«Самое главное – быть в своем творчестве искренней и правдивой, тогда тебе поверят и будут читать твою книгу».
Лидия Сейфуллина
3 апреля (по старому стилю — 22 марта) 1889 года родилась новосибирская писательница Лидия Сейфуллина. Сегодня отмечается 130-летие со дня её рождения.
Сейфуллина была самой издаваемой писательницей 20-х годов XX века. «Трудно представить себе сейчас, как она была знаменита! Какие вызывала ожесточенные споры… Но все сходились на одном – талант!» – вспоминал писатель и телеведущий Ираклий Андроников. Писатель Владимир Зазубрин, в свою очередь, в статье «Литературная пушнина» отмечал: «Всеволод Иванов и Лидия Сейфуллина занимают сейчас в русской литературе одно из первых мест».
Что такое 20-е годы прошлого века в России? Это переломный период истории, когда одна эпоха сменяла другую. Как менялись люди и страна? Исторические факты мы всегда найдем в учебниках истории, а историю людей, живших в это сложное время, мы можем найти в книгах, в том числе и в книгах Лидии Сейфуллиной.
Ей было 28 лет, когда произошла революция. К этому возрасту она уже поработала драматической актрисой, библиотекарем, учителем, занималась просветительской работой на селе и даже успела вступить в партию эсеров (но вскоре вышла из неё и больше никогда не вступала ни в какую партию). И после революции она продолжила заниматься культурой и просвещением. В этом ей помогал муж – литературный критик Валериан Правдухин, с которым они поженились в 1918 году. Вместе они работали в Челябинском губнаробразе (губернский отдел народного образования), много занимались культурно-просветительской деятельностью, ликвидацией детской беспризорности, а также журналистикой.
В 1921 году происходит одно из ключевых событий: Сейфуллина переезжает в Новониколаевск и здесь она становится одной из основательниц литературного журнала «Сибирские огни». В первом номере журнала появилась её повесть «Четыре главы». Имея за плечами богатый и разнообразный жизненный опыт, Лидия Сейфуллина становится профессиональным литератором. Вслед за первой повестью она пишет в очередной номер «Сибирских огней» повесть «Правонарушители», в центре которой беспризорные дети. Это первая книга о советских беспризорниках, позже к этой теме стали обращаться многие писатели. В 1922 году Сейфуллина написала повесть «Перегной» о том, как деревенские жители встретили революцию и гражданскую войну. По воспоминаниям современников тех лет, в библиотеках на её книги устанавливалась очередь.
Вскоре писательница с мужем переехала в Москву. Уже здесь она напишет свою повесть «Виринея». «Виринея» — одно из самых сильных произведений в творчестве автора и написано оно изумительным языком. Это история простой русской женщины, которая в числе первых начинает обустраивать новую жизнь. Кто-то написал, что Виринея – это деревенская Кармен с бунтарской душой. Дмитрий Быков пишет: «Сейфуллина первой написала повесть об этом женском типе, олицетворяющем Россию: староверка, носительница настоящей, древней крови и древней веры, сильная, вздорная (а иначе с этими людьми не выживешь), свободная, иногда готовая и навредить себе ради этой самостоятельности, жаждущая любви, но не позволяющая себя любить». Повесть заканчивается трагически: главная героиня гибнет. Сейфуллина написала пьесу по мотивам «Виринеи», которая шла во МХАТе, театре Вахтангова и других театрах страны. В 1937 по повести «Виринея» композитор С. Слонимский написал оперу, а 1968 году вышел фильм с одноимённым названием.
В 1925 году выходит первое трёхтомное собрание сочинений Сейфуллиной. Она пишет повести, которые успешно издаются. Ведёт активную литературную деятельность. Лидия Сейфуллина притягивала к себе многих представителей творческой интеллигенции. На ее квартире Михаил Шолохов читал главы «Поднятой целины». Здесь бывали Михаил Светлов, Исаак Бабель, Борис Пастернак, Анна Ахматова и многие другие известные писатели.
В 30-е годы она писала мало. В 1938 году муж Лидии Сейфулиной был арестован и обвинён в участии в контрреволюционной террористической организации. После расстрела мужа она замкнулась.
В годы войны работала военным корреспондентом. Умерла она в 1954 году.
Многие кто знал её, говорили «Сейфуллина никогда и никого не боялась. Правду-матку резала в глаза, не взирая на личности». В 1932 году перед первым съездом писателей известных авторов собрали на квартире у Горького. Приехал Иосиф Сталин. Только что закрыли РАПП (ассоциацию пролетарских писателей), но навязывали писателям тех же руководителей. Сейфуллина сидела напротив Сталина, и вдруг громко и чётко ему сказала: «Что же, Иосиф Виссарионович, получается? Только что Вы нас освободили от рапповской опеки и теперь хотите опять на писателей хомут надеть?!». Все замерли. В звенящей тишине было слышно, как скрипнул зубами вождь. Но он сдержал себя, внимательно взглянул на небольшого росточка Сейфуллину и произнес: «Надо бы еще подумать над кандидатурами, а то у Вас такой вид, будто вы хотите выцарапать мне глаза…».
Маяковский называл ее Сейфуллинкой. Когда они вместе выступали и он представлял её, из зала раздавалось: «А где она? Её не видно. Пусть встанет повыше!» На что поэт отвечал: «Сейфуллина достаточно высоко стоит на собрании своих сочинений».
А вот как писал обращался к ней Горький: «Многоуважаемая татарка Лидия Сейфуллина, чёртова кукла с глазами, как шарикоподшипники! Мною, старым воробьём от литературы и генералом от старости… давно уже было замечено, что Вы не только весьма даровитый литератор, но человечица, влюблённая в литературу и, главное, смело честная, искренняя, – качества, коими литературная «среда» не изобилует».
Очень жаль, что сегодня Лидия Сейфуллина мало знакома современному читателю, да уже и в конце тридцатых была вытеснена из литературы, как большинство талантливых авторов предыдущего десятилетия. Но живы её произведения, к которым мы всегда можем обратиться, почитать и понять, как менялась Россия (а главное — человек) в начале двадцатого века.