20 октября 2016 года в библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в рамках литературно-музыкальной гостиной “Вдохновение” прошёл вечер, посвящённый колокольной тематике. Тематически его можно было разделить на четыре взаимосвязанные, дополняющие и обогащающие друг друга части.
Вдохновителем вечера выступил поэт Иван Семёнович Зайцев, выразивший желание услышать о колоколах и преломлении этой темы в творчестве Марины и Анастасии Цветаевых, желание, чтобы во встрече присутствовало духовное начало.
Вела вечер звонарь храма святого благоверного князя Олега Брянского Ирина Крюкова.
В первой части встречи шёл разговор о колоколах, колокольном звоне как национальном достоянии, национальной гордости, символе России. Говорили о неразрывной связи колокольного звона с православным храмом (ведь звон колоколов – это единственная инструментальная музыка, которая может звучать во время православного богослужения), об уникальности звонницы с набором колоколов как особого музыкального инструмента, о сакральности звона, его видах и выразительных средствах…
Звучали записи колокольных звонов в исполнении выпускников новосибирской Школы звонарей. Выставка колокольчиков, показ картин русских художников на колокольную тематику создавали особое настроение.
Приводились примеры использования колоколов в памятниках. Например, памятник “Тысячелетие России” в Великом Новгороде или сочетание колокола и гитары в памятнике В. Высоцкому в Набережных Челнах.
Все эти сведения помогли более осознанному пониманию и восприятию последующих колокольно-литературных тем.
Марина и Анастасия Цветаевы, имея тягу ко всему истинно художественному, патриархальному, исключительному, освящённому традициями, отдали дань колокольной тематике в своих произведениях.
Во второй части встречи была представлена книга А.И. Цветаевой “Московский звонарь” об уникальном человеке, звонаре-виртуозе, теоретике в области колокольного звона Константине Сараджеве (1900-1942 гг.). Многие современники называли К.Сараджева колоколистом, подчёркивая его исключительное положение среди звонарей. В книге Анастасия Ивановна приводит много удивительных фактов об уникальном тонком слухе Сараджева, его феноменальной музыкальной памяти и о том, какое ошеломляющее впечатление производил его звон на слушателей.
Анастасия Ивановна, общаясь с Константином Сараджевым и делая записи о нём, стремилась словно бы “подарить” этого человека А.М. Горькому и своей сестре Марине. Мы должны быть благодарны А.Цветаевой за то, что она сохранила для нас память о необыкновенном звонаре, страстно увлечённом колоколами. Ведь первоначальная рукопись была утеряна, и писательнице пришлось по памяти восстанавливать её, по крупицам собирая материал.
А Марину Цветаеву можно назвать поистине колокольным поэтом. Её поэзии была посвящена третья часть встречи. Большое внимание было уделено истокам колокольности цветаевской поэзии. Многие события её жизни, нашедшие отражение в стихах, проходили под колокольный звон. Цветаева в стихотворениях часто описывает своё восприятие звона колоколов:
“Есть у нас презвонкий
Колокольный звон”
***
“Вечерний колокол поёт едва…”
***
“И плывёт церковный звон
По дороге белой”
***
“Накрапывает колокольный дождь”
***
“Перекатился колокольный гром”
Колокола в поэзии Марины Цветаевой слышны полнозвучно, многоголосо. Они звучат так, как необходимо ей как поэту для создания образного строя стихотворения.
В четвёртой, заключительной части встречи звучали стихи и песни новосибирских поэтов, посвящённые Марине Цветаевой, песни на её собственные стихи и те стихотворения, где есть колокольная образность.
Достойный уровень новосибирских поэтов – Анатолия Побаченко, Людмилы Томиловой, Константина Мишенина – наводит на мысль о том, что назрела необходимость издания сборника, где были бы собраны литературные произведения, посвящённые М. Цветаевой.
Встречу очень украсили мелодичные песни на стихи Цветаевой в исполнении Натальи Шубиной и Екатерины Лавриной (участниц Лиги Свободных авторов). В их голосах и звучании гитары словно был слышен звон колокольчиков.
Ирина Крюкова
Фото Екатерины Лавриной