26 ноября в Новосибирской областной юношеской библиотеке в рамках всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» состоялась творческая встреча с писателем, поэтом, переводчиком Геннадием Прашкевичем. Геннадий Мартович – автор множества фантастических повестей, нескольких исторических романов, сборников стихов, книг из серии «Жизнь замечательных людей», имеет множество публикаций в журналах и газетах. Мероприятие назвали «Счастливый случай Геннадия Прашкевича», и вот почему: изучая творческий путь писателя, удивляешься, насколько его жизнь была наполнена удивительными поворотами и неожиданными уникальными встречами, которые сыграли большую роль в становлении его мировоззрения, а также оказали влияние на его творчество. Именно об этом мы решили поговорить с писателем.
Первым таким случаем в жизни Геннадия Мартовича стало то, что в детстве наш герой написал письма известным советским учёным И.А. Ефремову, Н.Н. Плавильщикову, Д.И. Щербакову, где он рассказал о себе и о своём желании стать учёным. И они все ответили мальчику из провинции! Переписываясь с этими учёными, Геннадий Прашкевич получал от них не только письма, но и списки книг, рекомендованные для прочтения. Они повлияли на развитие и образование юного школьника.
В ходе переписки произошёл следующий счастливый случай: палеонтолог и писатель Иван Антонович Ефремов пригласил юного школьника в настоящую палеонтологическую экспедицию в западное Зауралье, где они подружились.
Разговоры с писателем и учёным Ефремовым помогли Прашкевичу по-новому посмотреть на литературу и увидеть в прочитанных классических произведениях более глубокие смыслы.
После окончания университета происходит очередной счастливый случай: студент Прашкевич устраивается на работу в Академгородок, куда в то время было очень сложно попасть – нужна была прописка. И здесь помогает рекомендательное письмо академика Щербакова, благодаря которому Геннадия Мартовича взяли на работу в лабораторию палеонтологии палеозоя Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР. Академгородок тех лет был уникальным местом, где проживало много учёных из Москвы и Санкт-Петербурга. Многие из них увлекались поэзией, писали песни, сочиняли рассказы. В домах не закрывались двери, все ходили друг к другу в гости, говорили о прочитанных книгах, дискутировали о театре, проводили поэтические вечера, обсуждали последние публикации в литературных журналах. Вся эта атмосфера повлияла на будущего писателя.
Познакомившись со многими учеными (Соболевым, Ершовым и др.), Геннадий Мартович узнал, что они пишут стихи. И тогда сам перестал стесняться своего поэтического творчества, казавшемуся ему тогда вещью глупой и недостойной учёного ума. Как сказал на встрече Геннадий Мартович, именно тогда он понял, что искусство и наука – это одно и то же, потому что и то и другое формирует культуру человека.
Были, конечно, в жизни Геннадия Мартовича и трудные моменты, отчасти даже трагические. В 1968 году должна была выйти книга стихов «Звездопад». Но книга не увидела свет из-за советской цензуры. В одном из стихотворений был описан факт войны с Болгарией в 968 году, а в 1968 году страны Советский союз и Болгария дружили, Болгарию даже называли 16-й республикой СССР. Поэтому цензор посчитал нужным изъять весь тираж уже напечатанной книги. После этого Геннадий Мартович попал в чёрный список и десять лет не мог печататься. Но всё равно не зарыл свой литературный талант, а стал его развивать: переводил с разных языков, много писал. И только в 1977 году в Магадане вышла его книга «Люди Огненного кольца».
В скором времени в Новосибирске происходит очередной счастливый случай. Геннадий Мартович получает письмо. На конверте всего три слова: Новосибирск, Геннадию Прашкевичу. Это оказалось письмо от Юлиана Семёнова, известного в то время автора детективов, сценариста телефильма «17 мгновений весны». Он где-то в киоске купил книгу Прашкевича и она ему очень понравилась. Именно Юлиан Семёнов и дал рекомендацию Геннадию Мартовичу в Союз писателей.
Геннадий Мартович рассказал о других встречах с замечательными людьми – учёными, писателями, поэтами. В 1963 году, когда он ездил в Ленинград, ему посчастливилось познакомиться с Анной Андреевной Ахматовой. В 1976 году произошла встреча с братьями Стругацкими, известными писателями-фантастами. Позже Геннадий Мартович напишет книгу из серии «Жизнь замечательных людей», посвященную им. Со Стругацкими Прашкевич дружил впоследствии всю жизнь. Именно Аркадий Натанович Стругацкий дал хороший совет, когда запретили очередную книгу: «Не борись, лучше пиши новую. Пока напишешь, многое может измениться». Так и получилось. С 1987 года Геннадий Мартович начинает регулярно печататься, получает множество премий, его книги переводятся на многие языки мира.
В заключение своего выступления Геннадий Мартович отметил, что все мечты, которые были в детстве: посмотреть мир, заняться наукой, написать книгу, – все осуществились. И это уже не счастливый случай, а результат упорного достижения своих целей. А все препятствия на его пути только укрепляли желание продолжать писать и работать. По словам Геннадия Мартовича, «человек, когда чего-то очень хочет, он всегда найдёт возможность совершенствоваться, найдёт человека, который ему поможет добиться поставленных целей!».
После увлекательной беседы Геннадий Мартович ответил на вопросы читателей. На вопрос, с какой книги вы посоветуете познакомиться с вашим творчеством. Прашкевич рекомендовал книги «Уроки географии», «Царь-ужас». Также читатели спросили о его деятельности, касающейся переводов, а на вопрос, сколько языков он знает, Геннадий Мартович ответил, что его всегда смешит этот вопрос, потому, что для него главное это не количество языков, а качество, ведь они нужны ему для работы. И если понадобится завтра узнать исландский язык, то он выучит и исландский.
В конце встречи Геннадий Мартович провёл автограф-сессию и сфотографировался с участниками встречи.
Мы благодарим Геннадия Мартовича за интересную встречу и желаем ему дальнейших творческих успехов!
Маргарита Модина
Фото Ольги Рахваловой
«С кем сравнить Геннадия Прашкевича? Не с кем. Я бы рискнул добавить: со времён Ивана Антоновича Ефремова – не с кем. Иногда кажется, что он знает всё, – и может тоже всё. Исторический роман в лучших традициях Тынянова или Чапыгина? Может. Доказано. Антиутопию самого современного колёра и стиля? Пожалуйста. Вполне этнографический этюд о странном житье-бытье северных людей – легко, на одном дыхании и хоть сейчас для Параджанова. Палеонтологические какие-нибудь очерки? Без проблем! Фантастический детектив? Ради бога! Многообразен, многознающ, многоталантлив, многоопытен – с кем можно сравнить его сегодня? Не с кем! И не надо сравнивать, пустое это занятие, – надо просто читать его и перечитывать».
Б.Н. Стругацкий