Джумаева Юлия — Соединённые гармонией звуков

Музыка, не упоминая ни о чём, может сказать всё.

(И. Эренбург)

Вспоминая свои детские годы, я мысленно погружаюсь в мечты и фантазии, незримо связанные с музыкой… Само моё появление на свет – магическое сплетение cлучая с гармонией звуков.

В роддоме одного из старейших городов Подмосковья – Звенигорода, в день моего рождения 17 сентября 1963 года громко звучало радио. Из его недр призывно и романтично неслась популярная в то врем песня «И опять во дворе» в исполнении Иосифа Кобзона. Моя мама Дина, нежно взглянув на мою красную сморщенную мордашку, ласково прижала меня к себе и, сияя лучезарной улыбкой, вдруг незаметно для себя, начала напевать мелодию этой песни.

Символично, что в день нашей выписки подруга подарила ей красивую пеструю косынку с изображенными на ней скрипичным ключом и замысловатыми музыкальными нотами. Эти приметы и определили в какой-то мере мою дальнейшую судьбу и предназначение стать музыкантом.

1969 год. Из заснеженного, сурового на зимы Подмосковья мы с мамой переехали в солнечный Туркменистан – гостеприимный край, вобравший в себя менталитет и уникальную историю туркменского народа, природу, быт, краски неба и земли, роскошные ковровые узоры, быстрый бег ахалтекинских коней и прохладное дыхание Каспийского моря. Помню изобилие восточных фруктов: сочного винограда, душистой дыни, ярко-красного арбуза. Мне, привыкшей к вкусу российских ягод – смородины, крыжовника, малины, было в диковинку ощущать их упоительную сладость.

Благодаря моему дяде, Мухамметнуру Курбанклычеву, известному в стране писателю-драматургу, автору более 25 пьес (в их числе «Зори Шатлыка», «Святая любовь», «Седые головы»), в доме которого мы остановились, я познакомилась с искусством туркменских народных музыкантов – бахши. Вечерами, когда медленно остывающая от дневного зноя земля и убаюканная прохладным ветерком дремлющая природа погружались в таинство покоя и тишины, дядя любил включать и слушать старенький радиоприёмник, откуда доносились мелодии древних дестанов [1] «Лейли и Меджнун», «Шахсенем и Гариб».

Творческая атмосфера, витавшая в доме, поддерживалась моей родной тётей – Софьей, выпускницей ГИТИСА, много лет проработавшей в сфере культуры. Её искренняя забота и внимание, дружелюбная и деликатная манера общения привлекали друзей семьи – представителей художественной интеллигенции страны. Частыми гостями были – актрисы Сона Мурадова, Лиза Караева; актёры Ата Дурдыев, Ораз Черкезов; писатель Ата Атаджанов; режиссёр Аман Кульмамедов; композитор Дангатар Овезов. В пылу их интеллектуальных споров и дискуссий, проходивших на фоне теплого домашнего застолья, порой рождались смелые замыслы, наброски новых ярких проектов.

В эти юные годы богатые семейные традиции, приобщение к миру национального и европейского искусства, позволили мне и моей двоюродной сестре Джерен (мы росли вместе) воспринять знания и любовь к музыке, поэзии, литературе.

На тот период Джерен – ей было четырнадцать, мне шесть лет – уже училась в специальной музыкальной школе города Ашхабада. В зале стояло черное пианино марки «Ростов-Дон», на котором сестра самозабвенно играла произведения Бетховена, Шопена, Халмамедова; сочиняла  собственные пьесы. Следя завороженным взглядом, как стремительно скользят её изящные пальцы по клавиатуре, вслушиваясь в неведомые созвучия, я лелеяла мечту – постичь чудесный мир музыки.

В классе прекрасного чуткого педагога Алины Аймурадовой, выпускницы Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи, в Республиканской средней специальной музыкальной школе, куда привела меня мама, я впервые прикоснулась к роялю, удивившись его многогранным утонченным нюансам – тихой нежности «pianissimo» и силе, могуществу «fortissimo».

Учение давалось мне легко, но при окончании школы встал вопрос, какой факультет избрать: исполнительский или теоретико-композиторский? Помог внутренний голос, и убедил совет дяди: «Помимо того, что ты отлично играешь и пишешь хорошие рассказы, очерки, попробуй теперь – статьи о музыке и музыкантах! У тебя есть этот дар – донести до читателя свои сокровенные мысли и размышления!»

Прислушавшись к ним, я поступила в институт искусств, а после его окончания продолжила своё совершенствование в аспирантуре Туркменской национальной консерватории по специальности «искусствоведение».

Когда мы с научным руководителем выбирали тему для моей диссертации, нам не пришлось долго думать, так как музыкальные сочинения моей сестры, завоевавшие популярность и любовь у слушателей в нашей стране и за рубежом, не были ещё научно исследованы и изучены.

Так, творчество Джерен Курбанклычевой, первой туркменской женщины-композитора, ставшей яркой, неординарной личностью в музыкальной культуре Туркменистана, явилось объектом моей диссертации.

Та высокая культура, которая отличает само мышление и музыкальные произведения Джерен, была заложена семьёй и развита блестящим педагогом, народным артистом Туркменистана, замечательным композитором Чары Нурымовым, воспитанником  Московского Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Самый дух, этические принципы и высочайшая образованность наставника стали для сестры ориентиром на долгие годы. Получив профессиональное образование в его классе по композиции (1974-1979, ТГПИИ), далее она заканчивает аспирантуру Московской государственной консерватории им.П. Чайковского (класс профессора А. Лемана), формируя и оттачивая свой индивидуальный стиль.

