Несколько десятков новосибирцев собралось 4 июня в гостиной книжного магазина «Плиний Старший» на творческую встречу с известным новосибирским поэтом Константином Мишениным. И это несмотря на то, что на улице стоял жаркий воскресный день. Видимо, поэзия этого человека оказалась сильнее всевозможных летних соблазнов.
«Моих стихов полночная река» — именно так мистически и многообещающе звучало название вечера. И поэт не обманул ожидания своих поклонников — громко и выразительно читал свои лучшие стихотворения, родившиеся как в последнее время так и написанные ранее — в моменты счастливых творческих подъёмов. Меня всегда привлекала лаконичность большинства стихотворений Константина — не более трёх — четырёх (а порой и одно — два) четверостиший. Сейчас некоторые поэты пишут длинные и пространные стихотворения, искренне полагая, что так они смогут донести до слушателей все свои сокровенные мысли и порой совершенно забывая о смысловой наполняемости текстов. Константин же стремится каждой строкой выразить себя. Вот как, например, пронзительно и верно это прозвучало в стихотворении «О женщинах, так ищущих любовь…»:
О женщинах, так ищущих любовь
Среди зеркал и слов неосторожных,
Мне размышлять порою так тревожно,
Когда вскипает дремлющая кровь.
О женщинах, так ищущих любовь
Среди зеркал и слов неосторожных,
Не показать и не промолвить ложно…
Лишь ощущенье правды многосложной
Так разгоняет дремлющую кровь….
Конечно же, было много истории, философии, мистики — Константин Мишенин и на этот раз остался верен себе — в многообразии образов искал то единственное поэтическое зерно, которое способно вызвать симпатии слушателей. И даже если он и обращался к давно минувшим векам, то и тогда старался быть созвучным вневременному бытию. Стихотворение «Пенелопа», символизирующее несокрушимость женского ожидания и терпения, как нельзя лучше иллюстрирует эту мою мысль:
Она жила и ожиданье
Мешалось с шумом древних волн.
Возможно кренилось сознанье
И слабый прорывался стон.
А вдалеке — за буйством красок
И ниспадающей тоски
С богов сходили злые маски —
Надежды чахлые ростки.
И новый день был очевиден:
Итака, берег, солнца круг
И тот корабль, что не виден
И ожидаемый супруг.
Заметное место на встрече было отдано российской истории, что нашло, например, воплощение в противоречивых образах последнего русского царя Николая Второго и опричника Малюты Скуратова. Но особенно впечатляющее прозвучало стихотворение «Куда ушли языческие боги…», которое мне представляется неким сквозным видением российской истории. И поэтому хочется привести хотя бы его часть:
Куда ушли языческие боги,
Отринутые княжеской рукой,
Однажды от славянского порога,
Чтоб не мешали быть судьбе иной.
Им ведомо, наверно, было много
О сущности мерцающих страстей.
С тех самых пор российская дорога
Слагалась из языческих путей.
И пусть христова истина повсюду
Крепила силу русских рубежей.
Языческая смесь греха и чуда
Крутила души в мутном кураже…
Как и на всех своих прочих выступлениях, Константин и сейчас предусмотрел музыкальные паузы, которые весьма гармонично заполнили барды. Элла Нам и Ростислав Киюто исполнили песни Юрия Визбора «Одинокий гитарист», «Вальс непогоды» Александра Матвеенко и «Прощай, двадцатый век» Александра Дольского. Алексей Грачёв проникновенно спел песни Булата Окуджавы «Моцарт» и «Совесть, благородство и достоинство». Певица Яна Дудухина очень эмоционально представила композицию на собственные стихи «Любимый, здравствуй».
Ну и, конечно же, не был забыт свободный микрофон — ведь на встречу пришло немало поэтов, которым также хотелось поделиться со слушателями своим творчеством. Так, Елена Калиганова обратилась к загадочному образу царицы Клеопатры, а Сергей Шепелев — к личности Чингизхана.
Мистическими изысками о древнем Египте поделилась гостья из Усть-Каменогорска Лариса Мартынова. Образ Христа нашёл своё отражение в стихотворении Анатолия Побаченко. А Аркадий Константинов, будучи признанным мастером одностиший, и теперь порадовал нас своими находками.
Был и дебют — Владимир Каменский весьма артистично читал стихотворения Саши Чёрного, этого ироничного поэта Серебряного века. Кроме того, он представил своё стихотворение «К фотографии», которое дышало искренностью и непосредственностью чувств. Также хочется отметить и Рину Васильеву — она свои личные душевные искания облекла в красивую поэтическую строку.
Более двух часов продолжалось мероприятие — и всё это время было насыщено творческой энергией его участников. Даже слушатели оказались вовлеченными в действие своими эмоциями. Мне же хочется пожелать главному участнику вечера — Константину Мишенину ни в коем случае не снижать планки творческих поисков, а также развивать поэтический клуб «Острова», руководителем которого он является.
Мария Каменская
Фото Александра Давыдова