29-08-2021

Темой второго дня Межрегиональной летней школы молодых библиотекарей стало создание имиджа. Участники рассуждали об образах библиотеки и библиотекаря в современном мире, говорили о формировании коммуникационной среды в учреждениях, обсуждали способы общения с молодой аудиторией.

Напоминаем, что в городе Куйбышеве с 28 по 31 августа проходит Межрегиональная летняя школа молодых библиотекарей "Моя профессия – библиотекарь: формирование имиджевых коммуникаций". Мероприятие проводит юношеская библиотека при поддержке министерства культуры Новосибирской области, НРОО "Гильдия молодых библиотекарей", Молодежной секции Российской библиотечной ассоциации.

Открыла второй день работы главный библиотекарь отдела координации и развития НОЮБ Э.В.Смирнова с выступлением "Образ современной библиотеки: составляющие имиджа".

"Задача библиотекарей – создать такой имидж своего учреждения, чтобы в массовом сознании оно вызывало положительный образ", – с этого начала Элеонора Владимировна. Она напомнила участникам школы, что такое имидж, каковы его уровни и типология, а также рассказала о стадиях формирования положительного имиджа учреждения. Фирменный стиль, клиентская поддержка, работа с отзывами, организация маркетинговых мероприятий, демонстрация экспертности специалистов библиотек через социальные сети, прямые эфиры и мастер-классы – такие методы отметила Элеонора Владимировна. Кроме того, она остановилась и на важности создания внутреннего имиджа и тех мероприятиях, которые способствуют этому: корпоративы, формирование благоприятной рабочей атмосферы, бонусы для работников.

Продолжением разговора стала питч-сессия "Имидж библиотеки. Имидж библиотекаря" от главного библиотекаря отдела социокультурных проектов "Омских муниципальных библиотек", председателя ОГМОО "Молодежный совет" А.Ю.Гермизеевой и ведущего методиста отдела социокультурных проектов "Омских муниципальных библиотек" Т.А.Быковой. Коллеги из Омска рассказали о своем опыте работы построения имиджа библиотеки и продвижения проектов.

Так, Алина Юрьевна подробно остановилась на том, зачем нужна правильно выстроенная репутация в медиапространстве: она позволяет повысить доверие к учреждению, привлечь новых сторонников, создать возможности развития грантовой деятельности, кроме того, репутация работает на рост экспертности организации.

Омские муниципальные библиотеки разрабатывают и реализовывают социокультурные проекты, которые играют важную роль в продвижении библиотеки и построении ее положительного имиджа, привлечения новых читателей. Например, проект библиотечного центра "Дом семьи" по созданию соляной пещеры в детской библиотеке, автоквесты по творчеству А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского, "Литературный экспресс" – проект формирования передвижной коллекции лучших детских книг, "Буквоград" – проект по созданию интерактивных развивающих пространств для детей в нескольких районах города.

Какова роль личного бренда библиотекаря в положительном имидже учреждения? Нужен ли библиотекарю вообще личный бренд? Об этом участники школы говорили в рамках живого обсуждения и во время работы в группах. По мнению Алины Юрьевны, необходимо создавать имидж библиотекарей как современных специалистов. "Мы можем быть безымянными сотрудниками, но если мы сформируем личный бренд – мы совершим скачок в своей работе, получим возможность продвижения по карьерной лестнице, нас заметят", – считает представитель Омских муниципальных библиотек. Участники школы обсудили пять страхов в создании личного бренда: неверие в себя как в профессионала, скромность, отсутствие понимания и времени для этого, нехватка денег для рекламы и продвижения, техническая составляющая.

С чего начать? Алина Юрьевна предложила свой алгоритм: мониторинг уже имеющейся личной страницы в соцсетях (фотографии, группы в подписках, личная информация, темы постов), создание своего образа, который мы хотим продвигать (определяем свои ценности, расставляем приоритеты, перечисляем свои лучшие черты), определение целевой аудитории (для кого мы пишем?). Затем нужно определить, в какой социальной сети мы будем создавать свой личный бренд, и начинать работу.

Татьяна Александровна в своем выступлении остановилась на взаимодействии со СМИ, партнерами и органами власти. Она рассказала о том, как "Омские муниципальные библиотеки" работают с журналистами, на каких площадках размещают информацию о мероприятиях. Кроме того, Татьяна Александровна провела небольшой мастер-класс по написанию новостей и пресс-релизов.

Без участия партнеров библиотекам сложно реализовать интересные проекты в масштабах города или района, поэтому важно уметь выстраивать эффективные взаимоотношения с различными организациями. Татьяна Александровна поделилась опытом омских библиотек по привлечению партнеров: она рассказала о составлении привлекательной презентации и написании официальных писем.

После обеда прошла виртуальная сессия "Эффективная коммуникация в библиотеке". Кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры И.Ю.Матвеева рассказала о коммуникационной среде в библиотеке. Ирина Юрьевна раскрыла особенности библиотечных коммуникаций: деловой характер, открытость и непредсказуемость, множественность участников, возраст. "Наша задача – выстроить коммуникации так, чтобы они работали на имидж, на решение проблемных вопросов, вопросов развития библиотек", – подчеркнула И.Ю.Матвеева. При этом библиотекарь должен "стать “умным взрослым” для подростков, которые будут приходить в учреждения на мероприятия и за книгами". Мы решаем сейчас инновационные задачи, отмечает Ирина Юрьевна. Раньше этих задач и вопросов не было – развиваются технологии, появляются новые площадки, меняется сам человек. "Мы всегда должны помнить о цели наших проектов и той аудитории, для которой мы что-то делаем", – считает И.Ю.Матвеева.

Кроме коммуникационной среды, Ирина Юрьевна остановилась также на характеристиках кадрового потенциала библиотечной отрасли, подготовке специалистов, профессиональном сознании и ценностях. Клиентоориентированность, ориентация на партнерство, кооперация, профессионализм, гуманизм, трудовая самоотдача, дисциплинированность – ключевые ценности библиотечного сообщества.

В продолжение темы литературного краеведения выступила заведующая методико-библиографическим отделом МКУК "Централизованная библиотечная система" г.Куйбышева Л.А.Зуева. Лидия Александровна рассказала о проекте "Словечко", который призван раскрыть творческий потенциал детей, подростков и молодежи: основных этапах подготовки и результатах. В рамках проекта выпущено три литературных альманаха с произведениями талантливой молодежи района. Сборник также размещен на сайте ЦБС.

Заведующая сектором краеведения МКУК "Централизованная библиотечная система" г.Куйбышева Н.Н.Воробьева также рассказала о проектах учреждения по краеведению: ежегодном литературном фестивале "Сибирский звездопад", литературно-патриотических чтениях "Февральский ветер". Наталья Николаевна обратила внимание на то, что такие мероприятия "помогают воспитать в читателях теплое отношение к родной земле".

О нюансах общения с молодежной аудиторией рассказал библиотекарь Центра поддержки культурных инициатив молодежи юношеской библиотеки, председатель Совета молодых специалистов при министерстве культуры Новосибирской области Н.С.Шевцов. Никита Сергеевич поделился опытом взаимодействия с волонтерами и партнерами и рассказал о том, как сделать совместную работу эффективной.

"Библиотека глазами пользователей: выводы и размышления" – с такой темой выступила главный библиотекарь отдела образовательных программ и проектной деятельности юношеской библиотеки Г.В.Покусаева.

В завершение второго дня состоялась творческая встреча с поэтом и журналистом Павлом Куравским "Одну свою жизнь живу…".

О событиях первого дня читайте здесь и здесь.