Шукшина Ирина — Няня

Посвящается моей дорогой няне
Альвине Христиановне

Cмолкли последние звуки музыки, и последние слова песни советских пионеров «Взвейтесь кострами синие ночи», которую Алекс исполнял на немецком языке, аккомпанируя себе на пианино. В тишине комнаты, за спиной, он услышал тихие всхлипывания, которые старалась сдержать его старенькая няня. Слезы счастья текли по ее щекам. Любимый ребенок, Сашенька, дороже которого у нее никого не было, потому что никого не было вообще, вырос.

Перед концертом он объявил:

– Бабуля, эту песню я выучил специально. Хотел сделать тебе сюрприз. И на немецкий в школе я записался, чтобы мы могли говорить на твоем родном языке. Слушай!

И она слушала. А перед глазами пробегали воспоминания о жизни в этом доме. Ее пригласили поработать няней родители Саши, когда тот был еще совсем маленьким – годовалым. Маме нужно было выходить на работу, а ясли были не для него. Мальчик родился слабеньким и часто болел.

Альвина Христиановна, немка по национальности, была уже на пенсии. Семьи и детей у нее не было, поэтому женщина согласилась пять дней в неделю жить в их доме, что всех очень устраивало. Родившаяся и выросшая в Крыму, во время войны с фашистами она была депортирована на Урал. Прошла со своими земляками все тяготы и испытания,  «трудармию», в которую в 1942 году стали забирать девушек, едва тем исполнялось шестнадцать.

Несмотря на голод, холод и тяжелые трудовые условия, Альвина Христиановна выжила, а вся ее семья погибла.

Воспитанник, который ей достался, был худеньким и бледным.

– Он у нас как цыпленок по рубль-пять, – шутила мама.

Такие в те времена продавались в магазине: тощие, синюшные, для быстрого приготовления.

Рыженький губастенький малыш очень внимательно смотрел на незнакомку своими светло-голубыми глазками. Вскоре они подружились и полюбили друг друга.

Сколько Алекс помнил себя – когда он повзрослел, его перестали называть Сашей – няня всегда была рядом, поэтому долгое время он воспринимал ее, как родную бабушку, да так и звал. Года в четыре родители объяснили ему, что бабушка не родная. Но Алексу было все равно. Иногда к ним приезжала мамина мама – родная бабушка. Приезжую ребенок не любил – она была строгой и временной, а Альвина – доброй, ласковой и всегда рядом. Настоящая бабушка!

Родители были абсолютно спокойны за сына, видя с какой ответственностью и заботой женщина относится к их тщедушному отпрыску.

– Ничего! Откормим! – провозгласила Альвина и, засучив рукава, стала потчевать Алекса специально приготовленной пищей.

Так он полюбил крепли – немецкий хворост и суп с галушками. Макароны с обжаренными на сливочном масле кусочками белого хлеба и смалец – перетопленный и присоленный нутряной свиной жир – намазанный тоненьким слоем на черный хлеб. А еще сладкий пирог «Куха». И правда, малыш стал реже болеть и, к радости родителей, хорошо поправлялся.

Няня разрешала ему то, что запрещала мама. Из-за частых простуд родители не давали Алексу мороженое, а бабушка специально покупала себе пломбир и обязательно отламывала от него небольшой кусочек для Алекса, приговаривая:

– Ешь потихоньку! Не кусай, лижи мороженное!

Он был счастлив. Как все дети во дворе, ребенок имел свой собственный кусок сладкой льдинки. Мама не сердилась.

Еще бабушка любила читать. Она перечитала Алексу множество разнообразных книжек. В их собственном сказочном мире им было хорошо вдвоем. Вспоминая героев, они понимали друг друга с полуслова. У всех детских сказок был хороший конец. Тогда бабушка говорила:

– Endegut, allesgut!

Алекс вместе с няней проговаривал пословицу по-немецки, а потом говорил аналог – русскую пословицу:

– Все хорошо, что хорошо кончается!

Когда ему исполнилось пять, родители решили отдать сына в садик. Алекс даже не заподозрил тогда, что это станет предтечей разлуки: бабушку отправят домой навсегда, а для него это станет  первой  личной  трагедией – её не будет рядом с ним каждую минуту. Это случилось летом. Мама сказала:

– Я договорилась! Есть место в старшей группе. В понедельник тебя ждут воспитатели.

Альвина уже собрала скромные пожитки и раскладушку. Папа пошел за такси. Обратного пути не было, хотя Алекс пытался объяснить родителям, что няня – его любимый человек, без которого он не сможет жить.

– Ну что вам, жалко? Пусть бабушка всегда  живет с нами! Я не хочу, чтобы она уезжала, – еле сдерживая слезы, говорил ребенок.

