Писатель-прозаик, член Союза российских писателей, лауреат премии имени В. Пикуля, член Международной ассоциации писателей-баталистов.
Сергей Павлович Мосияш родился 14 ноября 1927 года на станции Чистоозёрная Новосибирской области. Здесь прошло его детство и школьные годы. В 1944 году, окончив неполную среднюю школу, добровольно ушел в армию, служил в авиации. После окончания войны отдал срочной службе более восьми лет. После демобилизации в 1952 году работал на заводе ст. Пашино Новосибирской области испытателем и одновременно заканчивал десятый класс в вечерней школе. Затем поступил в педагогический институт на заочное отделение. В течение жизни трудился на шахте, учителем в школе, редактором в издательстве, в газете, на телевидении, преподавал в пединституте.
По словам писателя, он начал сочинять, как только научился писать. Первые свои опусы посвящал школьным друзьям. Желание издаваться пришло немного позднее в 1956 году, когда вышла первая книга стихов для детей «Эх, возьми меня, пилот». С тех пор свет увидели 35 книг автора общим тиражом более 3 миллионов экземпляров.
Выйдя на пенсию, стал работать над серией исторических романов, ориентируя их на читателей-школьников. Поэтому его книги, прежде всего, отвечают воспитательным и познавательным целям. В своих произведениях, несущих воинскую, боевую направленность, автор воспевает не насилие, а борьбу добра со злом, правды с коварством.
Писатель, не будучи свидетелем захватывающих исторических событий, повествует о них легко и убедительно, поэтому его романы пользуются популярностью и выдержали множество переизданий.
Последние годы своей жизни жил в Белоруссии в городе Гомеле, где работал над неоконченными романами. 19 октября 2007 года на 80-м году Сергей Павлович Мосияш ушел из жизни.
В родном посёлке Мосияша Чистоозёрное именем писателя названа библиотека.
(фрагмент из романа «Святополк окаянный»)
Над Киевом занимался новый ясный день. Солнце, поднимавшееся из-за Днепра, ласкало теплыми лучами сосновые бревна крепостных стен, выжимая из них янтарные капли пахучей смолы.
Спозаранку, едва откричали третьи петухи, уж помчались по улицам бирючи и княжьи отроки — выгонять народ на реку креститься в новую веру.
Киевляне, потрясенные вчерашним свержением их кумиров Перуна и Волоса, не очень-то рвались принимать нового Бога, которого, сказывают, и увидеть-то невозможно.
Какой же это Бог, ежели невидим? — рассуждали горожане. То ли дело Перун-батюшка. Стоял посреди города, всем видимый, сущий. Можно было подойти, и руками потрогать, и попросить о чем-то: чтоб в пути поберег от разбойников, чтоб доброе жито уродилось, чтоб женка парня родила, а то повадилась девок да девок. Перун даром что молчит — слушает. И ведь исполняет желания, ежели хорошо попросишь да на жертву не поскупишься. Особливо Перуну нравится, ежели ему барана или петуха заколоть да кровью губы помазать. Тут он все исполнит. Эвон Людота Коваль все сделал так и попросил, чтоб кобыла его жеребенка принесла. Все как есть исполнил Перун. Теперь у Людоты и кобыла и жеребчик — в лета уж входит, скоро объезжать будет. Взять того же Братилу. Что ни лето — его огород либо скот потопчет, либо бродни повыдергают. А попросил Перуна, и все как рукой сняло. Теперь Братила и с овощем и с зерном.
И вот те на. Великий князь Владимир Святославич воротился из Херсонеса и привез себе другую, никак уже шестую, жену — царевну византийскую и сам в ее веру перешел. Ну сделал он это сам, куда там, всему народу велит переходить в греческую веру, а кто откажется, на того обещает обрушить свой гнев. Эвон бабка его, княгиня Ольга, приняла греческую веру и никого за собой не тянула. Даже сына Святослава не смогла уговорить. А этот? Ох, неладно делает, кабы беды какой не случилось. Ведь он руку на самого Перуна поднял. И как не боится?
Вчерась велел свалить бога золотоусого в реку. Почитай весь Киев сбежался, бабы в рев: «Перунушка, милай, прости — не уберегли-и!» А дружинники княжьи окопали Перуна, веревками обвязали, свалили и, привязав к хвосту конскому, поволокли к Днепру. Что было-то? Крик, рев, одна старуха упала да руками-те за Перуна имается: «Не отда-ам!» — голосит. Да куда ей, дружинник едва руки не отсек сердешной.
Другая баба кричит: «Перунушка-батюшка, порази ты их, окаянных, ударь их молоньей своей!» Ну и выпросила, один дружинник плеткой-то и ударил ее через лоб: «Не торочь, что не скисло, дура!»
