Яндекс.Метрика

Макаренко Юлия Львовна

Ю. Макаренко - Пирог со всякой всячиной

Юлия Львовна МакаренкоРодилась 25 июля 1939 года в Новосибирске. Отец — Лев Николаевич Солуянов — работал завучем и много лет преподавал русский язык и литературу в школе № 73. Мама — Александра Алексеевна Лушникова — преподавала математику в школе № 40. Почти все родственники и друзья семьи также были учителями. Поэтому писательница считает миром своего детства школу. Очень много воспоминаний детства связано с работой её родителей.

Юлия Львовна росла в военные и послевоенные годы, поэтому её ранние воспоминания связаны с бытом тех лет. Семья жила в коммунальной квартире, в которой кроме них жило множество людей, эвакуированных из Москвы. По вечерам все жильцы собирались на кухне, при свете керосиновой лампы жарили на плите картошку и пели песни. Будущая писательница была единственным ребенком в этой перенаселенной квартире, и взрослые развлекались, прося её петь, танцевать или читать стихи.

Училась сначала в средней школе № 70, потом в школе № 73. Любила литературу, русский и французский языки, химию, географию. Не любила физику и математику. По воспоминаниям писательницы, она не была примерной ученицей, но училась прилично. Школу окончила с серебряной медалью.

В детстве будущая писательница училась в музыкальной школе и собиралась профессионально заниматься музыкой, но со временем передумала.

В семье все много читали и, конечно, с юных лет Юлия тоже приобщилась к чтению. Вот как об этом говорит сама писательница: «Первой прочитанной книгой был «Конек-горбунок» П. Ершова. Потом стала читать С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто. У меня была книга стихов А. Барто «О чем пели птицы?». Все Ю. Макаренко - Стая белых воронстихи из этой книжки я знала наизусть. Любила сказки Г.-Х. Андерсена, «Уральские сказы» П. Бажова, повести А. Гайдара, М. Прилежаевой. Наибольший восторг вызывала повесть Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Конечно, читала классику: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова. Отец очень любил Некрасова и много знал наизусть. Я всю жизнь преклонялась перед Н. Гоголем. Его фантазия безгранична, а манера письма просто завораживает и кажется непостижимой. В подростковом возрасте стала увлекаться зарубежными авторами, вначале читала английскую, американскую, французскую классику, после с помощью журнала «Иностранная литература» стала знакомиться с современными авторами, такими как Э. Хемингуэй, Л. Фейхтвангер, А. Мердок, М. Стюарт, Ф. Мориак, Г. Гессе, М. Ларни. Вообще, в каждой стране есть писатели высокого мастерства, но если говорить о пристрастиях, то очень люблю латиноамериканцев, например, Ж. Амаду, Г. Маркеса, X. Кортасара, М.В. Льосу, П. Коэльо. Восхищаюсь писателями-юмористами, такими как М. Твен, О. Генри, М. Зощенко, В. Драгунский. Невозможно выбрать какую-то одну книгу, но у меня на столе обычно лежат «Рассказы» М. Зощенко, который мне как-то близок в манере письма». Кроме литературы, Юлия Макаренко признаётся также в большой любви к классической музыке и балету.

После школы Юлия Львовна окончила Томский государственный университет, после много лет работала в различных химических лабораториях. Затем окончила патентный институт и двадцать лет занималась патентной и информационной работой.

Но как случилось, что со временем проявился писательский талант и из-под пера стали выходить именно детские книги? Сама писательница объясняет это так:

Ю. Макаренко - Операция "Брысь!"«Я стала писать для детей, потому что, мне кажется, им это нужно. Взрослые уже сформировались, их, практически, нельзя изменить, им трудно помочь. А дети — в стадии роста, развития, у них возникает множество вопросов, на которые никто не хочет отвечать. Я пытаюсь помочь советом взрослого человека. Судя по реакции школьников, иногда это удается».

«В нашей семье все умели выражать свои мысли в письменном виде. Это не считалось чем-то особенным. Я знала, что могу писать, но не придавала этому большого значения и не мечтала стать писателем. Тем не менее, жизнь складывалась так, что эта способность как-то проявлялась на работе, меня постоянно использовали для составления обзоров, комментариев, написания учебников, методических материалов, журнальных и газетных статей. Первые публикации были в технических журналах. Потом стала писать стихи, также пьесы и конферанс для художественной самодеятельности. Думаю, что писателями, таки, рождаются».

«Поскольку большую часть детства я провела в детсаду или в школе, или в пионерском лагере, то, конечно, мир детей знаю не понаслышке. Отлично помню собственные проблемы переходного возраста, свои переживания по поводу неудач, ссор, конфликтов с подругами, учителями, как будто это было вчера. В те годы я очень нуждалась во взрослом собеседнике, который захотел бы со мной общаться и мог дать мудрый совет. Я думаю, многие ребята страдают от невнимания родителей, которые считают своих детей недостаточно взрослыми для серьезных разговоров, а на вопросы обычно отвечают: «Тебе еще рано это знать, ты не поймешь!» Именно поэтому в своих рассказах стараюсь обсуждать сложные темы, пытаюсь рассказывать смешно о серьезных вещах в надежде, что, может быть, это кому-то пригодится». Да и как бы это ни было удивительно, сама Юлия Львовна признаётся, что она до сих пор чувствует себя тринадцатилетним подростком на перепутье жизни.

Ю. Макаренко - Каждый выбирает для себя

Таков и её читатель: это подросток 9-14 лет, умный, читающий ребенок, энергичный и любопытный. Он интересуется окружающим миром, хочет найти в нем свое место, потому задает много вопросов. И с ним не надо бояться говорить о сложных вещах. Дети понимают гораздо больше, чем мы думаем. Кроме того, у детей прекрасно развито чувство юмора. Юлия Львовна поняла это после того, как стала общаться с читателями.