– Ты уже большой, Саша, и должен понимать, что Альвина Христиановна была у нас на работе, мы платили ей деньги. Теперь она  будет работать у других людей, – мама была непреклонна.

В этот день Алекс, как ему тогда казалось, возненавидел родителей навсегда. Плакать при них не мог, он же мужчина, но, оставшись один в комнате, дал волю слезам. Мальчик был глубоко несчастен. Почти неделю бастовал: игнорировал мамины ужины, капризничал, грубил родителям и всячески проявлял свой упрямый характер.

Альвина часто  звонила Саше, периодически  навещала. Когда приезжала к своему любимцу,  они могли  долго сидеть, обнявшись,  и молчать.  Им было хорошо  находиться  рядом.

Начав учиться в школе, Саша быстро сообразил, что болеть очень выгодно, поэтому иногда симулировал. Родители оставляли ребенка дома, мама вызывала няню. Альвина переселялась к ним минимум на неделю.

Ради этого он готов был врать, хоть и знал, что поступает плохо. Оправдывал себя тем, что был обижен родителями, когда они разлучили его с бабушкой.

Алекса учили игре на пианино. Занятия спортом его бы устроили больше, но мама считала, что еврейский ребенок должен либо пиликать целыми днями на скрипке, либо мучить соседей игрой на фортепиано. Для общего развития всех!

Он заучивал новые произведения, чтобы удивить и порадовать бабушку, когда та снова придет в гости. Однажды Алекс специально для нее выучил песню советских пионеров, в которой пелось:

 

Взвейтесь кострами, синие ночи!

Мы пионеры – дети рабочих.

Близится время светлых годов.

Клич пионера: «Всегда будь готов!»

Слова этой песни на немецком языке он вызубрил на уроках.

– Kinder, wirsingenfreuliche Liеder… – выводил Алекс и далее по тексту. Чтобы не сбиться, свое выступление он отрепетировал многократно. Мелодию играл вдохновенно. Старался. Хотел порадовать бабушку, выразить свою любовь к ней и уважение ко всей немецкой нации. У него получилось.

Когда он закончил своё выступление, пухлыми натруженными руками она погладила его по рыжей вихрастой голове. Потом обняла своего любимца, как маленького, и прижала к груди, в которой с перебоями билось больное сердце. Мальчишка радовался: его музыкальный  сюрприз удался.

Жизнь Альвины, как хороший гример, набросала на лицо массу разных по глубине морщинок, чтобы образ пожилой женщины был законченным и достоверным. Каждая глубокая бороздочка на коже, как зарубка на старом дереве, была результатом пережитых трагических событий.

Но были в её жизни и светлые,  счастливые моменты. Сегодня, здесь и сейчас, находясь рядом со своим любимым воспитанником,  ставшим для неё   родным человеком,  женщина была счастлива!

Няня умерла в доме престарелых. Она сама попросила маму Алекса туда ее устроить. Это было непросто, но мама договорилась. Они с Алексом иногда её навещали. Потом мама стала ездить одна, не хотела травмировать сына видом тяжело больной женщины. Бабушка  Саше не звонила. О смерти Альвины Христиановны им сообщили, когда няню уже похоронили.

Пианино Алекса стояло у стены, напоминая огромное чучело бегемота с захлопнутой пастью. Он к инструменту теперь не подходил. Музыку забросил. Разучивать новые произведения было не для кого.

Об авторе:

Ирина Шукшина (Ирина Фрик) (г. Челябинск)

О себе: «Родилась и живу в Челябинске. Практикующий врач.

Прошла обучение на курсе профессора Н. А. Ягодинцевой «Основы литературного мастерства» в Челябинском государственном институте культуры и Международных курсах прозы Band «Как писать прозу. Искусство истории» (2021), «Автофикшен» (2023).

Заняла первое место в номинации «Проза» и первое место в номинации «Юмор» в Международной литературной Премии Союза писателей Северной Америки им. Марка Твена «Простаки за границей» (2023). Включена в шорт-листы Международного литературного конкурса «Славянские традиции» (2021, 2022, 2023) в поэтических номинациях и в прозе. Финалист и обладатель диплома читательских симпатий Международного конкурса «Есть только музыка одна» памяти Дмитрия Симонова (2022). Дипломант других известных российских литературных Премий и конкурсов Союза писателей России и Российского союза писателей. Член Союза писателей Северной Америки».

Публикации:

  • сборник стихов «Музыка жизни» (2014);
  • сборник хокку «Satori. Озарение» (2023);
  • сборник повестей и рассказов «Синдром путника» (2023);
  • антология «In the Mood, или незабытая мелодия» (2023).
Оцените этот материал!
[Оценок: 6]