Фонд «Сибирский писатель» радует материалами, посвящёнными истории сибирской литературы. Делимся с вами статьёй о знаменитом литературном объединении Ильи Фонякова, в котором начали свой путь многие талантливые авторы нашего города. Статью подготовил молодой поэт и журналист Аркадий Забелин.
Илья Олегович Фоняков – сибирский писатель, один из основателей моды на литературные объединения. Именно под началом Фонякова появилось ЛИТО через которое прошло множество писателей, ставших знаковыми для сибирской литературы.
Приехав из Ленинграда в Новосибирск, Фоняков стал своеобразным источником питерской культуры. Оказался в нашем городе писатель по распределению Ленинградского государственного университета. С 1957 года Фоняков был литературным сотрудником Газеты «Советская Сибирь», а также долгое время был собственным корреспондентом «Литературной газеты». Примерно в это же время по инициативе писателя было создано литературное объединение при газете «Молодость Сибири». Нина Грехова, Жанна Зырянова, Генадий Карпунин, Александр Плитченко – лишь небольшой список «фоняковцев».
Литературное объединение Фонякова не было первым в Сибири, но за небольшой промежуток оно стало самым известными.
«Центральным, главным, самым творческим ЛИТО было фоняковское, остальные были шелупонь, кодляк для безграмотных, узколобых и недоразвитых. Так же считали все другие ЛИТО и, говорят, считали справедливо», — позже в своём антиэссе напишет Пётр Степанов, современник Ильи Олеговича и один из первых участников его литературного объединения.
Ограничений по теме в объединении не было, писать можно было на любую тему, сдерживать могла лишь цензура, существовавшая в то время.
В самом объединении всегда царила дружественная атмосфера. К примеру, Илью Фоняклва члены ЛИТО любя называли «Фоняк». А вообще участниками было придумано много внутренних традиций. Одной из них было написание писем. Дело в том, что многие члены литературного объединения любили путешествовать, а потому бывали времена, когда они редко контактировали. Но друзья нашли решение как поддерживать связь. Они отправляли друг другу письма, но адресом получателя указывали главпочтамт «до востребования».
Однако, даже будучи создателем такого объединения, Фоняков не считал себя важной персоной. Однажды на фестивале русского верлибра, в музее Анны Ахматовой на Литейном, было установлено два микрофона: Один – для «больших», другой – для «маленьких» поэтов. Но первый микрофон работал со сбоями, потому большинство авторов выходили к микрофону для «маленьких». Кем-то из поэтов тогда было сказано: «Мы знаем своё место, дорогая Анна Ахматова». На эти слова Илья Олегович лишь поощрительно хмыкнул со словами «Жизненно».
Покинет Новосибирск Илья Олегович без сожалений. Он ещё много раз приедет в этот город, чтобы почитать свои стихи на литературных вечерах, или же просто повидаться со старыми друзьями. С этим городом его очень много связывает, а потому, уезжая, писатель скажет о своей жизни в Сибири так: «При всех сложностях оттепельного времени, перемежаемого периодически большими или маленькими заморозками, — это было прекрасное время».
Источник: группа фонда «Сибирский писатель»