Джумаева Юлия — Запоздалое прозрение

Кто из нас не любил слушать удивительные народные предания, пословицы, поговорки, сказки и истории, рассказанные нашими бабушками, повествующие о временах их молодости? Конфликт добра и зла, любовь и верность, коварство и хитрость, торжество жизни – вечные темы, составляющие их основу.

Как прекрасное эхо, донесшееся до нас из далекого прошлого, истории рождаются в самой природе, традициях и национальных обрядах, отражая философию и мудрость народа, его высокую духовность. Обрастая элементами фантастики и загадочности, они переносят нас, современных людей XXI века, в бесконечность веков.

Один из таких рассказов, до сих пор глубоко запечатлелся в моей памяти…

В горной местности вблизи озера, нежная голубизна которого соперничала с цветом неба, призывно звучал гопуз, с древних времен популярный у туркменских женщин язычковый музыкальный инструмент. В переводе с тюркского языка «гоп» – высокий, возвышенный, а «уз» – голос, что дословно означает «волшебное музыкальное звучание».

В каждой семье девочки с детства обучались игре на нём и носили его с собой как музыкальный талисман.

Чарующие гипнотические ритмы, имитирующие голосовые интонации птиц, журчание ручья, искусно исполняемые неведомым музыкантом, невольно привлекали внимание.

Вдруг мелодия оборвалась и на витиеватую тропинку, ведущую к аулу (селу), вышла стройная, белолицая, с огромными выразительными глазами и длинными черными, как смоль, косами молодая девушка.  В её руках, помимо гопуза, был кувшин с чистой водой из живительного источника, расположенного в расщелине горы. Ярко-алое платье «кетени»,  национальные ювелирные серебряные украшения, позванивающие на голове, шее, запястьях хрупких рук, дополняли её красоту и миловидность.

Внезапно, послышался быстрый неугомонный топот приближающихся коней и веселый мужской смех. На тропинку выехали три всадника – молодые джигиты, возвращавшиеся с удачной охоты. Один был особенно хорош: красочно расшитый, из дорогой ткани халат (дон), богатая шапка (тельпек), гордая осанка и уверенные жесты, – всё говорило о том, что юноша был среди них главным. Взгляд его пронзительных и страстно обжигающих карих глаз остановился на фигуре скромно стоящей перед ним девушки. Посмотрев на неё с насмешкой, парень произнес:

— Здравствуй, красавица! В такой жаркий, знойный полдень очень хочется пить, дай-ка мне, пожалуйста, воды из твоего кувшина!

Но в ответ услышал, что у девушки не оказалось с собой пиалы. Тогда, громко рассмеявшись, он с иронией посмотрел ей в глаза и сказал:

— Возьми мою золотистую пиалу и налей мне воды!

И вынув из сумки, сверкающую на солнце пиалу, протянул ей. Выпив прохладной воды, юноша самодовольно улыбнулся, низко наклонился с коня в сторону девушки и вкрадчиво прошептал:

— Спасибо, жди меня красавица! Я вскоре вернусь и возьму тебя в жены, мы сыграем пышную свадьбу. А в память обо мне храни эту золотистую пиалу!

Повернув своих коней, джигиты ускакали прочь.

В глубоком раздумье вернулась домой молодая девушка. С этого момента волнение, надежда, ожидание новой встречи и любви зажглись в её сердце. Как дорогой подарок бережно завернула она в самый красивый платок пиалу и положила её в дальний угол своего сундука.

Верным другом и отрадой, кому доверила она свои сокровенные тайны, стал любимый инструмент гопуз. Каждый день упражняясь на нём, сама не замечая того, она начала играть более искусно. Слава о ней как о прекрасной исполнительнице разошлась по всей округе. Приглашения на девичьи посиделки и праздничные мероприятия, где традиционно звучали туркменские национальные инструменты: дутар, гиджак, тюйдук, гопуз, – она стала получать даже от жителей других селений.

Многочисленные сваты от смелых и достойных женихов спешили к её порогу. Но настойчиво отказывала им красавица, все реже и реже стали приходить они к ней.

Не прислушивалась она к мудрым словам своей стареющей матери, которая просила:

— Доченька, надо жить дальше, он не придет, это лишь слова! Ведь сколько времени прошло! Порадуй меня, выйди замуж и подари мне внуков!

Незаметно шли дни, месяцы, проходили целые годы… Вот и не слышно уже слабеющего голоса её ненаглядной мамы, умерла она. Заброшена игра на гопузе, неподвижно и одиноко лежит он в сторонке. Казалось, сам его звук в напряженном ожидании застыл в воздухе. Постарела и сама когда-то первая красавица села. Время посеребрило её некогда прекрасные волосы, разбросало сеточки морщин по всему лицу, отяжелела её фигура.

«Гыз-биби», старая дева – так стали называть её односельчане. А она все ждала и ждала, несмотря ни на что, своего джигита. Вот и молодость прошла, постучались в дверь её дома одиночество и старость.

Наконец, однажды пожилая женщина услышала весёлый детский смех, который, как сильный толчок, пробудил её от долгого сна, и она оглянулась вокруг себя. Выскочила на улицу и увидела своих близких подруг-соседок, которые давно уже стали матерями. Счастливые, в окружении детей, оживленно толпившихся и игравшихся возле них, они не спеша разговаривали между собой, обсуждая обычные житейские проблемы.

А как же она? Так и осталась наедине со своей внезапно померкнувшей мечтой? С горьким плачем и разочарованием бросилась «гыз-биби» внутрь дома, дрожащими  пальцами достала из заветного места дорогую сердцу пиалу. Увидев старый, превратившийся в полинявшие лоскутки, когда-то яркий платок, разрыдалась.

А где же сама золотистая пиала, подарок джигита? С ужасом обнаружила женщина, что время не пощадило пиалу, разрушив причудливые узоры, ослепительный блеск золотистой глазури, и превратило её в неказистую бесполезную вещь.

Внезапно, как наяву, вспомнила она едкую насмешку и самодовольный смех парня, острой догадкой и невыносимой болью пронзившей её сердце!

— Так это была просто шутка, обман? — прошептали её губы. — Моя девичья наивность и доверчивость послужили причиной для такого жестокого урока в жизни?

Так пришло к ней запоздалое прозрение…

Об авторе:

 Юлия Джумаева (Туркменистан)

Искусствовед, журналист, преподаватель высшей категории Лебапской областной специальной школы искусств. Окончила Туркменский Государственный педагогический институт искусств в 1986 году (теоретико-композиторский факультет). Затем аспирантуру Туркменской национальной консерватории имени Майи Кулиевой в 2013 году по специальности «искусствоведение».

Автор книг «Жизни, посвященные искусству», «Легенды древнего Туркменистана» и др; более 100 художественно-публицистических и научных статей, очерков, рассказов, учебно-методических пособий.

Активно сотрудничает с периодическими изданиями: журналами «Дияр», «Каракум»,  «Medeniiýet»; газетами «Нейтральный Туркменистан», «Türkmen gündogary»; интернет-сайтами Turkmenportal.com, Orient.tm, Jeýhun.news,  Infoabad.com.

Является лауреатом национальных творческих литературных конкурсов: «Туркменистан – край уникальных традиций» (журнал «Дияр», 2022); «Возрождение новой эпохи могущественного государства» (газета «Нейтральный Туркменистан», 2023); «Ахалтекинские кони – наша  гордость и слава» (Министерство культуры Туркменистана, 2023) и др.

Оцените этот материал!
[Оценок: 30]