Постепенно, в процессе работы над моей диссертацией сложился наш своеобразный тандем: сестра – композитор, я – искусствовед, исследующий её самобытное творчество.

Казалось, сама судьба связала нас не только родственными узами, но и влечением к  музыке. Долгими вечерами, после суеты и забот рабочего дня, мы встречались в её уютной гостиной, обсуждая новинки театральных премьер и эскизы её будущих новых произведений. Одержимые любовью к искусству, мы могли часами, замирая над музыкальной партитурой, спорить и выяснять до утренней зари, какой же живописный аккорд или тональность, драматургическую концепцию следует использовать в данном сочинении…

Скромная и мягкая, приветливая от природы, Джерен становилась крайне решительной и ответственной, когда дело касалось творчества. В центре интересов композитора – симфоническая, камерно-инструментальная музыка для детей и юношества, где одной из главных областей явилась вокальная сфера. Автор более сорока песен и романсов и трёх вокальных циклов, Джерен остро чувствовала поэзию современной жизни и умела оригинально и интересно о ней написать.

Главные герои её сочинений – простые люди с глубоким духовным миром. Много людей, много раздумий и настроений. Крохотный слепок человечества. Таковы – юная влюбленная девушка в «Тебя вспоминаю», где любовь воспринимается как всплеск морской волны, океан чувств, эмоций. Молодой парень, отчаявшийся в своих исканиях, а затем, потерявший свою трогательную любовь в «Журавлях».

В числе любимых авторов Джерен – многие туркменские поэты: Оразгулы Аннаев, Нязик Аннатыева; киргизская поэтесса Тенти Адышева, таджикская – Гульрухсор Сафиева. Важный компонент её вокальной музыки – тесное соприкосновение гармонии звуков и слова. В изысканно-гибких очертаниях мелоса [2], упругих капризных ритмах сказывается тонкое лирическое дарование неоромантика. Её сочинения – для всех возрастов, всех национальностей, так как в них есть глубокое общечеловеческое интернациональное начало, которое объединяет нас всех – мучительный поиск смысла жизни, стремление творить добро.

Интересными представляются воспоминания известного туркменского поэта Хаджи Какалиева: «Работать с Джерен всегда легко и приятно. Она обладает прекрасными качествами для композитора – умением вникнуть в суть стихотворения и найти его верное музыкальное прочтение. Когда мы с ней создавали романс «Сквозь разлуку руку подаю», я детально набросал сюжет в виде театральной сценки. Джерен осторожно положила руки на рояль, и вдруг, словно рожденная из глубины её души, наяву зазвучала удивительно красивая, чистая, проникновенная и в тоже время очень простая мелодия. Она будила и звала, тревожно настораживала и заставляла восторгаться и мечтать, задуматься над смыслом собственной жизни».

Сегодня Джерен Курбанклычеву по праву можно назвать одной из центральных фигур в современной музыкальной культуре страны.

В 2020-е годы  она – заслуженный деятель искусств и член Союза композиторов Туркменистана, доцент кафедры композиции и оркестровки Туркменской национальной консерватории им. Майи Кулиевой, удостоенная многих государственных наград – предстаёт перед нами совершенно сложившимся, цельным и зрелым мастером.

Её жизненному и творческому пути посвящены научные и художественно-публицистические статьи известных музыковедов; моя книга, изданная по рекомендации Академии наук Туркменистана (2011).

Судьба счастливо распорядилась, осуществив заветные мечты и соединив нас, совершенно разных по характеру людей, общей чертой – живым трепетным отношением к искусству как к высочайшей миссии человека на земле. Восхитительная музыка, неугасимый светоч и источник вдохновения, стала нашим призванием и смыслом жизни.

 

[1] Дестан – известный с XVIII века эпический жанр туркменской литературы, представляющий собой обработку различных сказочных сюжетов, народных легенд и преданий.
[2] Мелос – в музыке: напев, мелодия.

Об авторе:

 Юлия Джумаева (Туркменистан)

Искусствовед, журналист, преподаватель высшей категории Лебапской областной специальной школы искусств. Окончила Туркменский Государственный педагогический институт искусств в 1986 году (теоретико-композиторский факультет). Затем аспирантуру Туркменской национальной консерватории имени Майи Кулиевой в 2013 году по специальности «искусствоведение».

Автор книг «Жизни, посвященные искусству», «Легенды древнего Туркменистана» и др; более 100 художественно-публицистических и научных статей, очерков, рассказов, учебно-методических пособий.

Активно сотрудничает с периодическими изданиями: журналами «Дияр», «Каракум»,  «Medeniiýet»; газетами «Нейтральный Туркменистан», «Türkmen gündogary»; интернет-сайтами Turkmenportal.com, Orient.tm, Jeýhun.news,  Infoabad.com.

Является лауреатом национальных творческих литературных конкурсов: «Туркменистан – край уникальных традиций» (журнал «Дияр», 2022); «Возрождение новой эпохи могущественного государства» (газета «Нейтральный Туркменистан», 2023); «Ахалтекинские кони – наша  гордость и слава» (Министерство культуры Туркменистана, 2023) и др.

Оцените этот материал!
[Оценок: 25]