Вышел второй номер Новосибирского литературно-художественного краеведческого альманаха «Сибирский Парнас» за 2018 год (и 7-ой по счёту с 2016 года).
На обложках альманаха и во вставках воспроизведены репродукции картин новосибирского художника Владимира Березина. Он не имеет свою в городе мастерскую, не обивает пороги у высоких чинов, а настойчиво и упорно рисует дома повседневные картины нашей жизни. Родился в знаковом по значению городке в Павлодарской области – это Ермак (сегодня Аксу). В семье нашёл он себе моральную поддержку, уверенность в том, что будущее зависит от его самого. И так уже многие годы не расстаётся художник с кистью. Пронизывая бездонной голубизной своих глаз (они и вправду такие!), он говорит о себе, об искусстве.
Куда бы судьба не забрасывала , он полностью отдавался любимому делу: рисовал родную природу, жизнь сельских мирян, восстанавливал храмы в Славгороде, Карасуке, мечтал в красках увидеть и запечатлеть родство душ. Художник уделяет много внимания в живописи детали, как элементу художественного воспроизведения, старательно подчёркивая значимость, символичность. Картины Березина наполнены конкретными деталями быта своего времени (например, картина «Мазанка»). Критерии – правда, честность, простота. Нет в них абстракций, сюрреалистических вывихов, тумана модернизма. Есть искренность чувств, мягкие нити человеческих взаимоотношений, любовь и здоровье. Характерна его картина «Матерщинник и чёрная кошка».
Роднее, ближе и любимее ему темы детства, первых чувств, радости бытия («Любовь лесная», «Прикосновение», «Два зонтика», «Бегущая от дождя», «Мальчик с оранжевым сердцем», этюд «Собачники», «Полдень»). Заставляют задуматься о своём призвании на земле, о смене поколений, упущенных возможностях людских отношений картины «Чаша», «Купол», «Потерянные», «Заказное письмо». Многие полотна пронизаны светом нашей старины, задором и юмором («Гадания на Рождество», «Городские приехали», «Мартовские коты», «Прилипало»). Смотришь его картины и чувствуешь теплоту совестливого сердца художника. Читаешь его песни, стихи – и радуешься встрече с ним.
В рубрике «Портреты» Владимир Карасёв написал замечательные воспоминания о ветеране войны П.И. Вдовине. Это достойная лепта в память о наших героях-фронтовиках.
Навечно с нами земляки, поэты Сибири: Е. Березницкий, Б. Богатков, И. Ливертовский, стихи которых опубликованы в этом номере.
125-летию Новосибирска посвящены стихи и проза М. Новикова, А. Кайкова, Т. Петуховой, И. Зайцева.
Раздел «Беседы сибирского Сократа» – это размышления о современности нашего выдающего поэта-сибиряка Ю.М. Ключникова, переводчика, публициста и путешественника.
Альманах постоянно даёт возможность открыть себя в слове детям в разделе «Тропинка на Парнас». Сегодня здесь – творчество учащихся из школы № 199, лицея № 176, гимназии №1, школы № 160.
«Шаги к вершине» сделали прозаики Валентина Горак, Татьяна Цыбульская, Евгений Косенков, Валентина Шмакова, Алексей Макаров, Игорь Кожухов, Лариса Ширкова, Антонина Головина, Константин Голодяев (в номере опубликован его рассказ о первостроителях моста и Новосибирска), Василий Гусев (из Красноярского края), Юрий Мочалов, Борис Поздняков, Анатолий Андреев.
Стихотворцы в номере: Анатолий Чернышев, Татьяна Баженова, Евгений Косенков, Олег Шабинский, Валерий Верченко, Лада Пузыревская, Елена Полонская, Сергей Носов (из Санкт-Петербурга).
Надеемся, что читатель с интересом побывает вместе с рубрикой «Пилигрим» на фестивале бардов им В. Грушина, на Востоке страны.
