в ДК им. Октябрьской революции.

Елена Заколодкина

 

 

Оцените этот материал!
[Оценок: 1]