Юлия Львовна считает литературную деятельность своим призванием и говорит, что нужно заниматься тем, что лучше всего получается. В числе качеств, необходимых для детского писателя, она называет ум, терпение и доброту. А ещё — чувство юмора. Это обязательно, ведь зануду никто не услышит.

Самым значимым мнением о своих книгах она считает мнение литераторов-профессионалов. Из новосибирских литераторов Юлия Львовна знакома с В.И. Мининым, Ю.И. Горустовичем, О.И. Мухиной, О.Н. Киевской, Л.М. Ливневой, Е.Ф. Мартышевым, И.С. Зайцевым и другими. Большой удачей считает писательница своё знакомство с П.П. Дедовым – от него удалось услышать много полезных замечаний и советов.

Активное сотрудничество ведёт Юлия Макаренко с библиотеками – она всегда с охотой откликается на приглашения к участию в различных мероприятиях для детей.

Произведения:

  • «Школа президентов»: рассказы для детей и взрослых (Новосибирск, 2002)
  • «Каждый выбирает для себя»: рассказы (Новосибирск, 2004)
    Ю. Макаренко - Победить себя
  • «Операция «Брысь!» (Новосибирск, 2007)
  • «Стая белых ворон»: сборник рассказов для детей школьного возраста (Новосибирск, 2010)
  • «Победить себя»: сборник рассказов для детей школьного возраста (Новосибирск, 2012)
  • «Пирог со всякой всячиной» (Новосибирск, 2014)

Творчество
(рассказ «Там хорошо, где нас нет»)

Зеленый шерстяной коврик с узором из голубых и розовых цветов вальяжно раскинулся на диване, он слов­но приглашал хозяев лечь и отдохнуть. У каждого, кто ложился на коврик, быстро улучшалось самочувствие, повышалось настроение, однако сам ковер не был дово­лен жизнью. Время от времени, расправляя складки, он жаловался висевшей над ним картине с изображением горного пейзажа:

— Валяются на диване все, кому не лень, задавили меня, ворс измяли! Сегодня по телевизору видел зеленый луг, усыпанный живыми цветами. Уверен, что я — часть этого луга, и место мое — не в душной квартире, а на широких просторах земли. Ах, если б очутиться на при­роде, уж я бы развернулся, показал, на что способен! Ведь люди меня соткали неспроста. Разве я не самый мягкий и пушистый в этой квартире?

— Самый, самый, — соглашалась картина, кивая утесом.

Тот от сочувствия так наклонился, что от него отко­лолся кусок скалы.

— И ворс у меня крепче, чем у кота Василия, который линяет, как старый тулуп.

— Крепче, крепче, — соглашалась картина.

Даже кот не спорил, он сидел на коврике и уходить не собирался.

— Но судьба так жестока, не дает никакого шанса.

— Какая тяжелая жизнь! — расстроился Василий.

От волнения он принялся царапать диван. Но однаж­ды судьба сменила гнев на милость. Хозяйка сказала:

— Сегодня едем на пикник. Погуляем по лесу, нажа­рим шашлыков, полежим на травке, для подстилки ис­пользуем зеленый коврик, он уже старый, не жалко.

Домочадцы обрадовались, сложили в сумку разные продукты, сели в машину и поехали за город. Коврик взяли с собой. Он был очень доволен, ему хотелось сме­яться от радости, но у ковров это не принято. Приехали на поляну с одуванчиками, постелили коврик, достали продукты, развели костер и стали жарить шашлыки. Все шло хорошо, но тут судьба — капризная дама — решила, что хорошего должно быть понемножку, и послала дождь, да не жалкие брызги, а настоящий ливень. Костер погас. Люди залезли в машину, пожевали всухомятку, стали ждать, когда кончится дождь, но у него были другие пла­ны. Видимо, решил выполнить месячную норму, чтоб за­тем с чистой совестью моросить где-нибудь в Париже. Наконец, людям надоело ждать, и они уехали, коврик забыли на поляне. Теперь он валялся в луже, страдал, вспоминая уютную сухую комнату и диван, на котором так приятно растянуться. А если кто приляжет сверху, ну так что ж? Ковры и созданы для отдыха, но не затем, чтоб мокнуть, как последняя собака. Скоро вылезет ворс, и конец. Видно, пропадать придется.

В жизни так случается, но бывает по-другому. Хозяй­ка квартиры из всех наук предпочитала экономику. Она вела исключительно экономный образ жизни, потому вспомнила о коврике и велела за ним вернуться. Ничего, что старый, вполне может пригодиться. Дома его вымы­ли, подсушили на балконе. Коврик приободрился, распу­шился, но после тяжелого путешествия уже не выглядел столь авантажно, и его постелили у двери в прихожей. Теперь люди вытирали об него ноги. Коврик вздыхал, но терпел, не жаловался вешалке и коту Василию, а о глав­ном событии своей жизни вспоминал с неизменным восхищением:

— …Значит, лежу я на поляне среди прекрасных цве­тов. Вокруг живые незабудки, рододендроны, азалии. Или орхидеи? Василий, вам доводилось нюхать орхидеи, нет? Как не повезло! Можно сказать, жили вы напрасно. Мне вас очень жаль.

Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной юношеской библиотеки:

  • «Операция «Брысь!» / Ю. Л. Макаренко. — Новосибирск : НГАБТ, 2007.
  • «Пирог со всякой всячиной» / Ю. Л. Макаренко. — Новосибирск : НГАБТ, 2014.

Источники:

 

 

 

 

Оцените этот материал!
[Оценка: 0