Сбросили Перуна в воду, а он-то все к берегу, к берегу норовит приткнуться. Народ готов ему помочь выбраться, так эти злыдни мордастые к берегу никого не подпускают. А его, сердешного, все баграми, баграми отталкивают. Так и пошли за им, он плывет, а они по бережку — баграми, баграми его. А народу подходить не дают, плетками охаживают. Люди плачут, а им хоть бы что…
Еще по Перуну вой не успел стихнуть, слезы утереть не управились, а уж спозаранку гонят на Днепр всех киевлян. Велено всем-всем быть на крещении, старым и малым, здоровым и больным, ходячим и лежачим. А кто идти не сможет, того велено на закукорках тащить родственникам.
Дружинники княжьи, которые вместе с князем еще в Корсуне окрестились, носятся по улицам вершнем, лазят по дворам, во все клети заглядывают, чтобы кто не утаился от крещения.
Из одной истопки выволокли старика столетнего с белой как снег бородой до пояса, сам идти не может, да и говорить-то уж разучился. Все равно тянут на реку:
— Идем, дед, окрестишься, в царствие небесное попадешь.
Дед иссох, на лист пергаментный походит, легок как пух. На такого-то и одного дружинника довольно. Закинул деда на плечо как мешок и поволок к Днепру.
А у реки по берегу — народа тьма-тьмущая, больше чем на торжище в праздничные дни. Далеко слышен говор толпы над рекой. А по берегу мостки понастроены, в полусотне шагов один от другого, и на каждом мостке священник в ризе позолоченной стоит с крестом и хоругвью, на которой греческий Бог намалеван.
Сам великий князь Владимир Святославич там же, стоит только выше, на крутояре, почти под стенами крепостными. Одет в новый кафтан рытого бархата, изузоренный по оплечью и бортам золотым шитьем. Простоволос, без шапки. Сказывают, что перед греческим Богом мужам в шапках быть не позволено. Это тебе не Перун, пред которым можно было и в шлеме и в бармицах являться, и даже с мечом.
Семейство великого князя, накануне окрещенное в храме, почти все явилось на крепостную стену, идущую вдоль Днепра. Собрались на забороле смотреть на предстоящее великое событие для Киева и всей Русской земли.
Произведения:
- «Эх, возьми меня, пилот». Стихи (Новосибирск, 1956)
- «Кляксы у плаксы». Стихи (Новосибирск , 1958)
- «Рукавичка». Стихи (Кемерово, 1958)
- «Что у кого в руках?» Стихи (Новосибирск, 1960)
- «Сережкины мечты». Стихи (Новосибирск, 1961)
- «Спор». Стихи (Новосибирск, 1961)
- «Зарницы» ( Новосибирск, 1961)
- «Леня». Поэма (Новосибирск, 1962)
- «Мальчик с пальчик».Сказки (Алма-Ата, 1963)
- «Друзья из Синеозерки». Повесть (Новосибирск, 1964)
- «Подружиться надо нам». Стихи (Алма-Ата, 1964)
- «Женька Квочкин встает на ноги». Повести (Алма-Ата, 1967)
- «Азбука от арбуза до яблока» (Алма-Ата, 1971)
- «Уральский орленок» (Алма-Ата, 1970)
- «Крылья «Икара» (Минск , 1976)
- «Ваня Крылов» (Ленинград, 1977)
- «Румяною зарею» (Минск, 1978)
- «Александр Невский». Роман ( Ленинград, 1982; Кишинев, 1988; Москва, 1994, 1997,1994, 2001, 2009)
- «С мандатом губкома» (Кишинев, 1984)
- «Непотопляемый». Сатирические стихи (Кишинев, 1987)
- «Без меня баталии не давать…» (Ленинград, 1990; Москва, 1997)
- «Святополк Окаянный» (Москва, 1996)
- «Борис Шереметев» (Москва, 1998; Москва, 2002)
- «Ханский ярлык» (Москва, 1998)
- «Семи царей слуга» ( Москва, 2000)
- «Великий государь Федор Алексеевич» (Москва, 2001)
- «Похищение престола» (Москва, 2001)
- «Одиссея батьки Махно» (Москва, 2002)
- «Птенцы Петра Машерова» (Москва, 2003)
- «Потешки». Стихи (Москва, 2006)
Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной юношеской библиотеки:
Произведения автора:
- «Александр Невский»: исторический роман / С. П. Мосияш. — Москва: АСТ: Астрель, 2001.
- «Александр Невский»: исторический роман / С. П. Мосияш. — Ленинград: Детская литература, 1982.
- «Великий государь Федор Алексеевич»: роман / С. П. Мосияш. — Москва: АСТ: Изд-во Астрель, 2001.
- «Забвению неподвластно». С.П. Мосияш // «Воспоминания о Елизавете Стюарт» : сборник статей / сост. А. Е. Меликова. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.
Источники: