В «Студии 312» состоялось первое занятие

В субботу 25 ноября «Студия 312» провела первое практическое занятие в одноименной аудитории, по совместительству – фотобиблиотеке ГПНТБ. На обсуждение были вынесены микросборники новосибирского прозаика Дмитрия Райца и петербургской писательницы Евгении Чернышовой, подготовленные к печати в рамках свободной издательской инициативы «Здесь».

Подискутировать о прочитанном, а заодно полистать фотолитературу, выпить чаю и ознакомиться с новинками свободной издательской инициативы «Здесь» собрались Сергей Васильев, Андрей Верхов, Екатерина Волошина, Александр Дурасов, Вячеслав Ковалевич, Святослав Одаренко, Олег Полежаев, Дмитрий Райц и Сергей Шуба.

Оживлённую полемику вызвал рассказ Дмитрия Райца «Дачники». Автор поделился историей создания и многократного редактирования произведения, а присутствующие отметили вневременность взятой темы, любопытную позицию отстранённого рассказчика и отсутствие патетики. Интересную интерпретацию предложил Андрей Верхов, нашедший в слаженном течении рассказа несколько ритмических сбоев, благодаря которым произведение приобрело своё неповторимое звучание. Олег Полежаев выразил готовность поработать с рассказом более плотно и подчеркнул необходимость правильного встраивания деталей в ткань текста. Аудиторию задела парадоксальная концовка, в защиту которой высказались противники пафоса и чрезмерного эмоционального накала. Попутно в беседе коснулись роли конфликта, а также случайных и неслучайных образов в малой прозе.

Второй рассказ Дмитрия — «Центральный парк» — был принят более однозначно. По мнению Сергея Васильева, этот текст явил собой хороший образец минимализма, хотя над минималистичностью можно было поработать и усерднее. Совместными усилиями, к изумлению автора, в рассказе нашли тщательно замаскированный политический конфликт. Кроме того, была отмечена бессюжетность произведения, только украсившая его, по мнению Андрея Верхова. Автор, в свою очередь, сообщил, что обсуждаемый «зимний» текст задумывался как экспериментальное выявление границ прозы, писался в тридцатиградусную жару, а в будущем должен стать частью цикла, посвящённого конкретным местам Новосибирска.

Рассказы Евгении Чернышовой присутствующие были склонны одобрить. В большей степени аудитория прониклась рассказом «Ночной электрик», вызвавшим массу воспоминаний о детских страхах и напомнившим Олегу Полежаеву его собственный поэтический цикл «Тёмная сторона детства». Олег отметил грамотную индивидуализацию взятой ситуации, а вот Вячеслав Ковалевич и Святослав Одаренко обратили внимание на переключение точек зрения, определённое как некритическое упущение. Ими же была отмечена выраженная литературность стиля, местами скорее избыточная.

Рассказ «Быстро движется очередь» был тепло принят мужской частью аудитории за неоднозначность названия, неидеальность героев и открытый финал, не позволяющий считать произведение банальной сказкой. Правда, возник небольшой спор относительно реалистичности изображённой ситуации и стилевого соответствия концовки началу. У Олега Полежаева вообще возникли сомнения, что концовка в рассказе присутствует. «Хотелось бы как раз понять, – заметил он, – как события станут развиваться дальше». Для удобства Евгении Чернышовой, не имеющей возможности присутствовать при разговоре, кураторы записали обсуждение её работ на диктофон и пообещали донести до особо добросовестных критиков ответное слово автора.

Встречи «Студии 312» планируется проводить раз в две недели. Тему обсуждения можно узнавать в группе студии ВКонтакте или непосредственно у кураторов проекта.

Юлия Федорищева
Фото Вячеслава Ковалевича

Оцените этот материал!
[Оценок: 0]