Свои мнения высказывают о творчестве Т. Трофимовой-Воронцовой (Л. Тоньшева), Иван Малетин написал об альманахе, а также Васиринкой Никой альманаху посвящен акростих.
В «Мастерской» начались публикации лекций в Литературном институте известного русского поэта Ю. П. Кузнецова.
А открывается номер выступлением писателя Василия Дворцова на ХV съезде писателей России. Василий Дворцов — член правления СП России, куратор Союза молодых литераторов.
«У нас, писателей, нет политических противников, у нас есть противники нравственные» – такова главная мысль писателя, который родом из Сибири.
Из выступления на XV съезде Союза писателей России:
«Творчество каждого писателя сугубо индивидуально, но состояться, стать мастером писатель может только в литературной среде. На сегодня вершина организованности литературной среды – Союз писателей России. Некогда созданный волей государства, за уже 30 лет «отделения литературы» от оного Союз писателей доказал свою самостоятельную жизнеспособность, обеспечивая полноту творчества и высоту профессиональности русского литературного процесса.
Прежде всего нужно помянуть крупнейшие проекты Союза писателей России последнего времени – постоянные семинары, конкурсы и фестивали, всероссийские и межрегиональные, где в прямую сотрудничают именитые мастера и начинающие писатели. Это всероссийский литературный конкурс-фестиваль «Хрустальный родник», запущенный в Орле Геннадием Поповым в 2011 году, и успешно продолжаемый сегодня Андреем Фроловым, через который прошло уже свыше 700 участников, и десятки лауреатов из самых разных регионов стали членами СПР. Это и утвердившийся за прошедшие четыре года в нашем литературном процессе всероссийский литературный конкурс-фестиваль «Поэзия русского слова» в Анапе. Так же сотни участников собирает и детище Леонида Севера, стремительно набирающий значимость международный фестиваль-конкурс поэзии и поэтических переводов «Берега дружбы». Такие масштабные, как и меньшие региональные, конкурсы-фестивали каждый год открывают читающей России новые имена поэтов и прозаиков, судьбы которых далее непредставимы вне нашего Союза писателей. И мы все понимаем: престиж конкурса – в его жюри. Не громкое название, не размер конверта, если таковой имеется, а благословение настоящих мастеров – вот пропуск в русскую литературу.
Особо значимы проекты СПР, что собирают вместе разные поколения – это иркутские Дни русской духовности и культуры «Сияние России», якутская «Благодать большого снега», «Белые журавли» в Дагестане и Москве, Гумилёвский фестиваль в Крыму, всеми поминаемая «Омская зима», Прохоровское поле, Шукшинские дни, Есенинские, Фатьяновские и множество иных региональных, республиканских и областных фестивалей, декад, чтений.
Регулярно проводятся Южно-Уральский и Всесибирский Алтайский семинары, Краснодарские краевые. Активны Самара, Екатеринбург, Челябинск, Оренбург, Воронеж, Сывтывкар, Брянск, Тюмень, Омск. После многолетней тишины в 2016 году великолепный межрегиональный семинар провели новосибирцы.
Знаменательно, что в этот день Съезд приветствует создание в СПР Совета молодых литераторов. Это первый итог совместной работы мастеров и молодых. Первый и впечатляющий – за год создано более 20 отделений, и это только начало.
Совет молодых литераторов видит перед собой два стратегических направления: первое – активизировать массовое литературное творчество молодёжи по всей стране, второе – отработать понятный механизм структурирования творческо-профессиональной иерархии в писательском цехе. И то и другое СПР жизненно необходимо.
Более того, думаю, что созданный нами СМЛ может и должен послужить примером для иных творческих союзов, для научного и технического сообществ, для медицины, педагогики и иных, примером конструктивного преодоления не просто «старения» интеллектуальных национальных институтов, но, главное, поступательного, без взрывов и провалов, построения общенационального творческого будущего».
Почитать новый номер можно на сайте «Журнальный мир».
Анатолий Побаченко