В 2018 году Россия отмечает столетие со дня рождения одного из лучших своих Поэтов – Ивана Елагина. Первым городом, где прошёл памятный вечер, стал Новосибирск. В котором Поэт никогда не бывал…
Иван Елагин – безусловно, сильнейший из русских поэтов, практически неизвестных на Родине. Этой безвестности способствовали сложные перипетии его личной судьбы в контексте судьбы самой Родины в невероятном двадцатом веке. Расставание со своей страной в 1944-м году было горьким и непоправимым. Хотя наш герой и предвидел, что возвращение состоится:
С милицией, с прокуратурой,
С правительством – я не в ладу,
Я в русскую литературу
Без их разрешенья войду.
Не в тёмном хлеву на соломе,
Не где-нибудь на чердаке, –
Как в отчем наследственном доме,
Я в русском живу языке.
Елагин многажды возвращался – переводами в журналах «Америка» и «Иностранная литература», самиздатом, Евгением Евтушенко и Даниилом Граниным, самозабвенными трудами Евгения Витковского и Сергея Пинаева и даже увесистым двухтомником – так ни разу и не вернувшись «до конца».
Привыкли мы всякую ересь
Читать на страницах газет.
Твердят, с географией сверясь,
Что я эмигрантский поэт.
Я знаю – всё стерпит бумага,
Чем люди её нагрузят.
Но если я даже бродяга,
У книг моих есть адресат.
Пускай и ухабы и встряски –
Моё кочевое житьё,
Но разве должно быть в участке
Прописано слово моё?
Иль, может быть, критик циничный
Действительно способ нашёл
В стихи мои столб пограничный
Забить, как осиновый кол?
Художника судят по краскам,
Поэта – по блеску пера.
Меня называть эмигрантским
Поэтом? Какая мура!
Поэтический марафон «Дыхание» предпринимает в год столетия со дня рождения интереснейшего автора ещё одну попытку укрепить Ивана Елагина на «русской полке». Первым мероприятием из серии «Читаем Елагина», запланированной на 2018 год, стал вечер в Доме Цветаевой, состоявшийся 17-го января. В этот вечер в театральном зале Областной научной библиотеки, при не самом большом, но и не малом скоплении народа стихи Елагина читали три новосибирских поэта – Александр Чех, Павел Куравский и Андрей Лузин. Каждый вложил в чтение что-то своё. Андрей Лузин, как и свои стихи, читал елагинские «на пределе ума» – надрывно, самозабвенно, на оголённом нерве.
Павел Куравский не только прочёл наизусть несколько стихотворений, но и постарался вкратце ознакомить аудиторию с трудной биографией своего любимого автора.
Александр Чех внёс в течение январского вечера нотку высокого трагизма и философского осмысления поэтической судьбы как неотвратимого фатума:
В рамки этой скромной статьи вовсе не входит рассказ о биографии Ивана Елагина, чья настоящая фамилия – Матвеев, имя при рождении – Уотт-Зангвильд-Иоанн Март, место рождения – японский Владивосток, место становления Поэтом – лагеря «перемещённых лиц» под Мюнхеном, а место смерти – Питтсбург, штат Пенсильвания. Не вместит эта статья и рассказ о его удивительной творческой семье, в которой был дед – виднейший краевед Дальнего Востока, отец – расстрелянный поэт-футурист, двоюродная сестра – советский автор-исполнитель Новелла Матвеева… Истории жизни Елагина мы ещё уделим время. Поскольку оно обязательно придёт.
Я родился при шелесте справок, анкет, паспортов,
В громыхании митингов, съездов, авралов и слётов,
Я родился под гулкий обвал мировых катастроф,
Когда сходит со сцены культура, своё отработав.
Разумеется, вечера его стихов не обходятся без споров и пересудов. Что скрывать – отношение к Елагину-человеку у неподготовленных слушателей по-прежнему неоднозначное. На вечере в Доме Цветаевой раздавались не только аплодисменты и восторженные отзывы, но и критика личного характера. Одна женщина в перерыве подошла к чтецам и назвала Поэта «предателем», «пособником» и «трусом». Самое удивительное, что она и её муж не покинули мероприятия и высидели всю вторую часть до конца, внимательно выслушав все стихи программы! Спасибо им за это – за точку зрения, которую мы не разделяем, за полярность мнений и свободу выбора. Именно этим так дорожит оргкомитет Поэтического марафона «Дыхание», инициировавший проект «Читаем и перечитываем». Именно этим так дорожил Иван Елагин.
И что там какие-то тайны –
Секрет мастерства, –
Пусть будут, как звезды, случайны
Ночные слова,
Пусть падают криво и косо
В овраги стиха, –
Вот так же летят под колёса
Листвы вороха.
Но помни, что с болью, со стоном,
Как грех на духу,
Вот так же слова исступлённо
Отдашь ты стиху,
Но помни, что ты настоящий –
Лишь всё потеряв,
Что запах острее и слаще
У срезанных трав,
Что всякого горя и смрада
Хлебнешь ты сполна,
Что сломана гроздь винограда
Во имя вина.
Самым удивительным для зрителей в Доме Цветаевой, пожалуй, стали даже не сами стихи автора, многими услышанные впервые. По тематической амплитуде, по многообразию и глубине лирических настроений Елагин – один из самых вместительных художников слова в русской поэзии второй половины XX века. В поэзии Елагина – крепкое и органичное сочетание интимного чувства, гражданского пафоса и философской глубины. Его стихи драматургичны, конфликтны, отчётливо построены на тезе, антитезе и синтетическом ярком финале. При этом, поэтика выстроена в лучших традициях русского классического стиха, Елагин – в самом лучшем смысле слова эстетический конформист, анти-экспериментатор. Наиболее удивительно то, что история и американский профессор-славист Джон Глэд сберегли для нас не только голос, но и изображение Поэта. В этот вечер зрители смогли не только услышать стихотворца, но и увидеть, как он читает.
Возможность познакомиться поближе с поэзией и биографией Ивана Елагина представится новосибирским ценителям литературы ещё не раз в этом году. Мы будем продолжать читать его стихи на разных площадках, обновляя и дополняя программу, используя современные мультимедийные технологии, делая её всё более захватывающей. Новосибирские любители настоящей поэзии достойны того, чтобы глубже погрузиться в творчество одного из сильнейших русских авторов XX века.
Сам я толком не знаю,
Что от жизни я жду.
На подножку трамвая
Я вскочил на ходу.
Да, наверное, круто
Повернув невзначай,
Где-то сбился с маршрута
Непутёвый трамвай.
И вагон как попало
Скрежетал, громыхал
С одного перевала
На другой перевал.
Отовсюду нагрянув,
Обступили меня
Карусели каштанов
И домов толкотня,
Блёстки звёздных колючек,
Пляс осенней трухи,
Мне не выдумать лучших,
Чем вот эти стихи.
И, пожалуй, что в этом
Биография вся:
Оставался поэтом,
На подножке вися.
Павел Куравский
Фото и видео с мероприятия: Ольга Рахвалова
Увидеть больше видео со стихами Ивана Елагина можно в группе «Литературной карте» ВКонтакте