В память о поэте Алексее Ачаире

16 декабря – день памяти сибирского поэта Алексея Ачаира (Грызова). В этот день, в 1960 году, он ушёл из жизни.

А родился поэт и музыкант 23 августа (5 сентября по новому стилю) 1896 года  в семье полковника Сибирского казачьего войска Алексея Георгиевича Грызова. Окончил Воинский пансион Сибирского казачьего войска, в 1914 году – 1-й Сибирский императора Александра I кадетский корпус в Омске. В своих стихах Алексей Грызов так говорил о кадетском корпусе:

… И много из корпуса вышло людей,
И жизни они не щадили своей, 
И свято, и верно за Родину-мать 
Стояли, стоят и ввек будут стоять…

Окончил корпус с золотой медалью и в будущем показал себя храбрым воином. В 1914—1917 гг. учился на инженерном отделении Петровско-Разумовской земледельческой академии.

Свой литературный псевдоним поэт взял во время Гражданской войны по месту рождения – казачьей станицы Ачаир под Омском. Стихи и его публицистические статьи уже печатались в сибирских газетах «Наша заря», «Русский голос», «Вечер», «Копейка» и других.

До 1922 года служил в белых войсках Восточного фронта, а в октябре 1922 года, после занятия Владивостока красными, он пешком ушёл через границу в Корею, а оттуда в Харбин в Маньчжурии (Китай). В 1924 году Ачаир в стихотворении «В странах рассеянья» писал:

…Не сломила судьба нас, не выгнула, хоть пригнула до самой земли…
А за то, что нас Родина выгнала, мы по свету ее разнесли…

Это его стихотворение для нескольких поколений русских эмигрантов, разбросанных по миру, стало своеобразным эпиграфом к их судьбам.

Ачаир в молодые годы

С 1923 года Ачаир был секретарём-заведующим отдела образования Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) в Харбине — миссионерской организации, которая вела большую культурно-воспитательную работу среди русской эмигрантской молодежи Харбина, а также преподавал в гимназии и колледже при ней. Перу Ачаира принадлежит гимн ХСМЛ:

Смыкайтесь в круг. Плечо к плечу. 
Кто юн, кто стар годами. 
Кто из дворцов, кто из лачуг – 
Все равны перед нами. 
Христос наш вождь, Его следы –
Наш путь, ведущий к Богу. 
К заре, к заре; из темноты – 
Мы вышли в путь-дорогу. 
Над нами крест, и крест в груди,
И наша грудь из стали. 
И близко счастье впереди, 
Что долго так искали… 
Из разных мест Страны Родной 
Сошлись мы на чужбине… 
Но той же русской глубиной 
Сияет купол синий… 

Ачаир постоянно писал стихи и издавал их, в частности, в журналах «Рубеж» и «Луч Азии», от случая к случаю также в парижской и пражской периодике. Организовал Харбинский Союз русской культуры «Молодая Чураевка», который возглавлял до 1932 года, способствуя его разностороннему развитию. С 1926 года являлся главным редактором харбинской литературной газеты «Чураевка». Алексей Ачаир сформулировал жизненное кредо последователей «Молодой Чураевки»: «Это путь к красоте, простоте и бесстрашию, это возжигание факела духа во мгле повседневных забот…»

К 1940 году он становится председателем Общества сибирских казаков, членом Общества взаимопомощи бывших кадет 1-го Сибирского кадетского корпуса в Харбине, председателем издательской комиссии общества кадетов. В августе 1945 году, после занятия Харбина советскими войсками, он оказался среди 15 тысяч русских харбинцев, депортированных в СССР. Как бывшего белогвардейца органы НКВД его арестовали и осудили на 10 лет лагерей.

В 1945–1956 годах Аачир находился в исправительно-трудовом лагере в Воркуте, а затем до 1959 года — в ссылке в поселке Байкит Красноярского края, где работал учителем пения и английского языка в местной школе. После освобождения работал учителем пения в школе №29 в Новосибирске, где создал детский хор, быстро получивший широкую известность не только в Новосибирске, но и за его пределами, и клуб эстетического воспитания. Ученики Ачаира вспоминают о нём с большой любовью и уважением.

Ачаир с участниками хора школы №29

Однако подорванное на войне и в лагерях здоровье Алексея Алексеевича всё чаще давало знать о себе, и однажды, уже тяжело больной он кое-как добрался до школы и упал замертво от сердечного приступа прямо на пороге.

Похоронен поэт в Новосибирске на Заельцовском кладбище, а эпитафией ему стали его собственные строки:

…На этом косогоре 
Оставлен друг, чтоб вечно не забыть…

Более 50 лет за могилой Ачаира ухаживала ученица его второй жены, В. Белоусовой — Нина Мстиславовна Стогова. С весны 2011 года над захоронением взяли шефство кадеты Сибирского (Омского) кадетского корпуса.

14 сентября 2012 года на здании школы №29  по адресу ул. Октябрьская, 89А, была установлена мемориальная доска поэту, созданная на средства сибирских казаков, бывших харбинцев и почитателей его таланта.

За помощь в подготовке материала благодарим Марину Иванову

Оцените этот материал!
[Оценок: 1]